Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А63-3927/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Семенова М.У., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Оганезова Е.Г. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2016 по делу N А63-3927/2014 (судья Быкодорова Л.В.)
по заявлению Администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601931901 ИНН 2636019748)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508 ИНН 2634003887)
о признании недействительными решения и предписаний,
третьи лица: Ставропольская городская Дума (г. Ставрополь, пр-т К. Маркса 96) Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, пр-т К. Маркса 87), Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь, пр-т К. Маркса 96), ИП Оганезова Е.Г. (ОГРН 304263516300164, г. Ставрополь, ул. Пушкина 73, кв. 9)
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Ставрополя (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление), о признании недействительными решения УФАС по СК от 21.01.2014 по делу N 5, предписания УФАС по СК от 21.01.2014 N 1, о нарушении пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ).
Определением суда от 18.06.2014 производство по делам N А63-3927/2014 и NА63-5070/2014 объединено в одно производство, объединенному делу присвоен NА63- 3927/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Ставропольская городская Думы (г. Ставрополь), комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь), ИП Оганезова Е.Г. (г. Ставрополь).
Решением суда от 20.08.2015, оставленным без изменений постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016, требования заявителя удовлетворены, решение УФАС по СК от 21.01.2014 по делу N 5, предписание УФАС по СК от 21.01.2014 N 1, о нарушении требования части 6 статьи 10, подпункта "д" части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" признаны недействительными.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2016 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены в части требования администрации к управлению о признании недействительным решения от 21.01.2014 N 65 и предписания от 21.01.2014 N 5, дело в данной части направлено на новое рассмотрение.
Решением от 31.08.2016 Арбитражный суд Ставропольского края признал недействительными решения управления от 21.01.2014 по делу N 5, и N 65 и предписания управления от 21.01.2014 N 1 и N 5. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые решения и предписания по своей форме и содержанию не соответствуют законодательству и нарушают права заявителя.
Не согласившись с решением суда, третье лицо ИП Оганезов Е.Г. (далее - предприниматель, апеллянт) подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции дана неправильная оценка материалам дела.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управлением принято решение от 30.12.2013 N 65 о признании администрации, комитета муниципального заказа и торговли администрации, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя нарушившими требования п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ. Нарушение выразилось в незаконном отказе предпринимателю в заключении договора аренды земельного участка под расположение нестационарного торгового объекта и создание ИП Оганезову Е.Г. дискриминационных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по реализации периодических изданий, а также в создании дискриминационных условий по отбору хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, а именно разделение указанных процедур на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для размещения объектов торгового назначения и конкурсный отбор на право размещения нестационарных торговых объектов в виду отсутствия единого нормативно-правового механизма регулирования проведения отбора хозяйствующим субъектом для организации торговой деятельности в местах определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, регламентирующего единый подход к выбору хозяйствующих субъектов.
На основании вышеуказанного решения управлением вынесено предписание N 5 о прекращении нарушений Закона N 135-ФЗ с требованием разработать и утвердить, либо внести соответствующие изменения в действующий нормативно-правовой акт, устанавливающий и регламентирующий единый подход к выбору хозяйствующих субъектов для организации нестационарной торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Считая решение и предписание управления незаконными, администрация обратилась в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, правомерно удовлетворил требования заявителя в связи со следующим.
В статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" указано, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 01.07.2010 N 87 о/д "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" утвержден порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.
В соответствии с данным Порядком схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) разрабатывается с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема оформляется в виде адресного перечня. В схему включаются: места расположения нестационарных торговых объектов; количество отведенных мест под нестационарные торговые объекты в каждом месте их расположения; назначение (специализация) нестационарного торгового объекта; срок, на который нестационарный торговый объект размещается (устанавливается).
Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования. Размещение нестационарных торговых объектов, их техническая оснащенность должны отвечать санитарным, противопожарным, экологическим правилам, правилам продажи отдельных видов товаров, соответствовать требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, обеспечивать условия приема, хранения и реализации товаров, а также условия труда и правила личной гигиены работников.
