10 февраля 2017 г. |
Дело N А83-6517/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2017.
В полном объёме постановление изготовлено 10.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Баукиной Е.А. и Елагиной О.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саматовой М.А.,
при участии индивидуального предпринимателя Обертуна Юрия Васильевича, личность установлена по паспорту Российской Федерации;
представителей:
от индивидуального предпринимателя Обертуна Юрия Васильевича - Аркатова В.В., доверенность от 11.05.2016;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Игнатьевой Ю.С., доверенность от 11.04.2016 исх. N 05/01/1809;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2016 года по делу N А83-6517/2016 (судья Кузнякова С.Ю.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Обертуна Юрия Васильевича к Управлению государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
индивидуальный предприниматель Обертун Юрий Васильевич (далее - ИП Обертун Ю.В., индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 августа 2016 года по делу N 214.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2016 года заявление ИП Обертуна Ю.В. удовлетворено в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 августа 2016 года по делу N 214.
Не согласившись с указанным решением суда, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя об отмене постановления о назначении административного наказания от 15.08.2016 по делу N 214 отказать в полном объеме.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя об отмене постановления о назначении административного наказания от 15.08.2016 по делу N 214 отказать в полном объеме.
ИП Обертун Ю.В. и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о проведении внеплановой выездной проверки от 06.07.2016 N 325-01/11, согласованного с прокуратурой Республики Крым, в отношении ИП Обертуна Ю.В. проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул.Дражинского, 4-б.
Извещением от 06.07.2016, полученным ИП Обертуном Ю.В., заявителю сообщено о проведении в отношении него внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства при использовании им земельного участка, расположенного адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, 4-б 05.08.2016 с 10 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. для проведения мероприятий по государственному земельному надзору и возможном составлении протокола об административном правонарушении. В случае выявления по результатам проверки состава административного правонарушения протокол или протоколы об административном правонарушении будут составляться 11.08.2016 с 10 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Садовая, 11, кабинет 10.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки должностным лицом административного органа в присутствии ИП Обертуна Ю.В., составлен акт проверки от 11.08.2016, в соответствии с которым выявлены нарушения обязательных требований, установленных земельным законодательством, статей 25, 26, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании земельного участка ИП Обертуном Ю.В. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок муниципальной собственности площадью 192 кв.м.
11.08.2016 ИП Обертуну Ю.В. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации N 1 к акту проверки от 11.08.2016 N 308, о чем имеется подпись индивидуального предпринимателя в соответствующей графе предписания.
Должностным лицом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в отношении ИП Обертуна Ю.В. 11.08.2016 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии ИП Обертуна Ю.В., которому разъяснены его законные права и обязанности, который ознакомлен с протоколом и ему вручена его копия, в подтверждение чего он собственноручно расписался в соответствующей графе протокола. В протоколе ИП Обертун Ю.В. указал, что объяснения будут приложены к рассмотрению дела об административном правонарушении, назначенного позже.
11.08.2016 заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заместителем начальника Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Роговым А.А. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по делу N 214 в отношении ИП Обертуна Ю.В. на 15.08.2016 на 12 час. 30 мин.
Указанное определение вручено индивидуальному предпринимателю 11.08.2016, в подтверждение чего он собственноручно расписался в соответствующей графе определения.
Заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заместителем начальника Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Роговым А.А. 15.08.2016 в отсутствие ИП Обертуна Ю.В. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 214, согласно которому ИП Обертун Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившееся в самовольном занятии земельного участка площадью 192 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, ул.Дражинского, 4-б (кадастровый квартал 90:25:010104), ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2016 года заявление ИП Обертуна Ю.В. удовлетворено в полном объеме. Признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 августа 2016 года по делу N 214.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Исследовав материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В соответствии с главами 3, 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как явствует из материалов дела, ИП Обертун Ю.В. является собственником нежилых помещений общей площадью 12,4 кв.м., расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, 4-6, что подтверждается договором купли-продажи от 10.03.2004 серии ВСЕ N 106113.
Согласно договору, заключенному между заявителем и Фондом коммунального имущества Ялтинского городского совета, Обертуном Ю.В. были приобретены в собственность нежилые помещения (лит. А) площадью 12,4кв.м., расположенные по адресу: ул. Дражинского, 4-6 в г. Ялта. Право собственности зарегистрировано за Обертуном Ю.В. в установленном законом порядке, что подтверждается извлечением о регистрации прав собственности на недвижимое имущество от 26.04.2004.
Данный договор является действующим и никем не оспорен, не признан недействительным.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а так же если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 31.07.2014 N 38-ЗРК права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264, в п. 1 которого предусмотрено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года: договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации (п. 18); документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра (п. 25).
В данном случае документами, подтверждающими наличие ранее возникшего права, является заключенный 10.03.2004 г. договор купли-продажи, а также Извлечение о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 26.04.2004.
