город Ростов-на-Дону |
|
10 февраля 2017 г. |
дело N А53-25274/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 20.01.2017 - Рзаева Л.Т.К., паспорт; представитель по доверенности от 20.01.2017 - гражданин КНДР Ким Квон, паспорт КНДР;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 09.01.2017 - Кислова Л.М., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2016 по делу N А53-25274/2016, принятое судьей Колесник И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кансон"
(ИНН 6165167919, ОГРН 1116165002073)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону (ИНН 6165091480, ОГРН 1026103717133)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кансон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону (далее - управление) о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за несоблюдение законодательства о страховых взносах.
Заявленные требования мотивированы тем, что решение Пенсионного фонда противоречит положениям Соглашения между Правительством КНДР и Правительством РФ о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 31.08.2007, в соответствии с которыми социальное, медицинское, пенсионное страхование работников осуществляется в соответствии с законодательством государственного постоянного проживания.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2016 решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 29 от 21.07.2016, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кансон", признано незаконным и отменено.
Решение мотивировано тем, что договор N 12/1 по своему предмету и содержанию является договором об оказании услуг, соответствующий статье 1 Соглашения от 31.08.2007, при наличии и выполнении которого согласно письму Минтруда России N17-3/В-125, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан Корейской Народно-Демократической Республики, осуществляющих трудовую деятельность, обложению страховыми взносами в пенсионный фонд, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подлежат.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.20126 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление указало на непредставление обществом договора, заключенного в соответствии с пунктом 6 Соглашения от 31.08.2007, на факт того, что за указанных работников - иностранных граждан уплачен налог. Также, управление указало, что заключенный между ООО "Кансон" и КГО В/О "Мёхян" договор N 12/1 от 01.06.2011, предметом которого является выполнение отделочных строительных и сварочных работ силами работников, отправленных в РФ в соответствии с разрешительными документами, представлен был только после окончания выездной проверки. Договор был заключен на 5 лет, информации о продлении не представлено, договор, по мнению управления, фактически не исполнялся, дополнительного соглашения, актов сдачи-приемки выполнения работ не представлено. Управление считает, что в рассматриваемом случае иностранными гражданами с российской организацией были заключены трудовые договоры, исполнение которых связано не с конечным результатом оказанных услуг, а с ежедневным выполнением работ.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, настаивало на законности вынесенного судом первой инстанции решения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель общества не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону, проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов заинтересованным лицом на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По результатам проверки оформлен акт камеральной проверки от 21.06.2016 N 29, согласно которому уполномоченным лицом управления выявлены нарушения законодательства о страховых взносах в расчётных периодах - 2013 - 2015 годы, в частности, установлено, что занижена база для начисления страховых взносов на сумму 26 671 537,24 руб. (2013 год - 5 135 834,02 руб., 2014 год - 6 904 194,41 руб., 2015 год - 14 631 508,81 руб.) на суммы выплат по трудовым договорам в указанных периодах, заключенными с работниками плательщика страховых взносов - гражданами Корейской Народно-Демократической Республики.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки, вынесено решение от 21.07.2016 N 29 о привлечении плательщика страховых взносов ООО "Кансон" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации.
Указанным решением плательщику страховых взносов за расчётный период 2013-2015 г.г. по трудовым договорам доначислены страховые взносы в размере 5 660 966,45 руб. - 22 % от суммы занижения базы, превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов и соответствующие суммы пени - 968 722,75 руб.
За неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов начислен штраф в размере 1 132 193,29 руб. - 20% от суммы неуплаченных страховых взносов (ст. 47 ч. 1 Федерального закона N 212-ФЗ).
Считая указанное решение управления незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), положения которого применялись в период вынесения оспариваемого решения управления, решения суда первой инстанции.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом (пункт 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Согласно статье 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона.
В силу статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону в действиях ООО "Кансон" установлены нарушения законодательства о страховых взносах, а именно - занижена база для начисления страховых взносов на сумму 26 671 537,24 руб. (2013 год - 5 135 834,02 руб., 2014 год - 6 904 194,41 руб., 2015 год - 14 631 508,81 руб.) на суммы выплат по трудовым договорам в указанных периодах, заключенными с работниками плательщика страховых взносов - гражданами Корейской Народно-Демократической Республики.
Исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (застрахованным лицам), в том числе организации (статья 6 Закона N 167-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В обоснование требований ООО "Кансон" о признании незаконным решения УПФ РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону N 29 от 21.07.2016 общество указало на отсутствие у него обязанности по внесению страховых взносов в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства от 31.08.2007.
Статьей 1.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
К такому международному договору относится указанное Соглашение.
Согласно статье 1 Соглашения его действие распространяется на граждан РФ и граждан КНДР, которые на законном основании въехали на территорию государства другой Стороны с целью осуществления временной трудовой деятельности в соответствии с договорами о выполнении работ или об оказании услуг, заключенными между физическими или юридическими лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, далее именуемыми исполнителями работ (подрядчиками), в порядке, установленном законодательством государства постоянного проживания.
В соответствии со статьей 4 Соглашения трудовая деятельность работника осуществляется в соответствии с законодательством принимающего государства (пункт 1); работники могут заниматься трудовой деятельностью в принимающем государстве при наличии разрешения на работу, выдаваемого в соответствии с законодательством принимающего государства (пункт 2).
