Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А60-30638/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мельниковой Э.И.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Курганэнерго" (ИНН 4501101712, ОГРН 1034500005715): Кондина Ю.Н., паспорт, доверенность от 01.11.2016;
от заинтересованного лица - Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588): Запольских М.А., удостоверение, доверенность от 18.01.2017;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2016 года
по делу N А60-30638/2016,
принятое судьей Калашником С.Е.,
по заявлению акционерного общества "Курганэнерго"
к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Акционерное общество "Курганэнерго" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее заинтересованное лицо, Департамент) от 10.06.2016 N 02/К.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2016 (резолютивная часть решения объявлена 20.10.2016) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое предписание признано недействительным, Департамент обязан судом устранить допущенные нарушения прав общества. В порядке распределения судебных расходов с Департамента в пользу общества взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо, ссылаясь на ст. 9, ч. 3 ст. 45 Лесного кодекса РФ, указывает, что материалы лесоустройства до 2007 года являлись единственными документами, устанавливающими границы земель лесного фонда; в период с 01.01.2007 по настоящее время документов об изменении границ или переводе земель обороны и безопасности в другие категории земель заявителем не представлено. Отмечает, что согласно материалам лесоустройства 1997 года (таксационные описания кварталов 36, 38, 40) часть линий электропередач проходит через лесные участки Шадринского мастерского участка Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Министерства обороны Российской Федерации; из таксационного описания лесных участков следует, что ЛЭП ВЛ-35 расположена в квартале 36 выделе 20, в квартале 38 выделе 43, в квартале 40 выделе 44.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивал; заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в отзыве; заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, просит заменить АО "Курганэнерго" на ПАО "СУНКО".
Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и признано подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена заявителя акционерного общества "Курганэнерго" (ОГРН 1034500005715, ИНН 4501101712) на публичное акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ОГРН 1027201233620, ИНН 7205011944).
Ходатайство заинтересованного лица рассмотрено судом в порядке ст. 159 АПК РФ и в его удовлетворении отказано на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку заинтересованным лицом не обоснована невозможность представления указанных документов при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В отсутствие уважительных причин непредставления доказательств в суд первой инстанции апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства о приобщении новых доказательств.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 30.05.2016 по 09.06.2016 с целью осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях обороны, на основании приказа департамента от 19.05.2016 N 143 в отношении общества "Курганэнерго" проведена плановая выездная проверка.
В ходе плановой проверки установлено, что общество "Курганэнерго" имеет в собственности линию электропередачи (далее - ЛЭП) ВЛ-35 кВ 2-х цепную ("Шадринск-Иртыш", "Шадринск-Р-Маслянка"). Из таксационного описания лесных участков следует, что ЛЭП ВЛ-35 расположена в квартале 36 выделе 20, в квартале 38 выделе 43, в квартале 40 выделе 44.
Административным органом сделан вывод о том, что согласно материалам лесоустройства 1997 года часть линии электропередач проходит через лесные участки Шадринского мастерского участка Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе проверки при осмотре указанных выше лесных участков, расположенных в кварталах 36, 38, 40 Шадринского мастерского участка Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что на данных лесных участках располагаются опоры ЛЭП под номерами: с 53 по 58, с 58 по 62, с 62 по 70, собственником которых является общество "Курганэнерго". Правоустанавливающие документы на использование указанных выше лесных участков у заявителя отсутствуют.
По результатам проверки составлены акт 10.06.2016 N 3-П, протокол от 10.06.2016 N 04-2016/К и выдано предписание от 10.06.2016 N 02/К, согласно которому обществу "Курганэнерго" предписано в срок до 10.04.2017 оформить разрешительные документы на используемые лесные участки, расположенные на территории Свердловского лесничества Минобороны России Шадринского участкового лесничества Шадринского мастерского участка в кварталах: 36, 38, 40 при осуществлении эксплуатации ЛЭП ВЛ-35 кВ 2-х цепная ("Шадринск - Иртыш", "Шадринск-Р-Маслянка").
