г. Воронеж |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А64-1057/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 31 января 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Яковлева А.С., |
|
Алферовой Е.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Плотниковой Е.С.,
при участии:
от муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
от общества с ограниченной ответственностью "Управдом 68": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
от муниципального казённого учреждения "Долговой центр": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.11.2016 по делу N А64-1057/2016 (судья Захаров А.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управдом 68" (ОГРН 1086829000059, ИНН 6829040045) к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова (ОГРН 1066829055732, ИНН 6829028489) о взыскании задолженности за установку общедомового прибора учёта потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, при участии в деле третьего лица: муниципальное казённое учреждение "Долговой центр",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом 68" (далее - истец, ООО "Управдом 68") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова (далее - ответчик, Комитет) о взыскании задолженности по установке общедомового прибора учёта потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в размере 24 355,65 руб. (с учётом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.11.2016 по делу N А64-1057/2016 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то обстоятельство, что собственником спорного имущества ответчик не является, финансирование на данные услуги не выделялось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и третье лицо явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства их надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие в материалах дела доказательств извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 268, 270 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "Управляющая жилищная компания" (управляющая компания) и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 86, (собственники), заключен договор управления многоквартирным домом N 43/20 от 01.03.2008 (далее - договор).
29.05.2013 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д.86, принято решение об установке общедомового прибора учёта на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирном доме, утверждена смета в размере 247 139 руб. (протокол общего собрания N 1 от 29.05.2013; установлено произвести сбор денежных средств с собственников в размере 33,07 руб. с 1 кв. м с рассрочкой платежа с течение 3 месяцев (с июня 2013 г. по август 2013 г.).
29.05.2013 ООО "Управляющая жилищная компания" и собственниками помещений в многоквартирном доме заключено дополнительное соглашение, согласно пункту 1 которого пункта 3.1.2 договора дополнен абзацем следующего содержания: "Производить сбор денежных средств за установку прибора учёта на отопление путём введения строки "капитальный ремонт жилья" в единый платёжный документ (квитанцию) в сумме 33,07 руб. с кв. м из расчёта размера общей площади помещения, принадлежащего собственнику, для принятия участия в финансировании работ по установке общедомового прибора учёта на отопление в многоквартирном доме 86 по ул. Рылеева за счёт средств собственников помещений этого дома в размере 100% от общей стоимости всех работ. Заключить в интересах собственников помещений многоквартирного дома с ООО "Промприбор-Сервис" договор на выполнение работ по установке общедомового прибора учёта".
19.06.2013 между ООО "Управляющая жилищная компания" (заказчик) и ООО "Промприбор-Сервис" (подрядчик) был заключен договор подряда N 475/13, согласно пункту 1.1 которого заказчик в рамках исполнения функций управляющей организации, действующий в интересах собственников помещений многоквартирного дома и за их счёт, поручает подрядчику выполнить работы по установке общедомовых приборов учёта на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирном доме N 86 по ул. Рылеева г. Тамбова. Подрядчик обязуется выполнить работы и сдать результат заказчику, а заказчик принять результат работы и оплатить его.
Работы выполнены ООО "Промприбор-Сервис" и приняты ООО "Управляющая жилищная компания" по акту N 1 от 19.08.2013 на сумму 247 139 руб., стоимость соответствует справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 19.08.2013 на сумму 247 139 руб., локальному сметному расчёту.
ООО "Управляющая жилищная компания" переименовано в ООО "Управдом 68" (ГРН 2146829001340 от 14.01.2014), что подтверждается изменениями в Устав и листом записи ЕГРЮЛ.
В многоквартирном доме 86 по ул. Рылеева г. Тамбова расположены квартиры 5, 7, 20, 23, 29, 30, 46, 63, 64, 69, 105, 108, 112, 120, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию городской округ - город Тамбов.
Истцом была направлена претензия исх.N 2015 от 28.10.2015 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что исходя из размера общей площади муниципальных квартир, задолженность муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова составила 24 355,65 руб., ООО "Управдом 68" обратилось с настоящими исковыми требованиями в Арбитражный суд Тамбовской области.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьёй 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статьёй 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, доля собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Из части 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учёт производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учёта используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию до 01.07.2013. В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счёт лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учёта. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учёта собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил N 491).
В то же время, из статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 16 Правил N 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учёта тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчёту с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Между тем, из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учёта равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учёта подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учёта исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объёме, чем совокупный объём денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учёта на день вынесения судебного решения.
