г. Киров |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А31-3660/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителя истца Гоморина А.М., действующего на основании доверенности от 01.11.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая группа "УралСиб"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016 по делу N А31-3660/2016, принятое судом в составе судьи Трубниковой Е.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кострома-такси" (ОГРН 1044408638317, ИНН 4401049882)
к акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" (ОГРН 1027739022376, ИНН 7703032986),
о взыскании 60 864 рублей 17 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кострома-такси" (далее - истец, Общество, страхователь) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к акционерному обществу "Страховая группа "УралСиб" (далее - ответчик, Компания, заявитель, страховщик) о взыскании страховых премий, уплаченных по договорам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 29.03.2013 N NKSX21337152596000, от 29.03.2013 N NKSX21314666037000 и от 24.03.2014 N NKSX21471825557000 в размере 60 864 рубля 17 копеек.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 08.04.2016 исковое заявление Общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 06.06.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016 исковые требования Общества удовлетворены.
Компания, не согласившись с принятым решением, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016 по делу N А31-3660/2016 и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, решение суда является незаконным и необоснованным на основании того, что при вынесении решения суд не применил нормы части 8 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном". В соответствии с пунктом 10 Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1484 (далее - Правила N 1484) количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктами 3-9 указанных Правил, подлежит уточнению в период действия договора обязательного страхования с учетом фактического количества перевезенных пассажиров, определенного в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования. По мнению Общества, количество пассажиров для целей расчета страховой премии подлежит уточнению именно в период действия договора, а не после его окончания. Заявитель отмечает, что истец не обращался в суд с требованием о заключении дополнительного соглашения к договору страхования.
26.12.2016 от заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела Правил обязательного страхования (стандартными) гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, утвержденных приказом закрытого акционерного общества "Страховая группа "УралСиб" от 27.12.2012 N 200 (далее также - Правила страхования).
С учетом того, что Правила страхования имеют существенное значение для правильного и всестороннего разрешения настоящего спора по договору страхования, заключенному на основании данных Правил, вынесения законного и обоснованного судебного акта, суд приобщил данный документ к материалам дела.
Обществом представлены письменные объяснения, в которых оно со ссылкой на пункт 24 Правил страхования, согласно которому перерасчет страховой премии производится на дату фактического изменения обстоятельств, существенно влияющих на оценку страхового риска, пропорционально неистекшему сроку действия договора обязательного страхования, привело расчет излишне уплаченной страховой премии в связи с изменением данных о количестве пассажиров на 01.05.2013, 01.06.2013, 01.07.2013, 01.08.2013, 01.09.2013, 01.10.2013, 01.11.2013, 01.12.2013 (по договорам страхования от 29.03.2013) и на 01.05.2014, 01.06.2014, 01.07.2014, 01.08.2014, 01.09.2014, 01.10.2014, 01.11.2014, 01.12.2014, 01.01.2015, 01.02.2015, 01.03.2015, 01.04.2015 (по договору страхования от 24.03.2014). В обоснование данного расчета истцом представлены сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта за период с января 2013 года по март 2015 года, представленными по форме статистического наблюдения N 1-автотранс (далее - дополнительные доказательства).
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу.
Представленные истцом документы не обосновывают возражения Общества относительно апелляционной жалобы, поскольку в ней ответчик оспаривает возможность перерасчета в целом с учетом истечения срока действия договора страхования, следовательно, вопрос о возможности принятия дополнительных доказательств подлежит разрешению апелляционным суд по правилам абзаца 1 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Истец, представляя дополнительные доказательства в суд апелляционной инстанции, не обосновал причины невозможности представления их в арбитражный суд первой инстанции и их уважительность.
Более того, заявляя о приобщении к материалам дела указанных объяснений и документов, доказательств их направления в адрес ответчика истец не представил.
При отсутствии уважительных причин, подтверждающих невозможность представить дополнительные доказательства в суд первой инстанции, в соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Кроме того, как следует из представленных истцом объяснений, Общество фактически изменяет основание рассмотренного судом первой инстанции иска, так как исковые требования были основаны им на данных о фактическом количестве перевезенных пассажиров по состоянию на 31.12.2013 и на 31.12.2014, которые и направлялись ответчику для заключения соглашения о возврате части страховой премии.
В суде апелляционной инстанции истец производит расчет требований на основании данных о количестве пассажиров на 01.05.2013, 01.06.2013, 01.07.2013, 01.08.2013, 01.09.2013, 01.10.2013, 01.11.2013, 01.12.2013 (по договорам страхования от 29.03.2013) и на 01.05.2014, 01.06.2014, 01.07.2014, 01.08.2014, 01.09.2014, 01.10.2014, 01.11.2014, 01.12.2014, 01.01.2015, 01.02.2015, 01.03.2015, 01.04.2015 (по договору страхования от 24.03.2014).
В соответствии с частью 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для приобщения дополнительных доказательств к материалам дела, возвращает их заявителю и проверяет законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах.
В целях наиболее полного и объективного рассмотрения дела судебное заседание откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 06.02.2017.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом (страхователь) и Компанией (страховщик) был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 29.03.2013 N NKSX21337152596000 (далее - договор N NKSX21337152596000) (т. 1 л.д. 110-111), по условиям которого страховщик обязался за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) осуществить страховую выплату потерпевшему (выгодоприобретателю) в целях возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (пункт 1.1 договора N NKSX21337152596000).
Срок действия договора N NKSX21337152596000 установлен пунктом 4.2 договора от 29.03.2013 - с 01.04.2013 по 31.03.2014.
В соответствии с пунктом 5.2 договора N NKSX21337152596000 страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по настоящему договору, определяется как произведение количества перевезенных пассажиров по соответствующему виду транспорта, которое определяется на основании указанных в заявлении на обязательное страхование (и приложениях к нему) сведений по видам транспорта в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров; страховой суммы на одного пассажира, определенной в разделе 3 договора по соответствующему виду транспорта, и соответствующего страхового тарифа, определенного в пункте 5.1 договора по виду транспорта.
Согласно пункту 5.3 договора N NKSX21337152596000 общий размер страховой премии по договору определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок и составляет 510 425 рублей 61 копейку и уплачивается в рассрочку двумя платежами в следующем порядке:
первый взнос 255 212 рублей 80 копеек подлежит уплате до 01.04.2013;
второй взнос 255 212 рублей 81 копейка подлежит уплате до 31.07.2013 (пункт 5.4 договора страхования).
На момент заключения договора N NKSX21337152596000 расчет количества перевезенных пассажиров производился в соответствии с Правилами N 1484, данное количество составило 599 600 человек, о чем указано в заявлении страхователя от 27.03.2013 с указанием вида перевозок - автобусные перевозки в пригородном сообщении (т. 1 л.д. 112-114).
Фактическое количество перевезенных пассажиров на автобусах, осуществляющих перевозки в пригородном сообщении за 2013 год, составило 555 400 человек, что подтверждается сведениями о продукции автомобильного транспорта за январь-декабрь 2013 года, представленными по форме статистического наблюдения N 65-автотранс (т. 1 л.д. 99-101).
Также между Обществом (страхователь) и Компанией (страховщик) был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 29.03.2013 N NKSX21314666037000 (далее - договор N NKSX21314666037000) (т. 1 л.д. 115-116) с условиями, аналогичными условиям договора N NKSX21337152596000, сроком действия с 01.04.2013 по 31.03.2014.
Согласно пункту 5.3 договора N NKSX21314666037000 общий размер страховой премии по договору определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок, составляет 95 960 рублей 47 копеек и уплачивается в рассрочку двумя платежами в следующем порядке:
первый взнос 47 980 рублей 24 копейки подлежит уплате до 01.04.2013;
второй взнос 47 980 рублей 23 копейки подлежит уплате до 31.07.2013 (пункт 5.4 договора страхования).
На момент заключения договора страхования расчет количества перевезенных пассажиров производился в соответствии с Правилами N 1484, согласно заявлению страхователя от 27.03.2013 количество пассажиров, перевезенных в рамках автобусных регулярных перевозок в городском сообщении, составило 663 400 человек (т. 1 л.д. 117-119).
Фактическое количество перевезенных пассажиров на автобусах, осуществляющих перевозки в пригородном сообщении, за 2013 год составило 546 300 человек, что подтверждается сведениями о продукции автомобильного транспорта за январь-декабрь 2013 года, представленными по форме статистического наблюдения N 65-автотранс (т. 1 л.д. 116-118).
Кроме того, между Обществом (страхователь) и Компанией (страховщик) был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 24.03.2014 N NKSX21471825557000 (далее - договор N NKSX21471825557000) (т. 1 л.д. 120-122) с условиями, аналогичными условиям договоров NN N NKSX21337152596000 и NKSX21314666037000, сроком действия с 01.04.2014 по 31.03.2015.
Согласно пункту 5.3 договора N NKSX21471825557000 общий размер страховой премии по договору определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок, составляет 472 799 рублей 17 копеек и уплачивается в рассрочку двумя платежами в следующем порядке:
первый взнос 236 399 рублей 58 копеек подлежит уплате до 31.03.2014;
второй взнос 236 399 рублей 58 копеек подлежит уплате до 31.07.2014 (пункт 5.4 договора страхования).
На момент заключения договора N NKSX21471825557000 расчет количества перевезенных пассажиров производился в соответствии с Правилами N 1484, согласно заявлению страхователя от 19.03.2014 данное количество по автобусным перевозкам в пригородном сообщении составило 555 400 человек (т. 1 л.д. 123-126).
Фактическое количество перевезенных пассажиров на автобусах, осуществляющих перевозки в пригородном сообщении, за 2014 год составило 548 000 человек, что подтверждается сведениями о деятельности автомобильного транспорта за январь-декабрь 2014 года, представленными по форме статистического наблюдения N 65-автотранс (т. 1 л.д. 97-98).
Страховые премии по вышеуказанным договорам страхования уплачены истцом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела квитанцией к приходному кассовому ордеру (т. 2 л.д. 16) и платежными поручениями (т. 2 л.д. 5, 7, 9, 11, 13-15).
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
В связи с уменьшением фактического количества перевезенных пассажиров истец направил ответчику 01.03.2016 письма от 29.02.2016 N 8 (т. 1 л.д. 109) и N 9 (т. 1 л.д. 108) с просьбой произвести возврат страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска по заключенным договорам страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и вернуть Обществу часть страховой премии по договору N NKSX21337152596000 в сумме 37 626 рублей 43 копейки, по договору N NKSX21314666037000 - в сумме 16 938 рублей 29 копеек, по договору N NKSX21471825557000 - в сумме 6 299 рублей 45 копеек.
Также письмом от 21.03.2016 Общество направило Компании соглашения о внесении изменений в вышеуказанные договоры (т. 1 л.д. 105).
Ответчик в письме от 30.03.2016 N 68 (т. 1 л.д. 106-107) ответил истцу, что возврат части страховой премии по данным договорам страхования невозможен, поскольку перерасчет страховой премии при уточнении количества пассажиров производится путем заключения дополнительного соглашения текущей датой в период действия договора.
Отказ ответчика от возврата страховой премии в размере, рассчитанном истцом, в добровольном порядке послужил основанием для обращения в Арбитражный суд Костромской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательство ответчика по возврату страховой премии основано на договоре страхования.
Согласно пункту 1 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать, в том числе, риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком (пункт 1 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 935 настоящего Кодекса, законом или в установленном им порядке (пункт 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ) страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.
Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования (часть 5 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ).
Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от вида транспорта (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1484 утверждены Правила определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Согласно пункту 4 Правил N 1484 при перевозках, осуществляемых перевозчиками, на которых законодательством Российской Федерации возложена обязанность ежемесячно или ежеквартально представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта (за исключением перевозчиков, не представлявших указанные статистические данные о перевозках), в заявлении перевозчика указывается количество перевезенных пассажиров, отраженное в формах федерального статистического наблюдения по видам транспорта, за 12 месяцев, в случае если перевозчик представляет статистические данные ежемесячно, или 4 квартала, в случае если перевозчик представляет статистические данные ежеквартально, которые предшествуют соответственно месяцу или кварталу, в котором заключается договор обязательного страхования.
Количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктами 2, 4, 7 и 9 Правил N 1484, подлежит уточнению в период действия договора обязательного страхования с учетом фактического количества перевезенных пассажиров, определенного в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования (пункт 10 Правил).
В соответствии с частью 9 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ страховщик вправе требовать доплаты страхователем страховой премии соразмерно увеличению страхового риска, а страхователь - возврата страховщиком части страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска. Указанное правомочие осуществляется соответствующей стороной путем направления другой стороне проекта соглашения об изменении размера страховой премии. Заключение этого соглашения для стороны, которой оно направлено, является обязательным и осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре (пункт 2 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В договоре страхования указано, что он заключен в соответствии с Правилами обязательного страхования (стандартными) гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 27.12.2012 N 200 (далее - Правила страхования).
Согласно положениям пункта 24 Правил страхования перерасчет страховой премии производится на дату фактического изменения обстоятельств, существенно влияющих на оценку страхового риска, пропорционально неистекшему сроку действия договора обязательного страхования.
Пунктом 28 Правил страхования предусмотрено, что доплата страховой премии или возврат части страховой премии в связи с изменением договора обязательного страхования, в том числе связанным с изменением степени страхового риска, производятся в сроки, указанные в соглашении об изменении договора обязательного страхования, но не позднее 30 календарных дней с момента его заключения.
С учетом изложенного перерасчет страховой премии исходя из фактического количества перевезенных пассажиров за весь период действия договора страхования, произведенный истцом и положенный судом в основу принятого судебного акта, противоречит пункту 24 Правил страхования, закрепляющему обязанность страховщика производить перерасчет страховой премии только на будущий период - пропорционально не истекшему сроку действия договора.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что размер страховой премии, подлежащей возврату, должен исчисляться с применением размера страховой премии, рассчитанной с учетом данных о количестве перевезенных пассажиров на даты 31.12.2013 (по договорам страхования от 29.03.2013) и 31.12.2014 (по договору страхования от 24.03.2014), пропорционально не истекшему сроку договора:
Расчет страховой премии к возврату по договору N NKSX21337152596000 в связи с изменением данных о количестве пассажиров (555 400) на 31.12.2013, произведенный в соответствии с пунктом 5.2 договора страхования:
|
Причинение вреда жизни |
Причинение вреда здоровью |
Причинение вреда имуществу |
Страховой тариф |
0,000002281000502393 % |
0,000039517300700467 % |
0,000064089537952838 % |
Страховая сумма на одного пассажира, рублей |
2 025 000 |
2 000 000 |
23 000 |
Страховая премия, рублей |
25 654,07 |
438 958,18 |
8 186,93 |
Общий размер годовой страховой премии по договору N NKSX21337152596000, рассчитанный исходя из количества пассажиров, равного 555 400 = 25 654,07 + 438 958,18+ 8 186,93 = 472 799 рублей 18 копеек.
510 425 рублей 61 копейка/365*275 = 384 567 рублей 24 копейки.
472 799 рублей 18 копеек /365*90 = 116 580 рублей 62 копейки.
Общий размер страховой премии, подлежащей уплате истцом:
384 567 рублей 24 копейки + 116 580 рублей 62 копейки = 501 147 рублей 86 копеек.
Таким образом, с ответчика в пользу истца по договору N NKSX21337152596000 подлежит взысканию 9277 рублей 75 копеек (510 425 рублей 61 копейка - 501 147 рублей 86 копеек) излишне уплаченной страховой премии.
Расчет страховой премии к возврату по договору N NKSX21314666037000 в связи с изменением данных о количестве пассажиров (546 300) на 31.12.2013, произведенный в соответствии с пунктом 5.2 договора страхования:
|
Причинение вреда жизни |
Причинение вреда здоровью |
Причинение вреда имуществу |
Страховой тариф |
0,000000787600725034 % |
0,000006127100542659 % |
0,00002677635631988 % |
Страховая сумма на одного пассажира, рублей |
2 025 000 |
2 000 000 |
23 000 |
Страховая премия, рублей |
8712,89 |
66 944,7 |
3364,42 |
Общий размер годовой страховой премии по договору N NKSX21314666037000, рассчитанный исходя из количества пассажиров, равного 546 300 = 8712,89 + 66 944,7+ 3364,42 = 79022 рубля 01 копейка.
95 960 рублей 47 копеек/365*275 = 72 298 рублей 98 копеек.
79022 рубля 01 копейка /365*90 = 19 484 рублей 88 копеек.
Общий размер страховой премии, подлежащей уплате истцом:
72 298 рублей 98 копеек + 19 484 рублей 88 копеек = 91 783 рубля 86 копеек.
С ответчика в пользу истца по договору NKSX21314666037000 подлежит взысканию 4176 рублей 61 копейка (95 960 рублей 47 копеек - 91 783 рубля 86 копеек) излишне уплаченной страховой премии.
Расчет страховой премии к возврату по договору N NKSX21471825557000 в связи с изменением данных о количестве пассажиров (548 000) на 31.12.2014, произведенный в соответствии с пунктом 5.2 договора страхования:
|
Причинение вреда жизни |
Причинение вреда здоровью |
Причинение вреда имуществу |
Страховой тариф |
0,000002281% |
0, 0000395173 % |
0, 0000640896% |
Страховая сумма на одного пассажира, рублей |
2 025 000 |
2 000 000 |
23 000 |
Страховая премия, рублей |
25312,26 |
433109,61 |
8077,85 |
Общий размер годовой страховой премии по договору N NKSX21471825557000, рассчитанный исходя из количества пассажиров, равного 548 000 = 25312,26 + 433109,61+ 8077,85 = 466 499 рублей 72 копейки.
472 799 рублей 17 копеек/365*275 = 356 218 рублей 55 копеек.
466 499 рублей 72 копейки /365*90 = 115 027 рублей 33 копейки.
Общий размер страховой премии, подлежащей уплате истцом:
356 218 рублей 55 копеек + 115 027 рублей 33 копейки = 471 245 рублей 88 копеек.
Следовательно, с ответчика в пользу истца по договору N NKSX21471825557000 подлежит взысканию 1553 рубля 29 копеек (472 799 рублей 17 копеек - 471 245 рублей 88 копеек) излишне уплаченной страховой премии.
Таким образом, всего с ответчика подлежит взысканию 15 007 рублей 65 копеек излишне уплаченной страховой премии, в остальной части оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Довод заявителя жалобы о том, что договор страхования в части изменения размера страховой премии может быть изменен только в период действия договора страхования, отклоняется апелляционным судом, как основанный на неверном толковании норм права.
Обязанность страховщика возвратить часть страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска предусмотрена частью 9 статьи 11 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ, которая не предусматривает прекращение данной обязанности в связи с истечением срока договора страхования.
Указание в данной норме на порядок возврата страховой премии - путем направления другой стороне проекта соглашения об изменении размера страховой премии - является регламентацией процедуры возврата страховой премии, которая истцом была соблюдена (т. 1 л.д. 111).
Ссылка заявителя на пункт 10 Правил N 1484, согласно которому количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктами 3, 4, 7 и 9 Правил подлежит уточнению в период действия договора обязательного страхования с учетом фактического количества перевезенных пассажиров, определенного в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования, также отклоняется судом. Вопреки мнению заявителя, указанный пункт определяет не время проведения перерасчета, а период, в котором учитывается количество фактически перевезенных пассажиров, при этом, как указывалось выше, с учетом Правил страхования, перерасчет производится на дату фактического изменения обстоятельств пропорционально неистекшему сроку действия договора обязательного страхования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Размер государственной пошлины, исчисленный исходя из суммы исковых требований, составляет 2 434 рубля 57 копеек, которые были уплачены истцом при подаче иска (с округлением до рублей в большую сторону).
Размер государственной пошлины, подлежащей отнесению на ответчика, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований составляет 600 рублей 31 копейка (24,66 %).
С истца в связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы подлежит взысканию в пользу ответчика 2 260 рублей 27 копеек (75,34 % от суммы 3 000 рублей) судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В результате зачета с истца в пользу ответчика подлежит взысканию 1 659 рублей 96 копеек государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая группа "УралСиб" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2016 по делу N А31-3660/2016 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Кострома-такси" удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Страховая группа "УралСиб" (ОГРН 1027739022376; ИНН 7703032986) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кострома-такси" (ОГРН 1044408638317, ИНН 4401049882) 15 007 рублей 65 копеек излишне уплаченной страховой премии.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать общества с ограниченной ответственностью "Кострома-такси" в пользу акционерного общества "Страховая группа "УралСиб" 1659 рублей 96 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3660/2016
Истец: ООО "Кострома-такси"
Ответчик: АО "СТРАХОВАЯ ГРУППА "УРАЛСИБ", АО "Страховая группа "УралСиб" в лице Костромского филиала, ЗАО "Страховая группа "УралСиб" в лице Костромского филиала