Статья 377 Гражданского кодекса Украины, действовавшего на момент заключения данного договора, предусматривала, что к лицу, которое приобрело жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения, в размерах, установленных договором. Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и на часть земельного участка, необходимая для их обслуживания.
В соответствии с положениями статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно положениям пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Исходя из изложенного, право пользования земельным участком, на котором расположен объект недвижимости и необходимым для его эксплуатации, возникает у нового собственника этой недвижимости в силу прямого указания закона в момент государственной регистрации права собственности нового собственника на приобретенный им объект недвижимости.
Таким образом, в рассматриваемом случае, индивидуальный предприниматель имеет право пользования долей названного земельного участка пропорционально площади нежилых помещений, собственником которых он является. Указанное право на использование спорного земельного участка возникло у ИП Обертун Ю.В. в силу закона. Самовольное занятие заявителем не осуществлялось.
То обстоятельство, что право на использование земельного участка не зарегистрировало в установленном порядке, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
С 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Кроме того, ст. 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В свою очередь, ст. 2.6.2 КоАП РФ предусматривает, что собственник или иной владелец земельного участка либо другого объекта недвижимости освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения земельный участок либо другой объект недвижимости находился во владении или в пользовании другого лица, либо о том, что административное правонарушение совершено в результате противоправных действий других лиц, при этом у собственника или иного владельца земельного участка либо другого объекта недвижимости не имелось возможности предотвратить совершение административного правонарушения либо им были приняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что решением Ялтинского городского совета АР Крым N 238 от 27.10.2004 СПД Обертуну Ю.В. было предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0226 га для обслуживания кафе по адресу: г. Ялта, ул. Дражинского, 4-6, в связи с чем, согласно п. 2.2 данного решения СПД Обертун Ю.В. был обязан заказать в землеустроительной организации изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Заключением Управления главного архитектора Ялтинского городского совета N 05/1695 от 01.11.2005 было предоставлено обоснование размера земельного участка к отводу - 0,0171 га.
В последующем, проект землеустройства по отводу именно указанного размера земельного участка получил положительное заключение Ялтинской городской СЭС N 205 от 06.03.2006, Управления экологической инспекции Южно-Крымского региона N 0150- 90/3 от 01.02.2006, Управления Главного архитектора г. Ялта от 01.11.2005, Государственной службы по вопросам национального культурного наследия N 22 -2837/10 от 28.10.2008, Республиканского комитета по охране культурного наследия N 3480 от 12.07.2005, Ялтинского городского управления земельных ресурсов N 5422-1/10-25 от 05.03.2008.
Кроме того, Ялтинским городским управлением земельных ресурсов предоставлена справка о составе земельных угодий N 7354-2 /10-25 от 13.07.2005 г., в которой указано, что земельный участок проектируемого к отводу ФЛП Обертун Ю.В. для обслуживания кафе ориентировочной площадью 0,0171 га, расположенный по адресу: г.. Ялта, ул. Дражинского, 4-Б, по статистическим отчетам Государственного комитета Украины по земельным ресурсам "Учет земли" (форма 6-зем) считается на учете: строка 12.3 (шифр 96) "Земли, не переданные в собственность и не предоставленные в пользование в пределах населенного пункта ", по виду земельных угодий - графы 34,42" застроенные земли", в т.ч. "Коммерческие цели".
Более того, Ялтинским городским управлением земельных ресурсов предоставлена справка N 53772 / 10-25 от 11.04.2006 г. о том, что земельному участку площадью 0,0171 га, расположенной по адресу: г.Ялта, ул. Дражинского, 4-Б, проектируемого к отводу ФЛП Обертун Ю.В. для обслуживания кафе, присвоен кадастровый номер: 0111900000: 01: 004: 0 104.
Указанный проект землеустройства, утвержденный председателем Республиканского комитета по земельным ресурсам АР Крым, о чем свидетельствует наличие на нем оттиска "согласовано" начальника отдела государственной землеустроительной экспертизы и контроля за соблюдением лицензионных условий от 05.11.2008, получил положительное заключение государственной экспертизы землеустроительной документации N 5684/25 от 30.07.2008.
Материалы дела свидетельствуют также о том, что заявитель обращался в суд с иском о признании незаконной бездеятельности Ялтинского городского совета при рассмотрении проекта землеустройства по отводу земельного участка физического лица - предпринимателя Обертуна Ю.В., разработанного на основании решения 23-й сессии Ялтинского городского совета 4-го созыва от 27 октября 2004 N 238 "О даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для обслуживания кафе СПД Обертун Ю.В. из земель, находящихся в ведении Ялтинского городского совета, расположенного по адресу: АР Крым, г.Ялта, ул. Дражинского, 4-Б, а также о понуждении ответчика вынести на очередное пленарное заседание вопрос о рассмотрении проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду физическому лицу - предпринимателю Обертун Ю.В., разработанного на основании решения 23-й сессии Ялтинского городского совета 4-го созыва от 27 Октября 2004 N 238.
Решением Ялтинского городского суда от 23.08.2011 по делу N 2а-873 8/11/0124, оставленным без изменений определением Севастопольского апелляционного административного суда от 10.10.2011, данный иск был удовлетворен.
При этом, судами была дана оценка заключению Республиканского комитета по земельным ресурсам от 30.07.2008 N 5684/25 (сроком на 3 года), письму УГА от 02.06.2010 г. N 01.2-3/2134, письму Ялтинской СЭС от 09.06.201 N 21-2741 об отзыве ранее выданных заключений, якобы препятствовавшим ответчику рассмотреть вопрос об утверждении проекта отвода земельного участка.
В частности, указано, что письмо Республиканского комитета по земельным ресурсам АР Крым от 07.07.2010 N 979/10-29-80 не содержит всех необходимых признаков для возможности своей правовой характеристикой аннулировать выводы государственной экспертизы от 30.07.2008 N 5684/25, предоставленной ранее, и не делают их недействительными.
Письмо Управления главного архитектора Ялтинского городского совета об аннулировании своего согласования N 05/1699 от 01.11.2005 "О возможности целевого использования земельного участка площадью 0.0171 га, расположенного по ул. Дражинского 4 "Б" в г.. Ялта для обслуживания кафе СПД Обертун Ю.В."., сделано на основании решения Ялтинского городского совета 31 сессии 5-го созыва N 673 от 23 апреля 2010 года, которое является актом одноразового действия, который уже выполнен истцом и поэтому аннулирование не может влиять на законность выводов содержащихся в согласовании N 05/1699 от 01.11.2005, и не делают их недействительными.
Указано, что уменьшение площади земельного участка, сделанное КП ЯГР "БТИ", также не может влиять на законность исковых требований, поскольку эта организация по своим функциям не уполномочена рассматривать и решать вопросы, связанные с распоряжением землей, находящейся в собственности как у органов местного самоуправления, так и у других землепользователей.
Судом апелляционной инстанции административного суда также указано, что вышеизложенные обстоятельства не могут влиять на рассмотрение ответчиком проекта землеустройства по отводу земельного участка физическому лицу - предпринимателю Обертуну Ю.В., разработанному на основании решения 23-й сессии Ялтинского городского совета 4-го созыва от 27 октября 2004 N 238 "О даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для обслуживания кафе СПД Обертун Ю.В. из земель, находящихся в ведении Ялтинского городского совета, расположенного по адресу: АР Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, 4-Б."
В свою очередь, принятое после данного судебного решения Ялтинским городским советом решение N 174 от 29.12.2011 "Об отказе субъекту предпринимательской деятельности - физическому лицу Обертуну Юрию Васильевичу в передаче в аренду земельного участка было также оспорено в судебном порядке и решением хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 13.09.2012 г. по делу N 5002-23/2373- 2012, вступившим в законную силу, признано недействительным решение Ялтинского городского совета 15-й сессии 6-го созыва N 174 от 29.12.2011 г. "Об отказе субъекту предпринимательской деятельности -физическому лицу Обертуну Юрию Васильевичу в передаче в аренду земельного участка площадью 0,0171 га для обслуживания кафе по адресу: АР Крым, м. Ялта, ул. Дражинского, 4-6, из земель, которые находятся в ведении Ялтинского городского совета", а также постановлено обязать Ялтинский городской совет на ближайшей сессии рассмотреть проект землеустройства по отводу земельного участка в аренду физическому лицу - предпринимателю Обертуну Ю.В., разработанный на основании решения 23-й сессии Ялтинского городского совета 4-го созыва от 27.10.2004 N 238 "О предоставлении согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для обслуживания кафе СПД Обертун Ю.В. из земель, находящихся в ведении Ялтинского городского совета", расположенного по адресу: АР Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, 4Б, и принять решение в соответствии с требованиями ст. 123, 124 Земельного кодекса Украины и ст. 59 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине".
То обстоятельство, что право пользования спорным земельным участком в установленном порядке индивидуальным предпринимателем не оформлено, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ. (Аналогичная правовая позиция содержится также в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2016 N 308-АД15-19368, от 03.10.2016 N 308-АД16-5136).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности события вменяемого заявителю правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, суд считает постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и необоснованным.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отмене постановления Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 августа 2016 года по делу N 214.
Доводы апелляционной жалобы сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 декабря 2016 года по делу N А83-6517/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6517/2016
Истец: ИП Обертун Юрий Васильевич
Третье лицо: Государственный комитет по госудаоственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управление государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым