Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2017 г. N Ф05-6714/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А40-98984/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Ж.В. Поташовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.М. Крючковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РеалТИКС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2016 по делу N А40-98984/16, принятое судьей М.М. Кузиным (149-833),
по заявлению ООО "РеалТИКС"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: 1) ОАО "ЦНИИ Циклон", 2) Госинспекция по недвижимости
о признании недействительным отказа
при участии:
от заявителя: Агальцев В.В. (генеральный директор) паспорт;
Муратова В.В. по дов. от 09.01.2017 N б/н;
от ответчика: Гулян Г.В. по дов. от 30.12.2016 N 33-Д-1479/16;
от третьих лиц: 1) Полетаева А.В. по дов. от 17.11.2016 N 10; 2) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "РеалТИКС" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (заинтересованное лицо, Департамент) в предоставлении ООО "РеалТИКС" государственной услуги по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002015:8432, расположенного по адресу: Москва, Щелковское шоссе, д. 77, стр. 1, в аренду, оформленный письмом от 08.04.2016 N 33-5-44887/16-(0)-1. Также заявитель просил обязать Департамент выдать (направить) ООО "РеалТИКС", в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, подписанного проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002015:8432, расположенного по адресу: Москва, Щелковское шоссе, д. 77, стр. 1.
Определением от 04.07.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ОАО "ЦНИИ Циклон" и Госинспекцию по недвижимости.
Решением от 14.10.2016 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "РеалТИКС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО "РеалТИКС" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители заинтересованного и третьего лица (ОАО "ЦНИИ Циклон") в судебном заседании поддержали решение суда, просили оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Госинспекции по недвижимости, извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие названного третьего лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает, что судебный акт подлежит отмене, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "РеалТИКС" является собственником здания, расположенного по адресу: Москва, Щелковское шоссе, д. 77, стр. 1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 02.03.2012 77-АН 625557.
ООО "РеалТИКС" 24.03.2016 обратилось в Департамент за предоставлением государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: Москва, Щелковское шоссе, д. 77, стр. 1, кадастровым номером 77:03:0002015:8432.
Департамент исх. от 08.04.2016 N 33-5-44887/16-(0)-1 сообщил обществу о принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги на основании п. 2.10.1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" (утв. постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП).
В качестве оснований к отказу указано: в рамках Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (утв. постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП), получен Акт Госинспекции по недвижимости от 05.08.2015 N 9031529, в соответствии с которым в ходе обследования земельного участка по адресу: г. Москва, Щелковское шоссе, вл. 77 стр. 1 установлен факт наличия незаконно размещенного объекта недвижимости.
Данное обстоятельство согласно исх. от 08.04.2016 N 33-5-44887/16-(0)-1 послужило единственным основанием к принятию оспариваемого решения об отказе.
Полагая отказ от 08.04.2016 незаконным, ООО "РеалТИКС" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок для подачи заявления, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Полномочия Департамента на принятие оспариваемого решения установлены п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены, в том числе, ст. 39.16 ЗК РФ.
Вместе с тем, нормой п. 31 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В силу п. 1, 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве" к основаниям для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду относится:
3) наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка
Данное основание к отказу названо и в п. 2.10.1.3 Административного регламента.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.
В Акте Госинспекции по недвижимости от 05.08.2015 N 9031529 указано: на земельном участке расположено 2-х этажное здание с надстройкой "мансарды" площадью 1204,9 кв.м. и пристройкой площадью 344 кв.м. Надстроенная "мансарда" площадью 1204,9 кв.м. учтена органами БТИ в черных линиях как чердак, пристройка площадью 344 кв.м. учтена органами БТИ в красных линиях. Площадь надстройки "мансарды" и пристройки вошли в общую площадь здания при государственной регистрации права собственности на 3377 кв.м.
В тоже время, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 02.03.2012 77-АН 625557 за ООО "РеалТИКС" зарегистрировано право собственности на здание площадью 3377 кв.м. по адресу: Москва Щелковское шоссе, д. 77, стр. 1.
Таим образом, со 02.03.2012 заявитель на законных основаниях владеет объектом недвижимости с общей площадью, соответствующей установленной Госинспекцией по недвижимости при составлении Акта от 05.08.2015, и включающей площадь как надстройки "мансарды", так и пристройки (3377 кв.м.).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшем на момент принятия оспариваемого отказа) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрация прав осуществляется правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в отношении ссылок в оспариваемом отказе и в решении суда первой инстанции на постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, судом апелляционной инстанции установлено, что ни в Приложение 2, ни в Приложение 3 к названному постановлению Правительства Москвы спорный земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости не включены.
В тоже время, доказательства реализации Госинспекцией по недвижимости и Департаментом требований постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, применительно к спорному земельному участку и объекту недвижимости, суду не представлены.
Доказательства признания отсутствующим права собственности заявителя на объект недвижимости здание площадью 3377 кв.м. по адресу: Москва Щелковское шоссе, д. 77, стр. 1, полностью либо в части, в деле отсутствуют, суду не представлены.
В силу изложенного, акт органа исполнительной власти, квалифицирующий объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке и не оспорено, как незаконно размещенный, не может послужить законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка по названный объект на праве аренды его собственнику.
Также судом первой инстанции не дана оценка следующим доказательствам.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 24.04.2013 N 2962 (Т 1, л.д. 9-10) утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002015:63 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002015:63 в измененных границах.
Как следует из указанного распоряжения и приложения к нему спорный земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002015:8432 (ЗУ1) имеет адрес: Москва, Щелковское шоссе, вл. 77, стр. 1 и утвержденный вид разрешенного использования (1.2.7/1.2.9/1.2.10).
В материалы дела представлены кадастровые выписки на оба земельных участка (Т 1, л.д. 11-20). Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002015:8432 сформирован, поставлен на кадастровый учет.
Как пояснил заявитель и не опровергает Департамент, разделение земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002015:63 произведено с целью выделения земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002015:8432 для эксплуатации расположенного на нем здания заявителя.
Таким образом, уполномоченным государственным органом сформирован земельный участок под зданием заявителя в целях его эксплуатации.
При указанных обстоятельствах является необоснованным вывод суда первой инстанции, что здание заявителя расположено на двух земельных участках.
Вывод суда со ссылкой на данные ФГБУ "ФКП Росреестра" о противоречивых сведениях и необходимости проведения кадастровых работ по уточнению местоположения здания и границ земельного участка необоснован какими-либо доказательствами.
Ссылки суда первой инстанции на ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" о координатах характерных точек границ земельного участка необоснованные, учитывая наличие в деле кадастровой выписки о земельном участке, содержащей описание местоположения границ земельного участка и поворотных точек.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что кадастровые выписки по земельным участкам с кадастровыми номерами: 77:03:0002015:63 и 77:03:0002015:8432 не содержат сведений о пересечении земельных участком друг с другом либо иными участками, наложении границ и пр.
В тоже время, в оспариваемом отказе ссылки на данные обстоятельства отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги не соответствует закону.
Незаконное решение государственного органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При возложении на Департамент обязанности по восстановлении нарушенных прав заявителя, суд апелляционной инстанции учитывает положения Административного регламента о результатах оказания государственной услуги.
В настоящем случае у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Изложенное свидетельствует о необходимости отмены оспариваемого судебного акта в силу нормы п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются судом по правилам ст. 110 АПК РФ, в части излишне уплаченной государственной пошлины - ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2016 по делу N А40-98984/16 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы от 08.04.2016 N 33-5-44887/16-(0)-1 в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу направить ООО "РеалТИКС" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002015:8432, расположенного по адресу: Москва, Щелковское шоссе, д. 77, стр. 1.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "РеалТИКС" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в размере 3000 (три тысячи) руб.
Возвратить ООО "РеалТИКС" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98984/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2017 г. N Ф05-6714/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "РеалТИКС"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: Госинспекция по недвижимости, Госинспекция по недвижимости г. Москвы, ОАО "ЦНИИ "Циклон"