Судом установлено, что в многоквартирном доме 86 по ул. Рылеева г. Тамбова расположены квартиры 5, 7, 20, 23, 29, 30, 46, 63, 64, 69, 105, 108, 112, 120.
В отношении квартир 5, 29, 30, 63, 64, 105, 108, 112, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д.86, сведения о регистрации права собственности отсутствуют, что подтверждается выписками из ЕГРП.
Согласно выпискам из ЕГРП, право собственности в отношении квартир зарегистрированы:
- кв.7 - 23.04.2015 за Шаталовой З.Е.;
- кв.20 - 26.02.2016 за Фроловой Ю.И., Фроловой Ю.А., Фроловой И.А., Фроловым В.М.;
- кв.23 - 09.04.2014 за Громотковым Е.Г., Громотковой П.А;
- кв.46 - 02.11.2015 за Колмыковой Е.П., Щеголевой Н.П.;
- кв.69 - 03.09.2015 за Тихоновым-Неведровым В.Д., Жариковой А.К., Неведровым К.В., Неведровым Д.В., Неведровой С.К., Неведровым П.К.;
- кв.120 - 06.10.2015 за Лобановой Н.А., что позже периода взыскания задолженности по данным квартирам.
С учётом пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункт 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что в период с июня 2013 г. по август 2013 г. квартиры 5, 7, 20, 23, 29, 30, 46, 63, 64, 69, 105, 108, 112, 120, общей площадью 763,5 кв. м, расположенные в многоквартирном доме 86 по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, принадлежали на праве собственности муниципальному образованию городской округ - город Тамбов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесённым к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (часть 5 статьи 46 ЖК РФ).
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, д.86, принято решение об установке общедомового прибора учёта на отопление и горячее водоснабжение в многоквартирном доме, утверждена смета в размере 247 139 руб.; установлено произвести сбор денежных средств с собственников в размере 33,07 руб. с 1 кв. м с рассрочкой платежа с течение 3 месяцев (с июня 2013 г. по август 2013 г.) (протокол общего собрания N 1 от 29.05.2013).
Исходя из размера общей площади муниципальных квартир, задолженность муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова составила 24 355,65 руб.
Учитывая, что истец исполнил свои обязательства надлежащим образом, а ответчиком не был оспорен факт наличия задолженности, требования ООО "Управдом 68" о взыскании задолженности по установке общедомового прибора учёта потребления коммунальных услуг по отоплению в размере 24 355,65 руб. обоснованны, правомерны и подлежали удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, приводимый им и в суде первой инстанции, о том, что он не является собственником помещений, подлежит отклонению.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. На основании вышеизложенного, суд области верно посчитал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Статья 8 Положения "О жилищном комитете администрации города Тамбова", утверждённого Решением Тамбовской городской Думы от 28 сентября 2006 г. N 251, устанавливает основные задачи Комитета: организация управления многоквартирными домами в рамках полномочий, определённых действующим законодательством; обеспечение выполнения полномочий администрации города, предусмотренных жилищным законодательством, Уставом города Тамбова; осуществление функции главного распорядителя средств бюджета городского округа - город Тамбов в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Довод ответчика, что он является главным распорядителем бюджетных средств, которые выделялись на возмещение затрат по установке коллективных (общедомовых) приборов учёта коммунальных ресурсов, но только в рамках заключенного договора; субсидии для бюджетных организаций на выполнение определённых видов работ выделяются на основании заключенного договора долевого финансирования по установке коллективных (общедомовых) приборов учёта коммунальных ресурсов многоквартирных домах, указанный договор с истцом заключен не был, обоснованно был отклонен судом первой инстанции. Отсутствие между истцом и ответчиком письменного договора управления многоквартирным домом не освобождает муниципальное образование городской округ - город Тамбов от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию имущества многоквартирного дома, в том числе от внесения платы (взносов) за капитальный ремонт.
Довод ответчика, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих общую площадь помещений в многоквартирном доме N 86 по ул. Рылеева в 2013 году принадлежащих муниципальному образованию городской округ - город Тамбов, обоснованно отклонён судом области как не соответствующий материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, в связи с чем, оснований для её удовлетворения не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя, который освобождён от её уплаты.
Руководствуясь статьями 123, 156, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.11.2016 по делу N А64-1057/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города администрации города Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1057/2016
Истец: ООО "Управдом 68"
Ответчик: Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице жилищного комитета администрации города Тамбова
Третье лицо: МКУ "Долговой центр", Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, Управление Росреестра по Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7911/16