Статьей 8 Соглашения установлено, что социальное и медицинское страхование работников, а также возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или иного ухудшения здоровья, возникшего при исполнении ими своих трудовых обязанностей во время работы в принимающем государстве, осуществляется исполнителями работ (подрядчиками) и соответствующими органами государства постоянного проживания и регулируется законодательством государства их постоянного проживания, если отдельным международным договором между сторонами не предусмотрено иное (пункт 1); пенсионное обеспечение работников осуществляется в соответствии с законодательством государства их постоянного проживания (пункт 2).
Таким образом, учитывая положения статей 1 и 8 Соглашения, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан КНДР, осуществляющих трудовую деятельность по договору о выполнении работ или об оказании услуг, заключенному между российской организацией и юридическим лицом КНДР, обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование не подлежат, на что указано в письме Минтруда России от 18.03.2015 N 17-3/В-125.
Вместе с тем, если граждане КНДР, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ), работают в российской организации по трудовым договорам, заключенным ими непосредственно с этой организацией, то с выплат и иных вознаграждений, произведенных организацией в их пользу, исчисляются и уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, а также с 01.01.2015 страховые взносы в Фонд социального страхования РФ по тарифу, установленному частью 3 статьи 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ООО "Кансон" образовано на основании договора об учреждении общества, утвержденного протоколом N 1 от 18.04.2011 общего собрания участников.
Участниками данного договора являются иностранное юридическое лицо Корейское генеральное общество "МЁХЯН" в лице уполномоченного представителя, гражданина Корейской Народно-Демократической Республики Ли Чан Нама и физическое лицо, гражданин Российской Федерации Куюмчян П.С.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, статус юридического лица ООО "Кансон" присвоен 26.04.2011.
01.06.2011 между юридическим лицом Российской Федерации - ООО "Кансон" и юридическим лицом КНДР - Корейским генеральным обществом "МЁХЯН" заключен договор N 12/1.
Работники ООО "Кансон" являются гражданами КНДР, постоянно проживающими в КНДР и на законном основании въехавшими на территорию РФ с целью осуществления временной трудовой деятельности в соответствии с указанным договором о выполнении работ.
Временно пребывающие граждане КНДР были направлены Корейским генеральным обществом "МЁХЯН" на работу в ООО "Кансон", согласно спискам, и работают в ООО "Кансон" по трудовым договорам, заключенным непосредственно с этой организацией.
В материалах дела имеются приложения к договору N 12/1 от 01.06.2011, а именно списки работников, направляемых в ООО "Кансон" с указанием личным данных и профессии.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что направление граждан КНДР в Российскую Федерацию с последующим оформлением их на работу в ООО "Кансон" осуществлялось не произвольно, а исключительно в рамках реализации договора N 12/1 от 01.06.2011, заключенного ООО "Кансон" с Корейским Генеральным обществом "МЁХЯН".
При этом, в результате анализа положений договора N 12/1 от 01.06.2011, установлено, что по своему предмету и содержанию он является договором об оказании услуг, в соответствии со статьей 1 Соглашения, при наличии и выполнении которого согласно предпоследнему абзацу письма Минтруда России N 17-3/В-125, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан Корейской Народно-Демократической Республики, осуществляющих трудовую деятельность, обложению страховыми взносами не подлежат.
Таким образом, в рассматриваемом случае, с учетом приведенных выше положений, пунктов 1, 8 Соглашения, иностранные граждане КНДР имеющие статус временно пребывающих в РФ, постоянно проживающие в КНДР, осуществляющие трудовую деятельность на основании договора N 12/1 от 01.06.2011, заключенного между юридическим лицом Российской Федерации - ООО "Кансон" и юридическим лицом КНДР - Корейским генеральным обществом "МЁХЯН", не является застрахованными лицами в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона N 167-ФЗ, и, следовательно, с выплат в пользу данных физических лиц страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
В отзыве на апелляционную жалобу общество в подтверждение того, что работники направляемые ГО В/О "МЁХЯН" на работу в ООО "Кансон" являются работниками ГО В/О "МЁХЯН" ссылалась на письмо от Аппарата Советника по торгово-экономическим отношениям Посольства КНДР в РФ Государственному учреждению УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону N 67, которое имеется в материалах дела и, согласно которому все граждане КНДР, осуществившие в период с 01.01.2013 по 31.12.2015 временную трудовую деятельность, направлены юридическим лицом КНДР - Корейским генеральным обществом "Мёхян". Пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется согласно законодательству КНДР.
Кроме того, относительно доводов жалобы об отсутствии доказательств исполнения договора N 12/1 от 01.06.2011 общество правомерно указало, что отношения сторон договора, финансовые отношения к рассматриваемым в рамках данного дела обстоятельствам не относятся.
Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации). Исчислять и удерживать НДФЛ поручено организации-работодателю как налоговому агенту.
ООО "Кансон", являясь работодателем и налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц, принимая на постоянную работу иностранных граждан обязан соблюдать действующее законодательство.
Факт возникновения обязанности уплаты налога на доходы физических лиц не связан с наличием обязанности по внесению страховых взносов.
При таких обстоятельствах, вывод первой инстанции о незаконности решения управления о привлечении к ответственности за несоблюдение законодательства о страховых взносах признается правильным, соответствующим фактически установленным обстоятельствам дела с учетом оценки всех доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, на основе действующего законодательства.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, и новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не приведено, ввиду чего оснований для удовлетворения требований заявителя жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.12.2016 по делу N А53-25274/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25274/2016
Истец: ООО "КАНСОН"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону