Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2017 г. N Ф04-1553/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
9 февраля 2017 г. |
Дело N А27-17086/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2017.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Бородулиной И. И.
Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации Киселевского городского округа (07ап-84/17)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2016 по делу N А27- 17086/2016 (Судья Н.Н. Гатауллина)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090)
к Управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации Киселевского городского округа, Кемеровская область, город Киселевск (ОГРН 1074211001248, ИНН 4211020846)
о признании незаконным решения, указанного в письме N 614 от 13.05.2016 (с учетом уточнения требований),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"" (далее - заявитель, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления жилищно- коммунального хозяйства Киселевского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Управление, УЖКХ КГО) оформленного письмом N 614 от 13.05.2016 и об обязании УЖКХ КГО предоставить субсидии ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" за период с 01.01.2014 по 30.11.2014, предварительно заключив Соглашение с ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" о предоставлении субсидий (с учетом уточнения предмета требований).
Решением суда от 17.11.2016 (резолютивная часть объявлена 16.11.2016) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение норм материального, процессуального права.
Подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось к Управлению жилищно- коммунального хозяйства Киселевского городского округа о предоставлении, в порядке ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидий, в целях возмещения недополученных доходов возникающих в связи с оказанием населению услуг по поставке горячей воды, услуг отопления за период с 01.01.2014 г. по 30.11.2014 г. (письма N 599 от 17.03.16., N 01-929 от 18.04.2016.). В письмах заявитель сослался на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-18370/2015 от 28.12.2015 г., согласно которому установлены следующие обстоятельства: 1. ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" полностью соответствует критериям по- лучателя данной субсидии. 2. Заявителем не просрочены сроки для обращения за получением субсидий за период 2014 года. 3. У заявителя имеется вся документация, подтверждающая предоставление услуг отопления, водоснабжения, на основании которой заинтересованным лицом предоставляются субсидии. 4. Недополученные доходы возникли у заявителя вследствие оказания услуг по договору N5328/14-1 от 01.01.14. 5. Заинтересованное лицо обязано рассмотреть предоставленную документацию заявителя (отказ в принятии расчет-заявок заявителя признан незаконным). 6. Заинтересованное лицо обязано рассмотреть вопрос о заключении с заявителем Соглашения о предоставлении субсидий.
В ответ на данное обращение (письмо) заинтересованное лицо в письме от 13.05.2016 N 614 отказало заявителю в предоставлении субсидий ввиду отсутствия денежных средств в бюджете.
Не согласившись с вышеуказанным решением об отказе в предоставлении субсидий из бюджета УЖКХ КГО, изложенное в письме от 13.05.2016 N 614 ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании данного решения (с учетом уточнения).
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции суд исходил из их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации в границах городского округа: электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом. В силу статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам. Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок предоставления таких субсидий: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
По смыслу указанных норм выплата субсидий осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Условия договоров на выплату субсидий не могут противоречить актам местной администрации, устанавливающим порядок выплаты субсидий.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Киселевский городской округ" в Постановление администрации Киселевского городского округа от 19.09.2011 N 306 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета" (в ред. Постановлений администрации Киселевского городского округа от 14.02.2012 N 60, от 23.01.2014 N 05-н) внесены изменения. Утверждено прилагаемое Положение "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета" (N 225-н от 23.12.2014) в новой редакции.
В соответствии с п.2.3. Положения, субсидии предоставляются юридическим лицам - производителям товаров, услуг для муниципальных нужд и нужд населения в случаях связанных с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг организациям жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса, оказывающим населению услуги тепло-водоснабжения, водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных решением о бюджете Киселевского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период (п.2.2. Положения). Субсидии могут быть перераспределены в текущем финансовом году за фактически оказанные услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства и коммунального комплекса (п.4.9.).
В соответствии с п.4.1. Положения, главным распорядителем субсидий в рамках данного Положения является Управление жилищно-коммунального хозяйства Киселевского городского округа.
Как следует из материалов дела, заявитель дважды обращался в УЖКХ КГО о предоставлении субсидий, заключении соглашения о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов возникающих в связи с оказанием населению услуг по поставке горячей воды, услуг отопления за период с 01.01.2014 г. по 30.11.2014 г. (письма N 599 от 17.03.16., N 01-929 от 18.04.2016.).
В ответ на данные обращения заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении субсидий ввиду отсутствия денежных средств в бюджете (письма от 08.04.2016 N 485 и от 13.05.2016 N 614 соответственно).
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее. Под обстоятельствами, которые могут быть установленными следует понимать обстоятельства, имеющие правовое значение. Правовое значение обстоятельств выявляется и устанавливается в результате правовой оценки доказательств, их существования и смысла. Обстоятельства, существование и правовое значение которых установлено с соблюдением установленного законодательством порядка, в случаях, предусмотренных законом, не нуждаются в повторном доказывании и должны приниматься, как доказанные.
Принимая во внимание изложенные нормы права, а также что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области N А27-18370/2015 от 28.12.2015 (оставлено без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2016), установлены обстоятельства, согласно которым ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" полностью соответствует критериям получателя данной субсидии; заявителем не просрочены сроки для обращения за получением субсидий за период 2014 года; у заявителя имеется вся документация, подтверждающая предоставление услуг отопления, водоснабжения, на основании которой заинтересованным лицом предоставляются субсидии; недополученные доходы возникли у заявителя вследствие оказания услуг по договору N5328/14-1 от 01.01.2014; заинтересованное лицо обязано рассмотреть предоставленную документацию заявителя (отказ в принятии расчет-заявок заявителя признан незаконным); Заинтересованное лицо обязано рассмотреть вопрос о заключении с заявителем Соглашения о предоставлении субсидий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необоснованности отказа в предоставлении субсидий.
Отсутствие (недостаток) денежных средств в местном бюджете не является основанием для отказа в предоставлении субсидий (заключении соглашения) и противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Довод Управления о тождественности споров, рассмотренных в настоящем деле и в рамках дела N А27-18370/2015, приводился в суде первой инстанции, был оценен и исследован в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонен.
Как верно указал суд первой инстанции, настоящий спор, возникший между теми же сторонами, имеет иной предмет и иные основания.
Предмет заявленных требований в настоящем споре - материально-правовое требование, основывается на иных обстоятельствах, связанных с отказом в предоставлении субсидий, изложенном в письме N 614 от 13.05.2016.
При рассмотрении дела N А27-18370/15 письма N 614 от 13.05.2016 не существовало, отказа в предоставлении субсидии по основанию отсутствия денег в бюджете, в адрес заявителя не поступало.
В деле N А27-18370/15 заявитель по настоящему делу оспаривал тот факт, что заинтересованным лицом не были приняты к рассмотрению расчет-заявки за 2014 год, в целях заключения Соглашения о предоставлении субсидий, соответственно вопрос о заключении Соглашения заинтересованным лицом не рассматривался.
Таким образом, оснований для применения пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2016 по делу N А27- 17086/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Бородулина И. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17086/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2017 г. N Ф04-1553/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Киселевского городского