Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 мая 2005 г. N КА-А40/4021-05
(извлечение)
Акционерный коммерческий Сберегательный банк (ОАО) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действия Управления МНС России по Московской области, выразившиеся в неисполнении обязанности по возврату излишне уплаченного в 2000-2002 гг. налога с владельцев транспортных средств и обязании Управления МНС России по Московской области возвратить излишне уплаченную сумму налога.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2004, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2005, заявленные требования удовлетворены частично: на МИМНС России N 44 по г. Москве возложена обязанность возвратить налогоплательщику из бюджета Московской области излишне уплаченную в 2000-2002 гг. сумму налога с владельцев транспортных средств в сумме 156199,41 руб. В остальной части требований Обществу отказано. При этом суды исходили из того, что в 2000-2002 гг. в бюджет Московской области налогоплательщику следовало уплачивать налог по ставкам, установленным ст. 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной инспекции ФНС России N 50 по г. Москве, в которой она просила решение и постановление судов в части обязания налогового органа возвратить налогоплательщику излишне уплаченную в 2000-2002 гг. сумму налога с владельцев транспортных средств в сумме 156199,41 руб. отменить, в части удовлетворения требований отказать, так как положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П, от 11.11.1997 N 16-П и от 30.01.2001 N 2-П признано недействующим и не подлежащим применению с 10.04.2002.
Следовательно, требования Общества о возврате налога с владельцев транспортных средств за период с 01.01.2000 по 10.04.2002 необоснованы и незаконны.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления "Мосавтодор" поддержали доводы кассационной жалобы, представитель Банка в судебном заседании и в отзыве на жалобу возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 17.01.2003 и 25.03.2003 налогоплательщик подал в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств и уточненные декларации по налогу за 2000-2002 гг., в которых сумма налога исчислена по ставкам, установленным п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен").
05.04.2004 Обществом направлено письмо в Управление МНС России по Московской области от 01.04.2004 N 01/1666, в котором налогоплательщик просил возвратить налог.
Письмом от 12.05.2004 Управление МНС России по Московской области отказалось возвратить налог со ссылкой на то, что Общество состоит на налоговом учете в Инспекции МНС России N 44 по г. Москве и перерасчет налога невозможен в отношении сумм, уплаченных до 10.04.2002.
Считая отказ налогового органа незаконным, Банк оспорил действия Управления в судебном порядке.
Рассмотрев кассационную жалобу и материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты в части обязания налогового органа возвратить налогоплательщику излишне уплаченную в 2000-2002 гг. сумму налога с владельцев транспортных средств в сумме 156199,41 руб. следует отменить, в удовлетворении требований в этой части отказать по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные п. 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.
Законами Московской области от 05.05.1996 N 15/96-03 "О ставках и сроках уплаты налога с владельцев транспортных средств" и от 24.12.2000 N 103/2000-03 "О ставках и сроках уплаты налога с владельцев транспортных средств на территории области" были введены более высокие ставки этого налога.
Таким образом, налогоплательщик обязан был уплачивать налог с владельцев транспортных средств в размерах, определенных этими законами.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О положение п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" признано неконституционным.
Согласно ст. 79 Закона Российской Федерации от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение одноименного суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Если в тексте решения нет указания о том, как оно действует во времени, то, следовательно, ссылка налогоплательщика на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О как на основание для перерасчета в сторону уменьшения и возврата налогов, уплаченных в 2000-2002 гг. не обоснованно.
Данная позиция подтверждается Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 78-О, которым установлено, что последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционным акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время.
Таким образом, повышение ставок налога с владельцев транспортных средств не подлежит применению с момента вынесения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002.
При таких обстоятельствах выводы судов об обязании налогового органа возвратить налогоплательщику излишне уплаченную в 2000-2002 гг. сумму налога с владельцев транспортных средств в сумме 156199,41 руб., нельзя признать обоснованными.
Данная позиция суда кассационной инстанции изложена с учетом сложившейся судебной практики, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.02.2005 N КА-А41/11440-04 и от 13.10.2004 N КА-А41/9362-04.
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В соответствии с п. 9 названной нормы права возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно обязали именно Межрайонную инспекцию МНС России N 44 по городу Москве (в настоящее время МИ ФНС России N 50 по г. Москве) возвратить суммы налога, поскольку на момент вынесения решения суда от 29.11.2004 налогоплательщик состоял на учете в данном налоговом органе, что подтверждается материалами дела (т. 2 л.д. 115-116).
Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту налогового учета по письменному заявлению в течение 1 месяца со дня подачи заявления о возврате и в отсутствие недоимок по налогам и сборам, пеням, начисленным тому же бюджету, из которого производится возврат.
Довод налогового органа о неправомерности возврата денежных средств из бюджета Московской области, в виду отсутствия у налогового органа данных о состоянии счетов Сбербанка России в части бюджета Московской области и невозможности подтвердить наличие (отсутствие) недоимки или переплаты у налогоплательщика по данному бюджету, правомерно не принят судами во внимание по следующим основаниям.
Из текста обжалуемых судебных актов следует, что Обществом представлены налоговые декларации, выписки из лицевых счетов, акты сверки, платежные документы, свидетельствующие о наличии переплаты по налогу с владельцев транспортных средств за 2000-2002 гг. и об отсутствии у Сбербанка России недоимки по другим налогам, уплачиваемым в бюджет Московской области.
Доказательств, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций или свидетельствующих об обратном, Инспекцией не представлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 29.11.2004 по делу N А40-48243/04-126-515 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 28.02.2005 N 09АП-556/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда в части обязания Инспекции МНС России N 44 по г. Москве возвратить заявителю из бюджета Московской области излишне уплаченную в 2000-2002 гг. сумму налога с владельцев транспортных средств в сумме 156199 руб. 41 коп. отменить. В удовлетворении заявления в указанной части отказать.
В остальной части решение и постановление судов оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2005 г. N КА-А40/4021-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании