Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2017 г. N Ф06-20265/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А06-6424/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 ноября 2016 года по делу N А06-6424/2016 (судья Колмакова Н.Н.)
по заявлению акционерного общества "Астраханское Судостроительное Производственное Объединение" (ИНН 3017064287, ОГРН 1103017001856, адрес местонахождения: 414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 60)
к Государственному учреждению - Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3017065795, ОГРН 1113017000348, адрес местонахождения: 414040, г.Астрахань, ул. Академика Королева, 46)
о признании незаконным и отмене решения от 05.05.2016 N 189,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось акционерное общество "Астраханское Судостроительное Производственное Объединение" (далее - заявитель, АО "АСПО", Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ Астраханское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонд) от 05.05.2016 N 189 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части назначения штрафа в сумме 1 317,69 руб., пени в сумме 295,29 руб., дополнительного начисления страховых взносов в сумме 3 294,22 руб. (т. 2 л.д. 57-58).
Решением от 23 ноября 2016 года Арбитражный суд Астраханской области признал недействительным решение Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 05.05.2016 N 189, вынесенное в отношении АО "АСПО" в части начисления страховых взносов в размере 3 294, 22 руб., пени в размере 295,29 руб., штрафа в размере 1 317, 69 руб.
Кроме того, суд взыскал с Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу акционерного общества "Астраханское судостроительное производственное объединение" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
ГУ Астраханское РО Фонда социального страхования Российской Федерации не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования заявителя оставить без удовлетворения.
АО "АСПО" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
АО "АСПО" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление N 622967 о вручении почтового отправления), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
ГУ Астраханское РО Фонда социального страхования Российской Федерации извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление N 622974 о вручении почтового отправления), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 31.12.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку АО "АСПО" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 31.03.2016 N 183 и принято решение от 05.05.2016 N 189, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в сумме 1 317 руб., а также заявителю предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3 294,22 руб., пени и штрафы в сумме 7 800,58 руб. Также Обществу предложено внести необходимые исправление в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением в части начисления страховых взносов в размере 3 294, 22 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа, связанных с не начислением Обществом в проверяемый период страховых взносов на суммы выплат работнику за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для их плательщиков не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения решения в оспариваемой части, послужил вывод ГУ Астраханского РО Фонда социального страхования Российской Федерации о том, что Общество в базу для исчисления страховых взносов не включило выплаты работникам сумм среднего заработка, начисленных за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Фонд считает, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии с нормами статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки были выявлены нарушения ОАО "АСПО" законодательства РФ о страховых взносах, выразившиеся в не включении в базу для исчисления страховых взносов за 2013-2015 годы выплат сумм среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом работнику Черемисину А.А.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Согласно пункту 1, 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Федерального закона.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни по уходу за детьми - инвалидами, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений пункта 1 части 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", что исключает начисление пеней и штрафа.
Таким образом, оплата дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидами за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, не относится к категории вознаграждений за труд, не является стимулирующей выплатой, вознаграждением, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Фонда на вступившую в силу с 01.01.2015 редакцию пункта 17 статьи 37 Закона N 213-ФЗ в результате изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 N 468-ФЗ "О внесении изменении в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положение законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", поскольку изменения, внесенные названным Федеральным законом, действуют с 01.01.2015 и не подлежат применению при исчислении страховых взносов за рассматриваемый период 2013, 2014 годов, в которых производились спорные выплаты.
Кроме того, пункт 17 статьи 37 Закона N 213-ФЗ регулирует лишь вопросы бюджетных источников возмещения соответствующих расходов работодателя.
Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления определяются приведенными выше положениями статей 7 - 9 Закона N 212-ФЗ, которые по данному вопросу никаких изменений не претерпели.
Следовательно, неправомерно исчислены органом социального страхования заявителю спорные страховые взносы и за 2015 год.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2016 по делу N А03-22073/2015, от 13.10.2016 по делу N А08-7592/2015, от 18.02.2016 по делу N А65-2768/2015.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для доначислений по данным основаниям страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа у Фонда социального страхования не имелось.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 ноября 2016 года по делу N А06-6424/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6424/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2017 г. N Ф06-20265/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "АСПО"
Ответчик: Государственное учреждение-Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