Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2017 г. N Ф09-2693/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А60-47444/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛИНКОР" (ИНН 6659164918, ОГРН 1086659000658): Пак С.Ф. по доверенности от 30.11.2016;
от заинтересованного лица Министерства финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589): представители не явились;
от третьих лиц 1) Управления образования Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" (ОГРН 1026602036779, ИНН 6643001650); 2) Прокуратуры Кировского района г. Екатеринбурга: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛИНКОР"
на решение Арбитражный суд Свердловской области
от 01 декабря 2016 года по делу N А60-47444/2016,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИНКОР"
к Министерству финансов Свердловской области
третьи лица: Управление образования Администрации муниципального образования "Каменский городской округ", Прокуратура Кировского района г. Екатеринбурга
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИНКОР" (далее - заявитель, ООО "ЛИНКОР") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству финансов Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2016 N 90 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЛИНКОР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что в рассматриваемом случае установленный действующим законодательством порядок изменения контракта не нарушен; при этом отмечает, что цена контракта изменена в связи с тем, что в составе аукционной документации не были размещены результаты инженерных изысканий; о необходимости проведения дополнительных работ по отведению грунтовых вод, укреплению фундамента стало известно после начала исполнения контракта и проведения инженерных изысканий. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал данные доводы.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заместителем прокурора Кировского района г. Екатеринбурга проведена проверка в отношении ООО "ЛИНКОР", по результатам которой вынесено постановление от 07.09.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. На основании ст. 28.8 КоАП РФ материалы административного дела направлены в Министерство финансов Свердловской области для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения административного дела должностным лицом Министерства финансов Свердловской области принято постановление о назначении административного наказания от 22.09.2016 N 90, в соответствии с которым ООО "ЛИНКОР" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "ЛИНКОР" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа для юридических лиц в размере двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 данного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого аукциона между заказчиком Управлением образования Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" и генподрядчиком ООО "ЛИНКОР" заключен муниципальный контракт от 21.10.2014 N 01623000002614000004-0138310-01 на выполнение работ по реконструкции на условиях "под ключ" здания бывшей школы в поселке Новый Быт, по ул. Ленина, д. 6, Каменского района Свердловской области для размещения дошкольного образовательного учреждения на 40 мест.
Согласно п. 1.2 муниципального контракта окончание всех работ и ввод в эксплуатацию - не позднее 10.11.2015. В соответствии с п. 2.1 муниципального контракта цена контракта является твердой, определена на весь срок его исполнения и составляет 26 814 533,60 рублей.
Между Управлением образования Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" и ООО "ЛИНКОР" заключены следующие дополнительные соглашения к муниципальному контракту от 21.10.2016:
- дополнительное соглашение от 02.11.2015 N 1, которым срок окончания всех работ и ввод в эксплуатацию продлен до 31.12.2015;
- дополнительное соглашение от 25.12.2015 N 2, в соответствии с которым п. 2.1 контракта изложен в новой редакции - цена контракта увеличена и составила 38 420 750,00 руб.;
- дополнительное соглашение от 29.12.2015 N 3, согласно которому п. 2.1 контракта изменен, цена контракта составила 36 479 095,62 рублей.
То есть, в нарушение требований ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительным соглашением N 3 от 29.12.2015 цена контракта изменена более чем на 10%.
Ссылки ООО "ЛИНКОР" на п. 1.1 ст. 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В ч. 1.1 ст. 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (действовавшем в спорный период) было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 3 Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 198, прямо установлено, что настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно.
Кроме того, в п. 10 указанных Правил установлено, что в дополнительном соглашении к контракту, заключенном в соответствии с настоящими Правилами, не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг.
Между тем из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае дополнительным соглашением от 29.12.2015 N 3 увеличена цена контракта более чем на 10% (с 26 814 533,60 рублей до 36 479 095,62 рублей) в связи с увеличением объема выполняемых работ (после начала исполнения контракта возникла необходимость выполнения ряда работ, которые при утверждении первоначальной сметы не учитывались, требовались работы по укреплению грунта и т.п.), данные обстоятельства не относятся к обстоятельствам, не зависящим от сторон; заявитель ООО "ЛИНКОР" должен был знать об условиях конкурса и, соответственно, об условиях заключенного в последующем муниципального контракта, подавая заявку на участие в конкурсе, подрядчик выразил согласие выполнить работы именно на тех условиях, которые предусмотрены конкурсной документацией, включая условия о цене выполнения контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае изменение условий контракта произведено без соблюдения положений ст. 34, ч. 1, ч. 1.1 ст. 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.3. п. 10 Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 198, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении указано, что ООО "ЛИНКОР" располагало возможность для соблюдения требований действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений закона в ходе административного производства не допущено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.09.2016; постановление о назначении административного наказания от 22.09.2016 составлены в присутствии директора ООО "ЛИНКОР" Небучинова Р.Е. и представителя по доверенности Пака С.Ф.
ООО "ЛИНКОР" привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Административный штраф назначен в размере санкции ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что ООО "ЛИНКОР" ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ постановлениями Министерства финансов Свердловской области от 14.01.2015 N 71 (дело N А60-1888/2015), от 14.01.2015 N 72 (дело N А60-1860/2015), и в декабре 2015 года вновь совершает аналогичное нарушение.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным или снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела санкции, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела или для признания правонарушения малозначительным. Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 декабря 2016 года по делу N А60-47444/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47444/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2017 г. N Ф09-2693/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЛИНКОР"
Ответчик: Министерство финансов СО
Третье лицо: Прокуратура Кировского района г. Екатеринбурга, УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"