г. Самара |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А55-6823/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 08 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 ноября 2016 года по делу N А55-6823/2016 (судья Агеенко С.В.),
принятое по заявлению Администрации городского округа Сызрани Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрани Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 ноября 2016 года признан незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области от 30.03.2016 года N 63/008/300/2016-996 в государственной регистрации ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 5, с кадастровым номером 63:08:0113054:104.
На Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность провести государственную регистрацию ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 5 с кадастровым номером 63:08:0113054:104.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
Администрация городского округа Сызрани Самарской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в возражениях жалобу.
В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 19.11.2015 года N 3425 земельный участок с кадастровым номером 63:08:0101054:104 изъят для муниципальных нужд (л.д. 9).
18.02.2016 Администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации ограничений на вышеуказанный земельный участок.
Сообщением от 30.03.2016 г. N 63/008/300/2016-996 Управление Росреестра по Самарской области отказало в осуществлении государственной регистрации ограничения (обременения) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Разведочная, д.3 с кадастровым номером 63:08:0101054:104 на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" со ссылкой на отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Переселенка, д.5 с КН 63:08:0101054:104 (л.д. 5-7).
Администрация, полагая, что отказ Управления Росреестра по Самарской области противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 ст. 8.1 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений п.п. 1, 8 и подп. 4 п. 10 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 г. N 765 (ред. от 26.03.2015) утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правила ведения ЕГРП устанавливают структуру, состав записей Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) о государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними, об изменении сведений, содержащихся в ранее внесенных в Единый государственный реестр прав записях (далее - записи), порядок внесения записей в Единый государственный реестр прав; особенности внесения записей в Единый государственный реестр прав о государственной регистрации прав, ограничений (обременении) прав на отдельные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также внесения в Единый государственный реестр прав записей о государственной регистрации отдельных видов прав, ограничений (обременении) прав, сделок.
В соответствии с п. 3 Правил ведения ЕГРП Единый государственный реестр прав состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.
В соответствии с п. 7 Правил ведения ЕГРП каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных настоящими Правилами. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав (приложение N 1).
В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, о существенных и об иных условиях сделки об отчуждении, сведения о правообладателе, о правоустанавливающих документах в объеме сведений, определенных настоящими Правилами, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись (приложение N 2).
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, о существенных и об иных условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения) прав, в объеме сведений, определенных настоящими Правилами, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись (приложения N 3 - 8).
В соответствии с п. 59 Правил ведения ЕГРП Подраздел Ш-6 предназначен для регистрации иных видов ограничений (обременении), которые не вошли в специальные части - Ш-5) подраздела III. В записи данного подраздела в отношении предмета ограничения (обременения) указывается содержание ограничения (обременения).
В соответствии с п. 61 Правил ведения ЕГРП в записи подраздела Ш-6 в отношении лица, права которого ограничиваются (обременяются), и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, указываются данные о соответствующих лицах. Если такое лицо не определено, то пишутся слова "Не определено".
При государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в записи подраздела Ш-6 в отношении лица, права которого ограничиваются (обременяются), указываются предусмотренные пунктом 17 настоящих Правил данные о правообладателе, а при описании лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права, указывается, для чьих нужд изымается объект недвижимого имущества, - Российская Федерация, наименование субъекта Российской Федерации либо наименование муниципального образования.
Аналогичные вводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2016 г. по делу N А55-5046/2016.
Приказом Росреестра от 24.07.2014 г. N П/349 утверждены Правила ведения книг учета документом и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 3 Приказа книги учета и дела правоустанавливающих документов являются неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, разделы Единого государственного реестра прав, относящиеся к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом, и к иным объектам недвижимости, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, объединяются в единое целое.
В начале такого объединенного раздела располагаются формы подраздела I для описания многоквартирного дома и объектов недвижимости, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, право общей долевой собственности на которые подлежит государственной регистрации в объединенном разделе (земельного участка и др.), затем формы подраздела II для регистрации прав общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, далее формы подраздела III для регистрации ограничений (обременений) права общей долевой собственности на эти объекты недвижимости. Вслед за объединенным разделом следуют разделы, в которых регистрируются права собственников жилых и нежилых помещений на принадлежащие им помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 24 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении каждой записи в КУА указывается, в том числе, и иная информация, касающаяся акта об ограничении прав, иного документа, в том числе сведения о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на основании акта об ограничении при открытии соответствующего раздела ЕГРП.
Таким образом, как верно указал суд, системное толкование вышеуказанных положений действующего законодательства указывает не только на имеющуюся у заинтересованного лица возможность осуществить государственную регистрацию ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд, но и обязанность по ее проведению.
Кроме того, согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. N 12-П переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом осуществляется без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него.
На основании вышеизложенного, право собственности на спорный земельный участок, является общей долевой собственностью собственников помещений в силу закона.
Следовательно, требования регистрирующего органа о проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок под данным домом, являются необоснованными, так как права, в силу закона, уже существуют у собственников помещений с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под домом.
Кроме того, как верно указал суд, изменения положений ст. 279 ГК РФ, предусматривающей государственную регистрацию решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не влияют на обязанность заинтересованного лица по осуществлению государственной регистрации ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд, поскольку указанные изменения внесены в связи с внесением изменений в Земельный кодекс РФ и введением специальной Главы VII.1, регулирующей правоотношения по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд и не могут свидетельствовать об отсутствии обязанности по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16 ноября 2016 года по делу N А55-6823/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6823/2016
Истец: Администрация городского округа Сызрани Самарской области
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Гаврюшин Алексей Валентинович, Герр Александр Георгиевич, Мирошниченко Андрей Викторович, Овтина Е.В., ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области