Требование: о взыскании платежей по сбору за негативное воздействие на окружающую среду
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А15-3887/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Чистая Вода" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2016 года по делу N А15-3887/2016 (судья Тагирова З.Т.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (г. Махачкала, ул. Буганова 17 б),
к МУП "Чистая Вода" (ИНН 0550006221 ОГРН 1120550000966),
о взыскании обязательных платежей,
в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о взыскании с МУП "Чистая Вода" (далее - предприятие) обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 годы в размере 603 512 руб. 52 коп. (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2016 заявление удовлетворено в части взыскания 603 476 руб. 30 коп., в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с решением, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления в полно объеме. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что им осуществляются платежи согласно расчетов которые представляются в управление. Каким образом образовалась задолженность в размере 603 716 руб. 48 коп. не известна.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, предприятие зарегистрированное в Инспекции ФНС России N по Ленинскому району г. Махачкалы 29.12.2012 за основным государственным регистрационным номером 1120550000966, по месту нахождения: Республика Дагестан, г. Дагестанские Огни, ул. Кутузова, 1 осуществляет эксплуатацию, ремонт и строительство внешних и внутренних систем водоснабжения и систем водоотведения города.
29.12.2012 налоговая инспекция выдала предприятию городского округа "город Дагестанские Огни" свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
13.10.2015 предприятие представило в управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 1, 2, 3 кварталы 2015 года (зарегистрированы за N 4040/15/1, N 4040/15/2 и N 4040/15/3), 11.02.2016 представлен расчет платежей за НВОС за 4 квартал 2015 года, который зарегистрирован за N 4040/15/4.
Согласно расчетам платы за НВОС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года, подписанным руководителем и главным бухгалтером предприятия, плата за сверхлимитной размещение отходов определена в размере 14 260 руб. 30 коп.
В расчетах платы за 2015 год предприятие не определила размеры платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Управление в рамках осуществления полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду установило, что предприятие не осуществляет платеж за НВОС в бюджет в полном размере, а именно за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Управление письмом от 18.10.2016 N 04-4272 направило предприятию подробный расчет доначисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год.
В связи с непредставлением предприятием корректирующих расчетов платы и неоплаты платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты управление на основании представленных предприятием в Западно-Каспийское бассейновое водное управление Росводресурсы сведений об использовании воды (статистические отчеты по форме N 2-ТП (водхоз) (раздел 2. Водоотведение) за 2015 год произвело корректирующие расчеты платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (реку Дарваг).
По данным управления задолженность предприятия за НВОС в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты за 2015 год составила 603 512 руб. 52 коп.
15.02.2016 управление предъявила предприятию претензию N 04-357 о добровольном перечислении в бюджет задолженности по платежам за НВОС (за сброс загрязняющих веществ в водные объекты) за 2015 год в размере 632 716 рублей 48 копеек в месячный срок.
Поскольку предъявленная претензия по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду добровольно предприятием не удовлетворена в установленный срок, управление обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя в части, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ч. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (в редакции от 01.07.2005, 08.01.2009, 30.04.2013, 26.12.2013, 24.12.2014) утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально - возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе фискальным сбором.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (далее - Приказ N 557), зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077, установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О указано, что обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Управление Росприроднадзора по Республике Дагестан в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Минприроды Российской Федерации от 20.05.2013 N 259 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета", пунктом 34 Приложения N 1 и пунктом 17 Приложения N 2 к указанному приказу наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета по кодам доход федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
Как видно из материалов дела, предприятие зарегистрировано по адресу: РД, г. Дагестанские Огни, ул. Кутузова, 1.
Согласно уставу предприятие создано с целью обеспечения технической эксплуатации инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, санитарной очистки, содержания, ремонта, строительства коммуникаций водоснабжения и осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения.
Нормативы допустимых сбросов в водный объект для предприятия на согласование в управление не поступало, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект ему не выдавалось. Доказательств, подтверждающих согласование предприятием нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Дарваг на 2015 год, в материалах дела не представлены.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что предприятием в установленном порядке установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно статистическим отчетам МУП "Чистая вода" (форма N 2-ТП (водхоз) за 2015 год (Раздел 2.Водоотведение), представленным в Западно-Каспийское бассейновое управление, сточные воды отводятся в реку Дарваг.
Расчет доначисления платы произведен управлением на основании данных, отраженных предприятием в статистическом отчете за 2015 год (форма 2-ТП-водхоз), представленных в ЗКБВУ Дагводресурсы, и в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (статья 16), постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия", от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения _" и в соответствии с Федеральными законами от 03.12.2012 N 216-ФЗ (в редакции от 02.12.2013) "О Федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" и от 02.12.2013 N 349 (в редакции от 26.12.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Факт осуществления предприятием негативного воздействия на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водный объект (река Дарваг) подтверждается представленными предприятием в Западно-Каспийское бассейновое водное управление статистическим отчетом по форме N 2-ТП (водхоз) за 2015 год (Раздел 2. Водоотведение).
В Разделах 2. Водоотведение указанного статистическом отчете содержатся сведения о массе загрязняющих веществ в отведенных в реку Дарваг стоках по кодам, видам загрязняющих веществ.
Пунктом 1 Приказа Ростехнадзора России от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции правильно установлено наличие у ответчика в силу ст. 16 Закона N 7-ФЗ обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды в размере 603 476 руб. 30 коп.
В нарушение действующего законодательства предприятие не исполнило в установленный срок обязательства по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в реку Дарваг за 2015 год в размере 603 476 руб. 37 коп.
В остальной части заявления о взыскании с предприятия платежей за НВОС в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты в размере 29240 руб. 18 коп. суд первой инстанции правильно отказал, в связи с необоснованностью требования, что сторонами по делу не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, относятся на апеллянта в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд апеллянту была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, в связи с чем с управления подлежит взысканию 3000 руб. госпошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.10.2016 года по делу N А15-3887/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МУП "Чистая Вода" (ИНН 0550006221 ОГРН 1120550000966) государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3887/2016
Истец: Управление Росприроднадзора Республики Дагестан
Ответчик: МУП "Чистая вода"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республики Дагестан, МУП "Чистая вода", ФНС России МРИ N4 по РД