Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2017 г. N Ф04-1580/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А46-9845/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16167/2016) Министерства финансов Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2016 года по делу N А46-9845/2016 (судья Луговик С.В.), принятое по иску Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) к Министерству финансов Омской области (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании 2 947 928 руб. 43 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства финансов Омской области" - представитель Тарабанов И.С. по доверенности N 1722 от 10.03.2016 сроком действия 1 год;
от Администрации города Омска - представитель не явился, извещена.
установил:
Администрация города Омска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Омской области в лице Министерства финансов Омской области (далее - Минфин Омской области, ответчик) о взыскании 2 947 928 руб. 43 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.11.2016 по делу N А46-9845/2016 исковые требования удовлетворены. С Омской области в лице Минфин Омской области за счет казны Омской области в пользу Администрации взыскано 2 947 928 руб. 43 коп. убытков.
Возражая против принятого судебного акта, Минфин Омской области обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом неправомерно сделан вывод о взыскании убытков Администрации с казны Омской области, учитывая, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минфин Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания в соответствие со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Омска от 07.08.2012 и дополнительным решением Центрального районного суда города Омска от 04.09.2012 удовлетворены исковые требования Пастернацкой Кристины Юрьевны (далее - Пастернацкая К.Ю.), на Администрацию возложена обязанность предоставить Пастернацкой К.Ю. отдельное изолированное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке на состав семьи из 4-х человек.
Во исполнение решений суда от 07.08.2012 и от 04.09.2012 Администрацией Пастернацкой К.Ю. предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Омска, расположенное но адресу: город Омск, улица Котельникова, дом 12, квартира 131 (постановление о предоставлении от 01.07.2013 г. N 717-п).
Вышеуказанное жилое помещение предоставлено Пастернацкой К.Ю., в связи с тем, что ее дочь Пастернацкая П.И., 2003 года рождения, является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием, входящим в перечень хронических заболевании, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
12.07.2013 между муниципальным образованием город Омск и Пастернацкой К.Ю. заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения N 2723/13.
Общая площадь жилого помещения, расположенного но адресу: город Омск, улица Котельникова, дом 12, квартира 131, составляет 74,9 кв. м, жилая площадь 46,4 кв. м.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья Пастернацкой К.Ю. состояла с 07.10.2011, во внеочередной список по категории "больные, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний" включена 02.12.2011.
Ссылаясь на то, что обеспечение жилыми помещениями указанной льготной категории граждан подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, в то время как Администрации денежные средства, израсходованные на приобретение указанной квартиры из муниципального жилищного фонда города Омска, не возмещены, запрос от 29.02.2016 оставлен без ответа, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
На основании статьи 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечение инвалидов жилой площадью во внеочередном порядке является мерой социальной поддержки инвалидов (статья 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, принятие соответствующего бюджетного акта по вопросу, содержащемуся в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является обязанностью субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом жилищное законодательство не содержит норм, относящих спорное обязательство к расходным обязательствам Российской Федерации или муниципального образования.
На наличие закона или соглашения, в рамках которого Российская Федерация приняла на себя в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса, обязательство по финансированию спорного расходного обязательства субъекта, ответчик не указал.
Таким образом, необоснованным является вывод ответчика о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в определениях от 01.12.2015 N 303-ЭС15-9208, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, согласно которой возникшие у муниципальных образований расходы в силу положений Бюджетного кодекса РФ не отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Однако спорный вопрос не является вопросом местного значения.
Напротив, согласно пункту 3 статьи 7 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" жилые помещения жилищного фонда социального использования Омской области по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 1 этой же статьи в жилищном фонде социального использования Омской области предоставляются жилые помещения по договору социального найма установленным областным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законодательством или областным законом основаниям нуждающимися в соответствующих жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 3 того же закона к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится: определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Как отмечено выше, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 17).
Пастернацкая П.И. входит в категорию граждан, которой должна быть предоставлена социальная поддержка в виде обеспечения жилым помещением на основании статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность и процедуру реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, поскольку расходным обязательством муниципального образования обеспечение инвалидов жильем не является.
При этом согласно статье 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Поэтому вопрос о том, из какого именно жилищного фонда социального использования (государственного или муниципального) должно предоставляться жилое помещение, определяется тем, чьим расходным обязательством является такое предоставление.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Данная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации и изложена в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), а также определениях от 30.09.2015 N 309-ЭС15-5872, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721.
Удовлетворяя иск Администрации, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то, что спорное обязательство не является расходным обязательством ни Российской Федерации, ни муниципального образования.
Вопреки доводам Минфина Омской области в силу части 1 статьи 84 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации как расходные обязательства Российской Федерации могут иметь место в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Такая передача имела место только в отношении жилищных льгот инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 (абзац 2 статьи 17 и статья 28.2 Закона N 181-ФЗ).
К спорным правоотношениям предоставляемые субвенции отношения не имеют, поскольку семья Пастернацкой К.Ю., имеющей ребенка-инвалида, страдающего заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в качестве нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принята на учет после 01.01.2005.
Спорное обязательство отнесено к расходному обязательству Омской области как субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что в рассматриваемом случае Администрацией исполнена обязанность по предоставлению жилого помещения Пастернацкой К.Ю., то есть обязанность, связанная с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке инвалидов, которые отнесены к расходному обязательству Омской области как субъекта Российской Федерации.
Такое исполнение Администрацией обязательства по предоставлению жилого помещения инвалиду по договору социального найма выразилось в уменьшении муниципального жилищного фонда; предоставлении жилых помещений, которые могли быть использованы на реализацию вопросов местного значения.
Поэтому Администрация вправе требовать компенсации своих расходов на приобретение жилья для Пастернацкой К.Ю.
В настоящее время Омской областью на законодательном уровне порядок предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не определен.
Посчитав доказанным бездействие Омской области в вопросе определения порядка предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, что привело к образованию у городского округа - город Омск убытков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Размер убытков правомерно определен исходя из рыночной стоимости аналогичной квартиры с учетом размера площади предоставленной квартиры.
Рыночная стоимость спорной квартиры определена исходя из средней цены одного квадратного метра квартир среднего качества (типовых) на рынке жилья Омской области в первом квартале 2016 года по данным выборочного обследования организаций, осуществляющих продажу квартир, представленной на официальном Интернет-сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, цена одного кв.м. составляет 39 358 руб.19 коп.
В связи с этим убытки Администрации в связи с предоставлением жилого помещения инвалиду составили 2 947 928 руб. 43 коп.
Данный расчет ответчиком не оспорен.
Каких-либо документов, опровергающих доказательства, представленные истцом о наличии убытков в заявленном размере, от ответчика не получено.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с Омской области в лице Министерства финансов Омской области за счет казны Омской области.
Доводов, которые не исследованы и не оценены судом первой инстанции, позволяющих отменить судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку Минфин Омской области на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, то государственная пошлина за подачу им жалобы не распределяется апелляционным судом.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2016 года по делу N А46-9845/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9845/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2017 г. N Ф04-1580/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Омска
Ответчик: Министерство финансов Омской области