Требование: о понуждении заключить договор, о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора, об обязании заключить договор аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А41-61596/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.
при участии в судебном заседании:
от ООО "БЗКМ" (ИНН: 5001051014 ОГРН: 1055000509750) - Бештейнова О.А., представитель по доверенности от 27.19.15г.;
от Администрации городского округа Балашиха- представитель не явился, извещен надлежащим образом
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Правительства Московской области- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Министерство имущественных отношений Московской области- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балашихинский завод криогенного машиностроения" (ИНН: 5001051014, ОГРН: 1055000509750) на решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2016 года по делу N А41-61596/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
по иску ООО "БЗКМ" к Администрации городского округа Балашиха, Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха о признании недействительным решения и об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Балашихинский завод криогенного машиностроения" (далее - ООО "БЗКМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации городского округа Балашиха (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха, (далее - Комитет) с требованиями признать недействительным решение Администрации городского округа Балашиха, выраженный в письме Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха N 3406/2 от 29.04.2016 об отказе в предоставлении ООО "БЗКМ" земельного участка площадью 0,4777 га с кадастровым номером 50:15:0010121:45 (ранее 50:15:0010121:10), расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, пр-кт Ленина, за домом 75; - обязать Администрацию городского округа Балашиха предоставить ООО "БЗКМ" в аренду земельный участок площадью 0,4777 га с кадастровым номером 50:15:0010121:45 (ранее 50:15:0010121:10), расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, пр-кт Ленина, за домом 75 сроком на 49 (Сорок девять) лет; - обязать Администрацию городского округа Балашиха заключить с ООО "БЗКМ" Договор аренды земельного участка площадью 0,4777 га с кадастровым номером 50:15:0010121:45 (ранее 50:15:0010121:10), расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, пр-кт Ленина, за домом 75 сроком на 49 (Сорок девять) лет. (л.д. 3-4,т.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2016 года по делу N А41-61596/16 в удовлетворении иска отказано (л.д. 79-81).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "БЗКМ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда ООО "БЗКМ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в 2010 году ООО "БЗКМ" обратилось в Администрацию г.о.Балашиха с заявлением о возможности предоставления в аренду земельного участка площадью 0,4777 га с КН 50:15:0010121:10, расположенного по адресу: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии при Администрации г.о.Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям N 16 от 12.08.2010, было решено согласиться с оформлением акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Постановлением Администрации г.о.Балашиха от 22.04.2011 N 414/5-ПА была утверждена схема расположения земельного участка площадью 0,4777 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:010121 по адресу: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75, входящего в состав земель населенных пунктов, под благоустройство, без права возведения капитальных объектов недвижимости.
В газете "Факт" от 08.07.2011 за N 46 (11753) опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка площадью 0,4777 га в г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом N 75, для благоустройства. Постановлением Администрации г.о.Балашиха от 20.02.2012 N 155/5-ПА согласовано место размещения земельного участка для благоустройства по адресу: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75, утвержден прилагаемый акт выбора земельного участка площадью 0,4777 га, расположенного по адресу: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75, входящего в состав земель населенных пунктов, для благоустройства.
29 февраля 2012 года ООО "БЗКМ" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 4777 кв.м. с КН 50:15:0010121:10 по адресу: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75, в аренду сроком на 49 лет, под благоустройство.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии при Администрации г.о.Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям от 26.04.2012 N 12, было решено предоставить в аренду обществу испрашиваемый земельный участок сроком на 49 лет.
Постановлением администрации от 08.06.2012 N 770/5-ПА земельный участок с КН 50:15:0010121:10 отнесен к категории "земли населенных пунктов", виду разрешенного использования "для благоустройства, без права возведения капитальных объектов недвижимости".
07.08.2013 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В ответе от 29.08.2013 администрация сообщила, что принять решение о предоставлении участка в аренду возможно только после утверждения Генерального плана г.о.Балашиха.
08.04.2014 общество вновь обратилось в администрацию за предоставлением участка в аренду.
В ответе от 12.05.2014 администрация указала на отсутствием оснований для предоставления участка, поскольку не принято соответствующее постановление.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии при Администрации г.о.Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям N 14 от 04.06.2014, решено отменить решение комиссии от 26.04.2012 (протокол N 12) в части заключения договора аренды земельного участка с КН 50:15:0010121:10 сроком на 49 лет, и заключить договор аренды данного участка сроком на 4 года.
В письме от 14.07.2014 общество согласилось с заключением договора аренды спорного участка сроком на 4 года, просило заключить указанный договор.
