г. Москва |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А41-78774/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
судей: при ведении протокола судебного заседания Селезневым М.И.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Главного управления дорожного хозяйства Московской области (ИНН 5024105481, ОГРН 1095024003910) - Тихоненкова А.А., представитель по доверенности N 725 от 10.01.2017 г.,
ООО "Перспектива" (ИНН 5021015832, ОГРН 1075074008712) - Потапова М.А., представитель по доверенности от 20.12.2016 г., Харютин Е.А., представитель по доверенности N 3 от 30.12.2015 г.,
от третьих лиц: от Министерства имущественных отношений Московской области - Шелмаков В.Д., представитель по доверенности N 3 от 11.01.2016 г.,
от Администрации городского округа Подольск Московской области - представитель не явился, извещен,
от ООО "Карбона Инвестментс" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2016 года по делу N А41-78774/15, принятое судьей Уваровым А.О.,
по заявлению Главного управления дорожного хозяйства Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" об изъятии земельных участков, третьи лица - Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Подольск Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Карбона Инвестментс",
УСТАНОВИЛ:
Главное управление дорожного хозяйства Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") об изъятии для государственных нужд Московской области земельных участков с кадастровыми номерами 50:56:0030204:1063, 50:56:0030204:1064, часть земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:29 площадью 1 318 кв.м. согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход" г. Подольска, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области 30.04.2014 г. N 30-р., установив общую сумму выкупа за изымаемые земельные участки в размере 22 323 900 руб. (т. 1 л.д. 2-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Подольск Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Карбона Инвестментс".
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2016 года по делу N А41-78774/15 у ООО "Перспектива" для государственных нужд Московской области изъяты земельные участки с кадастровыми номерами 50:56:0030204:1063, 50:56:0030204:1064, часть земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:29 площадью 1 318 кв.м. согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход" г. Подольска, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области 30.04.2014 г. N 30-р.
Установлен размер возмещения, подлежащего выплате ООО "Перспектива" за изымаемые земельные участки в размере 21 115 000 рублей, в том числе: - 10 661 890 руб. за земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030204:1063; - 4 898 560 руб. за земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030204:1064; - 5 510 558 руб. за изымаемое право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:29 площадью 1 318 кв.м. согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход" г. Подольска, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области 30.04.2014 г. N 30-р. (т. 3 л.д. 65-69).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Перспектива" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители истца и Министерства имущественных отношений Московской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей городского округа Подольск Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "Карбона Инвестментс", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Перспектива" на праве собственности принадлежат - земельный участок КН 50:56:0030204:1063 общей площадью 2 006.00 кв. м, категория земель: "Земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: "торгово-развлекательный комплекс", расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Молодежная, кадастровой стоимостью 6 046 244.48 руб.
- земельный участок КН 50:56:0030204:1064 площадью 890.00 кв. м категория земель: "Земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: "торгово-развлекательный комплекс", расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Молодежная, кадастровой стоимостью 2 682 531.20 руб.
На основании договора N 67/10 от 26.04.2010 г., заключенного между КУМИ администрации города Климовска Московской области и ООО "Перспектива" на срок до 20 апреля 2020 года, ответчику принадлежит право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:29, общей площадью 4 442.00 кв. м, категория земель "Земли поселений (земли населенных пунктов)", вид разрешенного использования: "Для строительства и эксплуатации открытой автостоянки", расположенный по адресу: обл. Московская, г. Климовск, ул. Молодежная, кадастровой стоимостью 16 002 127.32 руб.
На основании Постановления Правительства Московской области от 02.12.2013 г. N 1014/53 "о предварительном согласовании места размещения автомобильной дороги "Южный обход г. Подольска" в Подольском муниципальном районе, городском округе Подольск" Главным управлением дорожного хозяйства Московской области было принято распоряжение от 09.06.2014 г. N 71-Р "Обизъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области.
В частности изымались земельные участки с кадастровыми номерами 50:56:0030204:1063, 50:56:0030204:1064, часть земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:29 площадью 1 318 кв.м. согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход" г. Подольска, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области 30.04.2014 г. N 30-р.
Выкупная цена изымаемых земельных участков с учетом убытков, причиненных собственнику изымаемых объектов, устанавливалась на основании составленного ООО "Иола" договора об оценке: - земельный участок КН 50:56:0030204:1063 - 11 040 000 рублей; - земельный участок КН 50:56:0030204:1064 - 4 950 000 рублей; - право аренды части земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:29 площадью 1 318 кв.м. - 6 333 900 рублей.
08 октября 2014 года истцом в адрес ответчика направлены соглашения об изъятии земельных участков с приложением отчета об определении рыночной стоимости объектов оценки.
Поскольку истец и ответчик не достигли соглашения о выкупной цене спорных земельных участков, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции указал, что выкупная стоимость земельных участков подлежит возмещению ответчику в размере, определенном в экспертном заключении, подготовленном НП СРО "Деловой союз оценщиков".
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ООО "Перспектива" указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно принял в качестве доказательства экспертное заключение.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В ч. 2 ст. 37 закона N 145-ФЗ установлены полномочия государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно: - подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; - подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; - подготовка и заключение от имени РФ соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог; - обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г.), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
В силу ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно п.2 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.
В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. В пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса РФ и статья 279 Гражданского кодекса РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.04.2015 года) сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Рыночная стоимость земельных участков, согласно ст. 66 ЗК РФ, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно ст. 8 указанного закона, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции проведена судебная оценочная экспертиза для установления рыночной стоимости изымаемых земельных участков.
В соответствии с экспертным заключением от 29.08.2016, составленным НП СРО "Деловой союз оценщиков" размер возмещения (рыночная стоимость земельных участков, убытки, причиненные изъятием земельных участков и упущенная выгода) в связи с изъятием земельных участков составляет: - 10 661 890 рублей за земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030204:1063;
- 4 898 560 рублей за земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030204:1064;
- 5 510 558 рублей за изымаемое право аренды земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:29 площадью 1 318 кв.м. согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства автомобильной дороги "Южный обход" г. Подольска, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области 30.04.2014 г. N 30-р.
Согласно выводам о размере возмещения за изымаемый земельный участок, при определении размера возмещения экспертом были учтены требования ч. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ, которым предусмотрено, что при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, при определении размера возмещения эксперт учел следующие составляющие: - рыночная стоимость изымаемых участков, находящегося на них недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельных участков, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ обоснованно признано арбитражным судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Судом первой инстанции установлен факт необходимости, согласно нормам законодательства, изъятия испрашиваемого истцом земельного участка для государственных нужд, принадлежность данного участка ответчику. Стоимость возмещения за земельный участок определена заключением проведенной оценочной экспертизы.
При повторном рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 года назначена повторная экспертиза.
Проведение экспертизы поручено эксперту ООО "ГРОСС-Консалт" Аникеенко Эдуарду Борисовичу.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: Определить размер возмещения, в том числе рыночную стоимость земельных участков и рыночную стоимость прекращаемого права на земельный участок, а также 5 А41-78774/15 убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду, возникших в связи с изъятием земельных участков: с кадастровыми N 50:56:0030204:1063 площадью 2006 кв. м., расположенного по адресу: Московская область г. Климовск, ул. Молодежная, при д. 9; с кадастровым N 50:56:0030204:1064 площадью 890 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Молодежная, при д. 9; -части земельного участка с кадастровым N 50:56:0030204:29 площадью 1318 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Молодежная.
Согласно заключению эксперта N 1598 от 21.11.2016 г. размер возмещения (рыночная стоимость земельных участков, убытки, причиненные изъятием земельных участков и упущенная выгода) в связи с изъятием земельных участков составляет 64543082 руб., из них рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:1063 площадью 2006 кв. м, расположенного по адресу: Московская область г. Климовск, ул. Молодежная, при д. 9 - 7 532 610 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:1064 площадью 890 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Молодежная, при д. 9 - 3 945 651 рублей;
рыночная стоимость права на земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030204:29 площадью 1318 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Молодежная - 5 728 610 рублей;
убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду, возникших в связи с изъятием земельных участков-47 336 211 рублей.
В судебное заседание вызван эксперт Аникеенко Э.Б. для дачи пояснений.
Заключение эксперта исследуется и оценивается наряду с другими доказательствами по делу. Правовой статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и в силу статьи 71 АПК РФ подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Оценив представленное в материалы дела заключение апелляционный суд не принимает данное заключение в качестве доказательства в связи со следующим.
Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
- иные сведения в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В соответствии со ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Согласно абз. 3 статьи 15 закона об оценочной деятельности оценщик обязан соблюдать требования Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является
В соответствии с Федеральным стандартом оценки (ФСО N 1) "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с п. 7 главы II ФСО N 1 подход к оценке, определяется как совокупность методов оценки, объединенных общей методологией.
Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
В разделе 2.3.5 Заключения эксперта N 1598 от 21.11.2016 указано, что 01.07.2011 между ООО "Перспектива" и ООО "Карбона Инвестмент" заключен Предварительный договор, согласно которому стороны обязались заключить до 30.04.2013 следующие договоры:
Договор купли-продажи объектов недвижимости, в частности земельных участков с кадастровым номером 50:56:0030204:6, общей площадью 13 953 кв.м и с кадастровым номером 50:56:0030204:7, общей площадью 19 560 кв.м.;
Договор уступки прав и обязательств арендатора по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030204:29, общей площадью 4 442 кв.м.
Пунктом 4 статьи 429 ГК РФ предусмотрено, что в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Согласно статьей 190 указанного Кодекса установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Основной договор купли-продажи и договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды между ООО "Перспектива" и ООО "Карбона Инвестментс" в течение указанного периода заключен не был, обязательства сторон по названному предварительному договору прекращены в соответствии с пунктом 6 статьи 429 ГК РФ, предусматривающей, что обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Таким образом, у ООО "Перспектива" не возникало обязательств перед третьими лицами (ООО "Карбона Инвестмент").
Также не подлежит удовлетворению вывод эксперта о необходимости включения в размер возмещения расходов, понесенных при оплате работ по аналитической информации будущего объекта строительства на изымаемых земельных участках, работ по оценке концепции торгового центра, стоимость работ по разработке новой концепции торгового центра, поскольку указанные работы не являются обязательными для получения разрешения на строительство, не представлены доказательства получения полезных результатов работ, отсутствуют доказательства заключения основного договора купли-продажи земельных участков на основании предварительного договора.
Данные убытки носят предположительный характер, их несение не подтверждается никаким доказательствами, представленными в материалы дела.
При расчете стоимости земельных участков 50:56:0030204:1063, 50:56:0030204:1050, 50:56:0030204:29 ошибочно не введена корректировка на месторасположение аналогов 2 и 3 находящихся в г. Подольске (административный центр Подольского района) к объекту оценки расположенному в г. Климовск (г. Московской области) имеющему меньшую площадь, меньшую численность населения и лучшую социально- экономическую ситуацию. Завышена стоимость объекта оценки. Нарушение ст. 11 135-ФЗ, п.5 ФСО-3 и 22д ФСО-7.
Расчет упущенной выгоды определяется исходя из намерений ООО "Перспектива" продать земельный участок 50:56:0030204:1050 из которого образованы два участка 50:56:0030204:1063 и 50:56:0030204:1064 и права и обязательства арендатора по договору аренды земельного участка 50:56:0030204:29 ООО "Карбона Инвестмент" по предварительному договору.
Так как Предварительный договор не является документом, по которому возникают обязательства у ООО "Перспектива" отсутствует упущенная выгода.
При этом в расчете упущенной выгоды Эксперт не учитывает тот факт, что часть недополученной выручки в размере 17 589 534 руб. возмещается ООО "Перспектива" через стоимость изымаемых частей земельных участков. Завышена сумма упущенной выгоды.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельства дела с учетом оценки представленных документов, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования в указанном размере с учетом заключения экспертов НП СРО "Деловой союз оценщиков" о выкупной стоимости земельного участка.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2016 года по делу N А41-78774/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Перечислить с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда денежные средства в сумме 100000 руб. за проведение экспертизы по следующим реквизитам:
получатель - ООО "ГРОСС-Консалт"", ИНН: 7704511364, КПП: 770401001, расчетный счет 40702810300000027673, банк получателя: ВТБ 24 (ПАО), БИК 044525716, счет N 30101810100000000716.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78774/2015
Истец: Главное управление дорожного хозяйства Московской области
Ответчик: ООО "Перспектива"
Третье лицо: Администрация Подольского муниципального района, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НПСО "Деловой союз оценщиков", ООО "КАРБОНА ИНВЕСТМЕНТС", Гросс консалт, ООО "ЦФР"