Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2017 г. N Ф06-20989/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А49-9462/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 30 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 октября 2016 года по делу N А49-9462/2016 (судья Стрелкова Е.А.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда (ОГРН 1095837000236, ИНН 5837039429),
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072),
третье лицо: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН 1135800001424, ИНН 5836900772),
об оспаривании предписания N ПС-71/6 от 18.05.2016,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - ответчик) N ПС-71/6 от 18.05.2016.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт, которым признать незаконным предписание Госжилстройтехинспекции Пензенской области от 18.05.2016 г. N ПС-71/6.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что решение о выборе ОАО "Жилье-19" по ОЖФ в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном домах, находящихся в управлении, никогда не принималось.
Обязанность регионального оператора представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предусмотрена также п.9 ч.2.ст. 182 ЖК РФ.
Податель жалобы полагает, что обязанность по начислению, печати и доставке платежных документов юридическим лицам, являющимся собственниками помещений в многоквартирных домах на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов возложена на владельца специального счета.
Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 02.02.2009 за основным государственным регистрационным номером 1095837000236 и осуществляет управление многоквартирными домами в г. Пензе (л.д. 12-19).
Согласно публичным сведениям Регионального фонда, размещённым на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в Сбербанке России открыты специальные счёта для зачисления платежей за капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества. Владельцем счетов является Региональный фонд.
Между заявителем (Заказчик) и Региональным фондам (Исполнитель) 25.02.2015 г. заключён Договор о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство, согласно информационной базы данных собственников, предоставленной Заказчиком в электронном виде, оказывать за вознаграждение следующие услуги:
- ежемесячно рассчитывать и начислять взнос на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении Заказчика, фонд капитального ремонте которых формируется на специальном счёте, владельцем которого является Исполнитель, а также начислять пени за несвоевременную оплату в размере, предусмотренном действующим законодательством;
- ежемесячно производить печать, конвертирование и доставку платёжных документов на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в вести учёт взносов на капитальный ремонт за каждым собственником помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте многоквартирных домах, указанных в пункте 1.1 настоящего договора;
В рамках настоящего договора Исполнитель не осуществляет деятельность по принудительному взысканию задолженности по уплате взносов в фонд капитального ремонта (претензионно-исковую работу) (пункт 1.2. Договора) (л.д. 44-52).
18.03.2016 г. в Управление поступило заявление Регионального фонда об отказе Общества от услуг по печати и доставке платёжных документов по платежам на капитальный ремонт в отношении собственников - юридических лиц (л.д. 81).
В целях проверки фактов, изложенных в заявлении, приказом руководителя Управления N ПА-258 от 14.04.2016 назначено проведение внеплановой документарной проверки заявителя (л.д. 40-41).
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N 366/6 от 18.05.2016 г., в котором зафиксировано, что с января 2016 года печать и доставка платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт собственникам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, не производилась. Лицом, допустившим нарушение, является заявитель (л.д. 54-55).
В тот же день, 18.05.2016 г., заявителю выдано предписание N ПС-71/6, которым на него возложена обязанность обеспечить начисление, печать и доставку платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт юридическим лицам, имеющим право собственности в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "Жильё-19" по ОЖФ и формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах за период с января 2016 года по настоящее время (л.д. 56-57).
Заявитель, полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно части 3 вышеуказанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в
целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 4 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
- сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом.
Так, владельцем специального счета может быть:
-товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
- осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
- управляющая организация (часть 2 статьи 175 ЖК РФ).
Согласно части 3 вышеназванной статьи ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете.
На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 ЖК РФ).
Статьей 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В подпункте "ж" пункта 4 Правил N 416 приведен стандарт, касающийся организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно данному стандарту в обязанности управляющей организации входят, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие "содержание общего имущества".
Таким образом, исходя из приведённых норм законодательства, суд верно указал, что по общему правилу при управлении домом управляющей организацией, на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирного дома; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, ведению претензионной работы в отношении должников.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что при формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем которого является региональный оператор, обязанность по выставлению счетов и ведению претензионно-исковой работы возлагается на регионального оператора.
Так, обязанность регионального оператора в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора представлять платежные документы собственникам помещений в многоквартирном доме для уплаты взносов на капитальный ремонт предусмотрена законом только в одном случае - в случае формирования фонда капитального ремонта на общем счете регионального оператора в силу прямого указания части 1 статьи 171 ЖК РФ.
У управляющей организации такая обязанность возникает в случае выбора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (пункт 1 части 3 статьи 170 ЖК РФ). При этом законом не установлено никаких изъятий из этого правила в зависимости от владельца этого специального счёта.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2016 года по делу N А49-9978/2015, от 28 июля 2016 года по делу N А49-4783/2015.
Судом установлено, что заявитель является управляющей организацией многоквартирных домов г. Пензы, собственники помещений которых приняли решение о формировании фонда капительного ремонта на специальном счёте.
Следовательно, заявитель обязан вести работу по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, ведению претензионной работы в отношении должников. Каких-либо изъятий в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирных домах или юридических лиц, имеющих на правое собственности помещения в многоквартирных домах, законодательством не установлено.
В отношении всех собственников, независимо от их правового статуса и категории помещения, находящегося в их собственности, действует единый порядок выставления счетов.
Свою обязанность по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах Общество передало Региональному фонду на основании Договора о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов от 25.02.2015 г.
Как установил суд, между заявителем и Региональным оператором существует договорной спор об объёме оказываемых в рамках этого договора услуг и их стоимости.
Однако, ни орган Госжилстойтехинспекции, ни суд в рамках настоящего дела не полномочны разрешить договорной спор указанных организаций.
При этом заявителем в материалы дела не представлены доказательства принятия своевременных и исчерпывающих мер для разрешения спора с Региональным фондом в установленном законом порядке.
Наличие договорного спора не может служить основанием для отказа в выставлении счетов на капитальный ремонт отдельным категориям собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, как верно указал суд, именно заявитель как управляющая организация обязан, в силу закона, организовать оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
Заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, что им надлежащим образом организовано направление счетов собственникам нежилых помещений многоквартирных домов, находящихся в его управлении, и собственникам - юридическим лицам с января 2016 года.
Неправильная организация заявителем своей работы не является обстоятельством, освобождающим его от исполнения обязанностей, возложенных на него законом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управление правомерно вынесло оспариваемое предписание, возложив на Общество обязанность обеспечить начисление, печать и доставку платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт юридическим лицам, имеющим право собственности в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "Жильё-19" по ОЖФ и формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах за период с января 2016 года по настоящее время.
Других оснований для признания предписания недействительным судом не установлено. Предписание вынесено полномочным органом в соответствии с частью 5 статьи 20 ЖК РФ и на основании п.1.1 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 24 марта 2011 года N 167-пП.
Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом также не установлено.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 октября 2016 года по делу N А49-9462/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9462/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июля 2017 г. N Ф06-20989/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ЖИЛЬЕ-19" ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЖИЛОГО ФОНДА
Ответчик: Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области
Третье лицо: Фонд Региональный капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области