Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
6 февраля 2017 г. |
А05-7108/2016 |
(Резолютивная часть).
06 февраля 2017 года |
г. Вологда |
Дело N А05-7108/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и экономики Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 ноября 2016 года по делу N А05-7108/2016 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-техническое предприятие "Рубус" (ОГРН 1138383000095, ИНН 2983008913; место нахождения: 166700, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, п. Искателей, улица Ардалина, дом 9, офис 30, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту финансов и экономики Ненецкого автономного округа (ОГРН 1078383000497, ИНН 2983006000; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Смидовича, дом 20, далее - Департамент) о признании незаконным распоряжения от 10.05.2016 N 75 "Об отказе в предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 01 ноября 2016 года признано незаконным, как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы общества, распоряжение от 10.05.2016 N 75 "Об отказе в предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, а также взыскал с Департамента в пользу общества 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу Департамента - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, общество в соответствии с Порядком предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденным постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 23.03.2016 N 87-п (далее - Порядок N 87-п) 19.04.2016 направило в Департамент заявку на получение субсидии.
Департамент распоряжением от 10.05.2016 N 75 "Об отказе в предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" отказал обществу в предоставлении субсидий на основании пунктов 4 и 10 Порядка N 87-п, поскольку затраты фактически произведены в 2015 году.
Письмом от 13.05.2016 N 1736/03 Департамент уведомил общество об отказе в предоставлении субсидии. В обоснование отказа Департамент сослался на то, что затраты по оплате установки гидропосева общество понесло в 2015 году (платежные поручения от 04.12.2015 N 106 и от 21.12.2015 N 115), при этом документы для получения субсидии заявитель представил в Департамент 19.04.2016.
Общество, не согласившись с распоряжением Департамента от 10.05.2016 N 75 "Об отказе в предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; при этом субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется на основании Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 5 статьи 15 Закона Ненецкого автономного округа от 25.12.2015 N 171-ОЗ "Об окружном бюджете на 2016 год" установлено, что в 2016 году за счет средств окружного бюджета субсидии в рамках реализации государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставляются в целях частичного возмещения затрат, возникающих в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг:
1) в части затрат по уплате авансовых платежей при заключении договоров лизинга;
2) в части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности по приоритетным направлениям, определенным указанной государственной программой.
Условия, порядок и размер предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в целях частичного возмещения затрат, возникающих в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по приоритетным направлениям поддержки бизнеса, определенным государственной программой Ненецкого автономного округа "Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе", утверждённой постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 N 223-п, определены Порядком N 87-п.
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что субсидии из окружного бюджета предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Ненецкого автономного округа, не имеющим просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, соответствующим требованиям настоящего Порядка.
Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий, предусмотренных настоящим Порядком, является Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа (пункт 3 Порядка N 87-п).
Согласно пункту 4 Порядка N 87-п субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части фактически произведенных в текущем финансовом году и документально подтвержденных затрат на:
1) модернизацию производства (основных средств) субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) аренду помещений субъектами малого и среднего предпринимательства, оказывающими населению услуги в сферах социального и бытового обслуживания, медицинских и персональных услуг;
3) оплату коммунальных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, оказывающим населению услуги в сферах социального и бытового обслуживания, медицинских и персональных услуг;
4) приобретение сырья и материалов субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в области народных (традиционных) промыслов;
5) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
6) на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
7) на технологическое присоединение к объектам инженерной инфраструктуры.
Пунктом 5 Порядка N 87-попределено, что для получения субсидии субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в Департамент следующие документы:
1) заявление в соответствии с приложением N 1 к данному Порядку;
2) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);
3) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);
4) справки об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, выданные не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также справки об отсутствии исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов;
5) копию лицензии на право осуществления соответствующей деятельности согласно законодательству Российской Федерации (при осуществлении лицензируемого вида деятельности);
6) справку-расчет согласно Приложению 2 к данному Порядку;
7) документы согласно приложению N 3 к данному Порядку.
В соответствии с приложением N 3 к Порядку N 87-п субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на модернизацию производства (основных средств) предоставляется один раз в 2 года на возмещение части затрат по приобретению нового оборудования, а именно: устройств, механизмов, станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, в целях модернизации производства, за исключением приобретения транспортных средств и недвижимого имущества.
Определенный в приложении N 3 к Порядку N 87-п перечень документов включает следующие документы:
1) копию договора поставки оборудования;
2) копии документов, подтверждающих оплату товара по договору поставки оборудования;
3) копии документов, подтверждающих факт получения товара по договору поставки оборудования (товарные накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи).
Согласно пункту 10 Порядка N 87-п для получения субсидии субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в Департамент документы, указанные в пункте 5 данного Порядка, в течение текущего года (до 20 декабря включительно), в котором произведены затраты, подлежащие частичному возмещению, согласно этому Порядку.
Для получения субсидии за фактически произведенные расходы в декабре текущего финансового года субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в Департамент документы, указанные в пункте 5 Порядка N 87-п, в срок не позднее 31 января очередного финансового года.
В соответствии с пунктами 12, 13 Порядка N 87-п субсидии предоставляются в порядке очередности исходя из времени регистрации документов, указанных в пункте 5 Порядка, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства, в пределах средств, предусмотренных окружным бюджетом на эти цели в текущем финансовом году.
Пунктом 14 Порядка N 87-п определено, что Департамент в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 5 данного Порядка, осуществляет проверку документов и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидии. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии принимается в форме распоряжения Департамента. Копия распоряжения о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии направляется субъекту малого и среднего предпринимательства не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения. В случае отказа в предоставлении субсидии документы, представленные субъектом малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, не возвращаются, а субъекту направляется копия распоряжения Департамента с разъяснениями причин отказа.
В соответствии с пунктом 18 Порядка N 87-п в предоставлении субсидий отказывается субъектам малого и среднего предпринимательства:
1) относящимся к субъектам предпринимательской деятельности, в соответствии с частями 3, 4 статьи 14 Закона N 209-ФЗ;
2) не соответствующим условиям предоставления субсидии, указанным в пунктах 1, 2 данного Порядка, и определенным в Приложении 3 к этому Порядку;
3) представившим неполный пакет документов, указанных в пункте 5 Порядка, за исключением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 5 данного Порядка, либо с нарушением требований пункта 6 данного Порядка, или представившим недостоверные сведения и документы;
4) нарушившим сроки предоставления документов, указанные в пункте 10 данного Порядка;
5) находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, деятельность которых приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
6) получившим в текущем финансовом году субсидию на аналогичный вид поддержки бизнеса за счет средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
7) осуществляющим деятельность (в соответствии с основным видом деятельности, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц или выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), не соответствующую приоритетным направлениям поддержки бизнеса, определенным Программой;
8) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства, допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Аналогичные условия и порядок предоставления субсидий, в том числе требования к составу документов, представляемым субъектами малого и среднего предпринимательства для получения субсидии, а также к срокам предоставления этих документов содержались в действовавшем до 28.03.2016 Порядке предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждённом постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 20.07.2015 N 236-п (далее - Порядок N 236-п).
В данном случае общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования - установки для гидропосева "TurfMaker 390 M", которое приобретено по договору поставки от 01.12.2015 N 15/33, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "ЭСТМ" (поставщик).
Пунктом 3.2 этого договора предусмотрена предварительная оплата стоимости товара.
В соответствии с пунктом 2 данного договора поставщик на основании письменного запроса общества как покупателя выставляет ему счета и спецификации с указанием номенклатуры, стоимости и срока поставки товара. Отгрузка товара осуществляется после получения поставщиком 100% оплаты товара.
Общество по выставленному поставщиком счету от 01.12.2015 N 197 произвело оплату оборудования по платежным поручениям от 04.12.2015 N 106 и от 21.12.2015 N 115.
Передача оборудования произведена поставщиком обществу 14.03.2016 по транспортной накладной N 23.
Исходя из положений пунктов 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н, сумма предварительной оплаты, перечисленная поставщику в счет оплаты этого оборудования (как объекта основных средств), не признается расходом организации, а отражается в учете в качестве дебиторской задолженности.
В силу пункта 27 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, фактические затраты, связанные с приобретением за плату основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетами учета расчетов. Такие затраты признаются и отражаются в учете именно в момент перехода права собственности на приобретаемое основное средство (в момент исполнения продавцом обязанности передать вещь в собственность покупателя).
Имущество, отвечающее критериям пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, включается в состав основных средств организации. При этом в силу пунктов 7, 8 этого же Положения по бухгалтерскому учету объект основных средств принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на его приобретение (без учета возмещаемого налога на добавленную стоимость). При принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, списываются с кредита счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств.
На основании этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что затраты на приобретение оборудования (объекта основных средств) понесены (произведены) заявителем именно в 2016 году, когда к нему перешло право собственности на приобретаемое оборудование, а не в 2015 году, когда заявитель осуществил предварительную оплату в счет оплаты приобретаемого оборудования.
Также суд первой инстанции обоснованно посчитал, что указанному подходу соответствует и определенный в приложении N 3 к Порядку N 87-п перечень документов, которые субъект малого и среднего предпринимательства обязан представить в Департамент в качестве доказательств понесенных расходов на модернизацию (приобретение основных средств), согласно которому одновременно с документами, подтверждающими оплату товара по договору поставки оборудования, обязательному предоставлению подлежит копия договора поставки оборудования, а также копии документов, подтверждающих факт получения товара по договору поставки оборудования (товарные накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи).
Сходный перечень документов содержался в приложении N 3 к ранее действовавшему Порядку N 236-п.
Соответственно, исходя из указанных норм, общество не могло претендовать на субсидию за 2015 год, поскольку у него в декабре 2015 года отсутствовали необходимые документы для ее получения, а именно документы, подтверждающих факт получения товара по договору поставки оборудования (товарные накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи).
Следовательно, в рассматриваемом случае затраты на приобретение оборудования (объекта основных средств) понесены (произведены) заявителем именно в 2016 году, когда он получил оборудование, а не в 2015 году, когда заявитель осуществил предварительную оплату приобретаемого оборудования.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным отказ Департамента в предоставлении заявителю запрошенной субсидии.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 ноября 2016 года по делу N А05-7108/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7108/2016
Истец: ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РУБУС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИКИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе В.Ю.Чупров
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10787/16