Требование: о взыскании долга и пени по страховым взносам
Вывод суда: исковые требования удовлетворены, решение суда первой инстанции изменено
г. Пермь |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А60-47405/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Серове и Серовском районе Свердловской области (ИНН 6632016214, ОГРН 1026601814744) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика ФКУ "Исправительная колония N 15 Объединения исправительных колоний N 4 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ИНН 6650000337, ОГРН 1026601817440) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Серове и Серовском районе Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2016 года
по делу N А60-47405/2016,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Серове и Серовском районе Свердловской области
к ФКУ "Исправительная колония N 15 Объединения исправительных колоний N 4 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"
о взыскании 597 078,51 руб.,
установил:
УПФР в г. Серове и Серовском районе Свердловской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ФКУ ИК-15 ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 422 242,68 руб. задолженности по страховым взносам за 1 квартал 2016 года, полугодие 2016 года, в том числе: 250 983,19 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии; 10 152,09 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии; 158 158,15 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 2 949,25 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2016 исковые требования удовлетворены в части. С учреждения в доход бюджета Пенсионного фонда РФ взыскано 409 141,34 руб., в том числе 250 983,19 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии; 158 158,15 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении иска (отказ в удовлетворении требований о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС), истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение в обжалуемой части отменить, иск удовлетворить полностью. Заявитель жалобы полагает, что решение в указанной части подлежит отмене, так как выводы суда в обжалуемой части не соответствуют обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права. Так, считает необоснованными выводы суда о том, что учреждение было лишено возможности произвести уплату страховых взносов за 1 квартал 2016 года и полугодие 2016 года в связи с приостановлением операций по лицевым счетам. Данное обстоятельство не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пени, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием, освобождающим от исполнения обязанности по уплате страховых взносов. При этом доказательств того, что операции по счетам учреждения приостановлены на основания решения суда, ответчиком не представлено.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждение зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
УПФР в г. Серове и Серовском районе Свердловской области выявило у плательщика страховых взносов ФКУ ИК-15 ОИК-4 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области за 1 квартал 2016 года, полугодие 2016 года недоимку но страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней в добровольном порядке от 09.06.2016 N 075S01160254109 и от 20.07.2016 N 075S01160288644 направлены страхователю.
Сроки добровольного исполнения требований истекли 28.06.2016 и 09.08.2016 соответственно.
Учитывая, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, взыскание недоимки по страховым взносам с организации, у которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Иск в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования судом удовлетворен.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания пени, суд первой инстанции, учитывая, что спорные пени начислены в период, когда были приостановлены операции плательщика страховых взносов по расходованию денежных средств, в том числе в связи с исполнением судебных актов, исходил из того, что у Управления отсутствовали правовые основания для начисления пеней за несвоевременную уплату вышеуказанных страховых взносов.
Заявитель жалобы полагает, что решение в указанной части подлежит отмене, так как выводы суда в обжалуемой части не соответствуют обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права. Так, считает необоснованными выводы суда о том, что учреждение было лишено возможности произвести уплату страховых взносов за 1 квартал 2016 года и полугодие 2016 года в связи с приостановлением операций по лицевым счетам. Данное обстоятельство не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пени, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием, освобождающим от исполнения обязанности по уплате страховых взносов. При этом доказательств того, что операции по счетам учреждения приостановлены на основания решения суда, ответчиком не представлено.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 25 названного Закона предусмотрено начисление пени в случае уплаты плательщиком страховых взносов причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным данным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Из представленных ответчиком документов следует, что уведомлениями отделения по г. Серову и Серовскому району УФК по Свердловской области N УБЛ-34-56/18274 от 11.01.2016, N УБЛ-34-56/19607 от 22.01.2016, N УБЛ-34-56/19606 от 22.01.2016, N УБЛ-34-56/20210 от 04.02.2016, N УБЛ-34-56/21235 от 24.02.2016, N УБЛ-34-53/1480 от 29.04.2016, N УБЛ-1231 от 05.05.2016, N УБЛ-2246 от 25.05.2016, N УБЛ-2838 от 10.06.2016 операции по расходованию средств были приостановлены.
Таким образом, в период с 11.01.2016 по 10.06.2016 у учреждения отсутствовала возможность осуществления операций по расходованию денежных средств с лицевых счетов, в том числе и по уплате страховых взносов.
Исходя из положений пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому органу Федерального казначейства предоставлено право приостанавливать осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в случае неисполнения им требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение трех месяцев со дня поступления названного документа в орган Федерального казначейства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у учреждения реальной возможности самостоятельно и своевременно погасить задолженность по уплате страховых взносов и признали необоснованным начисление институту пеней за весь период действия приостановления.
Однако суд не учел следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Данной правовой нормой только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Упомянутые операции приостановлены в соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации вследствие неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также в соответствии с пунктом 7 статьи 242.6 БК РФ ввиду неисполнении должником решения налогового органа (л.д. 50-58).
Иных оснований для приостановления операций по расходованию денежных средств с лицевого счета учреждения в материалах дела не содержится.
Указанная правовая позиция приведена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 7/12.
Из буквального толкования части 4 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что факт приостановления органом Федерального казначейства операций по расходованию денежных средств учреждения не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, поскольку в материалах дела нет документов, подтверждающих факт приостановления указанных операций по решению суда, основания для применения положений части 4 названной статьи у суда первой инстанции отсутствовали.
В связи с чем решение суда в обжалуемой части подлежит изменению, а апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2016 года по делу N А60-47405/2016 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"1. Заявленные Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Серове и Серовском районе и Свердловской области (ИНН 6632016214, ОГРН 1026601814744) требования удовлетворить полностью.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Объединения исправительных колоний N 4 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (ИНН 6650000337, ОГРН 1026601817440) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 422 242 (четыреста двадцать две тысячи двести сорок два) руб. 68 коп., в том числе:
- 250 983 (двести пятьдесят тысяч девятьсот восемьдесят три) руб. 19 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии;
- 10 152 (десять тысяч сто пятьдесят два) руб. 09 коп. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии;
- 158 158 (сто пятьдесят восемь тысяч сто пятьдесят восемь) руб. 15 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 2949 (две тысячи девятьсот сорок девять) руб. 25 коп. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам.
2. Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Объединения исправительных колоний N 4 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (ИНН 6650000337, ОГРН 1026601817440) в доход федерального бюджета 11 445 (одиннадцать тысяч четыреста сорок пять) руб. государственной пошлины".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47405/2016
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ СЕРОВЕ И СЕРОВСКОМ РАЙОНЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 15 ОБЪЕДИНЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ N 4 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"