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, вынесено с нарушением требований законодательства, общество "Курганэнерго" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности Департаментом соответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В рассматриваемом деле оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и в пределах его компетенции, предусмотренной законодательством.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи предписания послужили выводы Департамента о том, что лесные участки, расположенные в кварталах 36, 38, 40 Шадринского мастерского участка Шадринского участкового лесничества Свердловского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, используются обществом в отсутствие разрешительных документов.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в муниципальной или государственной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Исходя из смысла нормы ч. 1 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвоз-мездное пользование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что земельный участок площадью 0,1181 га сроком на пять лет для обслуживания опор линии электропередачи ВЛ-35 вК "Шадринская-Иртыш" передано в аренду предприятию "Шадринские электрические сети" акционерного общества "Курганэнерго" по постановлению Администрации города Шадринска от 22.01.1996 N 41-3. Между Шадринской городской администрацией и предприятием "Шадринские электрические сети" акционерного общества "Курганэнерго" заключен договор аренды от 22.01.1996 КН-26 N 001451 сроком действия до 21.01.2001. Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Шадринска 29.01.1996.
Земельный участок площадью 0,1181 га сроком до 22.01.2001 для обслуживания опор линии электропередачи ВЛ-35 вК "Шадринская-Иртыш" передано в аренду открытому акционерному обществу "Курганэнерго" по постановлению Администрации города Шадринска от 15.10.1998. Между Шадринской городской администрацией и обществом "Курганэнерго" заключен договор аренды от 15.10.1998 КН-26 N 003231 сроком действия до 21.01.2001. Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Шадринска 20.11.1998.
Соглашением от 02.02.2001 срок действия указанного договора аренды продлен до 21.01.2011.
Соглашением от 23.05.2016 срок действия указанного договора аренды продлен до 14.10.2047.
Права общества "Курганэнерго", возникшие на основании договора аренды, зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Электросетевой комплекс, расположенный на указанном земельном участке, находится в собственности заявителя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.12.2014 N 45-АА 848841.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 45:26:000000:73 категорией земель являются земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации опор электролинии ВЛ-35 кВ "Шадринск-Иртыш".
Судом первой инстанции также установлено, что административным органом не предоставлено доказательств того, что лесные участки, расположенные в кварталах: 36,38,40 являются федеральной собственностью, то есть принадлежат Министерству обороны Российской Федерации.
Таким образом, правильно применив вышеуказанные положения Лесного Кодекса РФ к фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, учитывая, что земельные участки под принадлежащими заявителю на праве собственности опорами ЛЭП используются обществом "Курганэнерго" на основании договора аренды, заключенного до 14.10.2047 года, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Иного Департаментом, на котором лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ, как на органе, принявшем данный акт, суду апелляционной инстанции не доказано, из процессуальных документов проверки не следует.
Приведенные в жалобе Департамента ссылки на таксационные описания кварталов 36, 38, 40 судом отклонены, поскольку не подтверждают принадлежность спорных участков Министерству обороны Российской Федерации.
Иные доводы Департамента о законности оспариваемого предписания, при отсутствии соответствующих доказательств, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Выданное в отсутствие правовых оснований предписание Департамента нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно возлагает на него соответствующие обязанности.
Таким образом, совокупность оснований, указанных в ст.ст. 198, 201 АПК РФ, для признания предписания N 02/К от 10.06.2016 об устранении нарушения в области лесного законодательства РФ недействительным судом первой инстанции установлена.
Соответственно заявленное требование о признании недействительным предписания обоснованно удовлетворено судом.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, противоречат фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство заявителя по делу, заменив акционерное общество "Курганэнерго" (ОГРН 1034500005715, ИНН 4501101712) на публичное акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (ОГРН 1027201233620, ИНН 7205011944).
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2016 года по делу N А60-30638/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л. Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30638/2016
Истец: АО "КУРГАНЭНЕРГО"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу
Третье лицо: ПАО "СИБИРСКО-УРАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"