Схема утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Схема и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на сайте комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (www.stavcomtl.ru) и на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 21 решения Ставропольской городской Думы от 30.05.2012 г. N 220 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя" размещение нестационарных торговых объектов (за исключением нестационарных торговых объектов по продаже сезонного ассортимента товаров) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной решением Ставропольской городской Думы схемой и договором аренды земельного участка, заключаемым в соответствии с законодательством в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации города Ставрополя.
Размещение нестационарных торговых объектов по продаже сезонного ассортимента товаров осуществляется в соответствии с утвержденной решением Ставропольской городской Думы схемой и договором на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемым в порядке, установленном муниципальными правовыми актами города Ставрополя.
На территории города Ставрополя запрещается размещать нестационарные торговые объекты вне мест, определенных схемой, при отсутствии договора аренды земельного участка под нестационарным торговым объектом или договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Решением Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 N 333 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Проект решения Ставропольской городской Думы "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" прошел правовую экспертизу в управлении Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю и в прокуратуре Октябрьского района города Ставрополя.
Схемой предусмотрено 320 адресов для размещения киосков и павильонов и 361 адрес по продаже сезонного ассортимента товаров (108-квас, 68-оказание услуг питания, 66 - плодоовощная продукция, 63 - рыба, 52 - хвойные деревья, 4 - мороженое).
Право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов сезонного ассортимента товаров - лотков по продаже кваса и прохладительных безалкогольных напитков, мороженого, площадок по оказанию услуг общественного питания, торговых точек по реализации хвойных деревьев на территории города Ставрополя, предоставляется путем проведения конкурсного отбора в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 30.04.2013 N 1322 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже сезонного ассортимента товаров на территории города Ставрополя" и в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 04.06.2013 N 1620 "О конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже сезонного ассортимента товаров на территории города Ставрополя".
Статьей 21 Правил благоустройства муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 30.05.2012 года N 220 предусмотрено два варианта предоставления земельных участков для размещения киосков и павильонов, входящих в схему: продление договоров аренды земельных участков под ранее установленными торговыми объектами и проведение конкурсных процедур для вновь сформированных участков.
В схему включены адреса 15 новых земельных участков для размещения дополнительных нестационарных торговых объектов, которые будут предоставляться по итогам конкурсного отбора. Администрацией ведется работа по подготовке проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для размещения киосков и павильонов в ноябре текущего года.
Размещение нестационарных торговых объектов (киоски, павильоны) на территории города Ставрополя, осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, схемой в порядке, утвержденном постановлением администрации города Ставрополя от 12.04.2013 N 1060 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края".
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя до принятия решения Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 N 333 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" регулировалось постановлением администрации города Ставрополя от 01.09.2010 N 2478 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" (далее - Постановление).
Постановлением предусматривалось 429 адресов для размещения новых нестационарных торговых объектов путем заключения договора на право размещения, предоставленное по итогам конкурсного отбора. Администрация города Ставрополя не приступила к реализации Постановления в связи с многочисленными жалобами предпринимателей, поступивших в адрес главы города Ставрополя. Для урегулирования сложившейся ситуации была создана рабочая группа, повторно рассмотрен порядок размещения нестационарных объектов, выработана концепция размещения нестационарных объектов с целью их упорядочения, обеспечения безопасности услуг торговли.
Схема размещения нестационарных торговых объектов уточнена за счет исключения 43 объектов, владельцы которых подтвердили статус торговых объектов как стационарных (капитальные строения), право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке.
Исключены 35 адресов, обремененных инженерными сетями, для размещения новых нестационарных торговых объектов, ввиду отсутствия возможности формирования новых земельных участков.
Исключен 31 адрес для размещения нестационарных торговых объектов в исторической и центральной частях города, на "красной" линии, вблизи дорожного полотна, на тротуарах, перекрестках.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в схему вошли места размещения нестационарных торговых объектов, на которые имеются действующие правоустанавливающие документы.
Согласно требованиям п. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381- ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в схему вошли более 60% нестационарных торговых объектов от общего количества нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства.
Предпринимателю подготовлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на новый срок для целей, не связанных со строительством в районе жилого дома по ул. Ленина, 243 в квартале 75 под торговым киоском (без права капитального строительства).
На основании пункта 2.9 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на новый срок для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 25.05.2012 N 1475, Оганезову Е.Г. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:030110:126 площадью 5 кв.м в районе жилого дома по ул. Ленина, 243 в квартале 75 под торговым киоском (без права капитального строительства) по следующим основаниям.
Постановлением администрации от 16.04.2010 N 805 предоставлен Оганезову Е.Г. в аренду на 2 года земельный участок площадью 5 кв.м. под торговым киоском (без права капитального строительства) в районе жилого здания по ул. Ленина, 243 в квартале 75.
В соответствии с вышеуказанным постановлением администрации города Ставрополя между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и Оганезовым Е.Г. был подписан договор аренды земельного участка от 04.06.2010 N 8211, который не был зарегистрирован в установленном законодательством порядке.
Адрес запрашиваемого земельного участка не входит в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решением об отказе в выдаче кадастрового паспорта от 10.04.2013 N 26/501/13- 132131, выданного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:12:030110:126 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Дата снятия с учета 02.08.2011 г.
В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 12.04.2013 N 1060 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" предусмотрен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в целях обеспечения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с вышеуказанным постановлением предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом разрешенного использования земельных участков осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах).
Пунктом 1.4 приказа комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 01.07.2010 г. N 87 о/д "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" установлено, что схема оформляется в виде адресного перечня и включает назначение (специализацию) нестационарных торговых объектов и не содержит требований к ассортиментному перечню товаров.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, за исключением установленных федеральными законами случаев, самостоятельно определяют ассортимент продаваемых товаров.
Факт нарушения п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, указанными в решении органами местного самоуправления, антимонопольным органом не доказан.
Организация нестационарной торговой деятельности на территории города Ставрополя осуществляется в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 г. N 333 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя", решением Ставропольской городской Думы от 30.05.2012 г. N 220 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя", постановлением администрации города Ставрополя от 30.04.2013 N 1322 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже сезонного ассортимента товаров на территории города Ставрополя", постановлением администрации города Ставрополя от 12.04.2013 N 1060 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края".
Согласно предписанию N 5 не представляется возможным установить в какой из вышеуказанных нормативно-правовых актов управлением предписано внести изменения.
В своем решении управление не ссылается ни на одну норму действующего законодательства, которая была бы нарушена при утверждении схемы.
Проект решения Ставропольской городской Думы "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" направлен на рассмотрение в управление 28.12.2012 исх. N 07/6/2-5465.
Данный проект рассмотрен управлением и выдано заключение от 11.01.2013 N 03/112 "О рассмотрении проекта решения от 28.12.2012 исх. N 07/6/2-5465", в соответствии с которым раздел 1 схемы размещения нестационарных торговых объектов по Ленинскому и Промышленному районам города Ставрополя не соблюдено требование п. 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться представление субъектам малого и среднего предпринимательства не менее чем шестидесяти процентов от общего числа нестационарных торговых объектов.
Данное замечание учтено и устранено путем приведения проекта вышеуказанного решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Других нареканий и замечаний к проекту вышеуказанного решения Ставропольской городской Думы у управления не было.
В силу ч. 3 ст. 41 Закона N 135-ФЗ в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства должны содержаться выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела; выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу; выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению; выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции.
Согласно пунктам 3.148, 3.149, 3.150 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнение государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" по результатам рассмотрения дела на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого ответчика, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок. В предписании указываются описание действий, определенных решением, которые ответчик должен осуществить.
В соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2006 N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" в предписании должна содержаться информация о том, какие конкретные действия должен совершить ответчик по делу.
Согласно материалам дела, предписание управления является общим для всех четырех ответчиков по делу и содержат единые требования о совершении действий всеми ответчиками без уточнения какие конкретные действия должен совершить каждый из ответчиков в целях устранения указанных нарушений.
В данном предписании содержится требование разработать и утвердить, либо внести соответствующие изменения в действующий нормативно-правовой акт, устанавливающий и регламентирующий единый подход к выбору хозяйствующих субъектов для организации нестационарной торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Организация нестационарной торговой деятельности на территории города Ставрополя в данный период времени осуществлялась в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: решением Ставропольской городской Думы от 30.05.2012 г. N 220 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя".
Решением Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 N 333 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя".
Постановлением администрации от 12.04.2013 N 1060 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края".
Постановлением администрации от 30.04.2013 N 1322 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже сезонного ассортимента товаров на территории города Ставрополя".
В оспариваемом предписании управления не содержится информации, кем и какой нормативно-правовой акт должен быть разработан, не раскрывается понятие единого подхода к выбору хозяйствующих субъектов для организации нестационарной торговли, а также не указано в какой именно действующий нормативно-правовой акт и какие именно изменения должны быть внесены каждым из ответчиков.
Поскольку решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют требованиям законодательства к форме и содержанию принимаемых ненормативных правовых актов, не содержат информации о том, какие действия должен совершить в отдельности комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя и другие ответчики в целях устранения указанных нарушений, что ведет к их неисполнению и нарушению прав и интересов комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя и других ответчиков, решение и предписание антимонопольного органа вынесено с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1. Определения Конституционного Суда РФ от 03.04.2012 N 630 "По запросу Администрации Краснодарского края о проверке конституционности подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона " О защите конкуренции" указано; " Из содержания подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона " О защите конкуренции" следует, что антимонопольный орган вправе выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным указанным в законе органам или организациям обязательные для исполнения предписания об отмене или измени как индивидуальных (ненормативных), так и нормативных актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
При этом предписание об изменении нормативного акта, нарушающего антимонопольное законодательство, может использоваться антимонопольным органом только в целях исключения из такого акта не соответствующих антимонопольному законодательству положений и не должно содержать требований о внесении в него дополнений, изменений, что в частности, подтверждается положением пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона N 135-ФЗ, наделяющим антимонопольный орган правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично нормативных правовых актов соответствующих органов или организаций.
Иное означало бы неправомерное вмешательство антимонопольного органа в компетенцию органов и организаций, принявших нормативный акт и обладающих правом по своему усмотрению определять способы (варианты) изменения содержащихся в таком акте положений, включая устранение имеющихся в нем пробелов, в целях приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, а применительно к муниципальным нормативным правовым актам свидетельствовало бы также об отступлении от гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12) самостоятельности местного самоуправления.
В настоящее время Постановление администрации от 30.04.2013 N 1322 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже сезонного ассортимента товаров на территории города Ставрополя", а также решение Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 N 333 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя"- признаны утратившими силу.
Решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 N 802 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Постановлением администрации от 19.07.2016 N 1601 "Об утверждении Положения о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" утвержден новый порядок проведения конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, включая киоски и павильоны.
Данный порядок проведения конкурсного отбора предусматривает предоставление права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя без оформления договоров аренды на земельные участки под нестационарными торговыми объектами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые решения и предписания по своей форме и содержанию не соответствуют законодательству и нарушают права заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем был пропущен срок обжалования решения и предписания, а судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство администрации о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативных правовых актов управления, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно ч. 1 и 4 ст. 198 АПК РФ Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как видно из материалов дела, оспариваемые решение и предписание управления изготовлены в полном объеме 21.01.2014, направлены администрации 07.02.2014 (согласно сопроводительному письму управления, т. 1 л.д. 11) и получены администрацией 11.02.2014 (согласно входящему штампу администрации, т. 1 л.д. 11).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
С момента вынесения оспариваемых решения и предписания 21.01.2014 трехмесячный срок их обжалования истекал 21.04.2014, а с момента их получения администрацией 11.02.2014 истекал 11.05.2014.
Из материалов дела видно, что заявление администрации изготовлено 11.04.2014 и согласно входящему штампу суда, зарегистрировано в суде первой инстанции 14.04.2014.
Таким образом, администрацией не был пропущен трехмесячный срок обжалования оспариваемых ненормативных правовых актов, а факт нерассмотрения судом первой инстанции ходатайства администрации о восстановлении срока, в то время как сам срок фактический не пропущен, не является само по себе безусловным основанием для признания решения суда первой инстанции незаконным
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы предпринимателем, относятся на него в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2016 по делу N А63-3927/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3927/2014
Истец: Администрация города Ставрополя
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Оганезов Евгений Геннадьевич, Ставропольская городская Дума, Управление Федеральной антимонопольной службы по СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4291/15
31.08.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3927/14
16.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2946/16
01.02.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4291/15
20.08.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3927/14