В письме от 16.09.2014 администрация сообщила обществу, что в связи с отсутствием в настоящее время утвержденных Правил землепользования и застройки, в которых должно быть установлено функциональное зонирование территорий, удовлетворить просьбу о предоставлении участка не представляется возможным. Письмом от 24.09.2014 ООО "БЗКМ" просило администрацию в связи со сменой кадастрового номера спорного участка, внести изменения в ранее принятые постановления, и подготовить постановление о предоставлении земельного участка в аренду.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии при администрации г.о.Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям N 25 от 16.12.2014, решено отказать во внесении изменений в ранее выпущенные постановления и решения комиссии в связи со сменой кадастрового номера земельного участка с "50:15:0010121:10" на "50:15:0010121:45".
15 апреля 2016 года ООО "БЗКМ" вновь обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило предоставить в аренду земельного участка с КН 50:15:0010121:45 (предыдущий номер 50:15:0010121:10), представить обществу на подписание договор аренды.
Письмом от 29.04.2016 администрация отказала в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием оснований для предоставления участка без проведения торгов.
Считая, отказ в предоставлении земельного участка незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что была нарушена установленная законном последовательность действий по предоставлению земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта. Сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок с КН 50:15:0010121:10 площадью 0,4777 га по адресу: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75, для благоустройства, подлежал сдаче в аренду посредством проведения аукциона, так как был образован до обращения за его предоставлением заявителя.
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ООО "БЗКМ" указывает, что выводы суда первой инстанции являются необоснованными.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заявителя апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством до 01 марта 2015 года регулировался ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 4 ст. 34 ЗК РФ).
В силу частей 5 и 6 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем 1 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Согласно статьям 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с учетом абзаца второго пункта 1 Порядка прохождения документов, согласно которому предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путем предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Тем более не допускается произведение публичной информации после постановки земельного участка на кадастровый учет. Указанная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации распространяется и на случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В 2010 году заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении уже сформированного земельного участка с КН 50:15:0010121:10.
Сообщение о планируемом предоставлении в аренду указанного участка для целей благоустройства сроком на 49 лет опубликовано 08.07.2011 в газете "Факт", то есть после формирования и постановки его на кадастровый учет, что является нарушением требований земельного законодательства по срокам информирования и по содержанию.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно указал, что была нарушена установленная законном последовательность действий по предоставлению земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Утверждение и выдачу заявителю схемы расположения земельного участка без подготовки и заблаговременной публикации информации о предоставляемом земельном участке, не соответствуют положениям абзаца 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по заблаговременной публикации информации о земельных участках, которые предоставляются заявителям на определенном праве и предусмотренных условиях.
В силу положений ст. 38 ЗК РФ, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
С учетом изложенного, сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок с КН 50:15:0010121:10 площадью 0,4777 га по адресу: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75, для благоустройства, подлежал сдаче в аренду посредством проведения аукциона, так как был образован до обращения за его предоставлением заявителя.
При этом, в данном случае не имеет юридического значения то обстоятельство, что земельный участок площадью 0,4777 га по адресу: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75, для благоустройства, в настоящее время поставлен на кадастровый учет с присвоением ему КН 50:15:0010121:45, и заявителем испрашивается именно этот участок, а не участок с КН 50:15:0010121:10.
Идентичность указанных земельных участков подтверждается материалами дела.
Изначально, в 2011 году, заявитель просил предоставить ему земельный участок с КН 50:15:0010121:10, состоявший на кадастровом учете. В заявлении от 11.04.2016 года заявитель просит предоставить ему земельный участок с КН 50:15:0010121:45, обладающий теми же характеристиками, что и участок с КН 50:15:0010121:10 (площадь 0,4777 га, адрес: Московская область, г.Балашиха, пр-т Ленина, за домом 75, вид разрешенного использования "для благоустройства").
Доказательств об обратном в материалы дела не представлено.
Кроме того, заявитель сам указывает на то, что земельный участок с КН 50:15:0010121:10 снят с кадастрового учета, и вместо него на учет поставлен участок с КН 50:15:0010121:45.
Таким образом, суд приходит к обоснованному выводу об отсутствии оснований для представления заявителю испрашиваемого им земельного участка. В связи с этим отказ администрации в его предоставлении является законным и обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе опровергаются представленными в дело доказательствами, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2016 года по делу N А41-61596/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61596/2016
Истец: ООО " Балашихинский завод криогенного мишиностроения", ООО "БАЛАШИХИНСКИЙ ЗАВОД КРИОГЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, МИНМОСОБЛИМУЩЕСТВО, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха