Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А56-59703/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2017 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
без вызова сторон
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32729/2016) ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2016 по делу N А56-59703/2016 (судья Рыбаков С.П.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах
о признании незаконным постановления и предписания
установил:
ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района" (197372, г. Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д.11, корп.2, ОГРН 1089847225170, далее - заявитель, ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района") обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах (197198, г. Санкт-Петербург, ул. Б. Пушкаревская, д.18, далее - Управление Роспотребнадзора) от 16.08.2016 N Ю78-05-05/1790 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей и предписания от 15.08.2016 N Ю78-05-05/440.
Решением суда первой инстанции, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано, в связи с правомерным привлечением к административной ответственности.
ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района" не согласилось с решением суда и направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы общество указывает, что в рассматриваемом случае привлечение заявителя к административной ответственности незаконно, поскольку отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах на основании распоряжения N 78-05-05/865 от 25.07.2016 проведена внеплановая проверка в отношении ООО "Жилкомсервис N4 Приморского района" по письменному обращению гр. Ж. о неудовлетворительном качестве холодной и горячей воды по адресу: Санкт-Петербург, пр. Королева, д. 30, корпус 1, кв. 160.
В рамках названной проверки, должностным лицом территориального отдела было вынесено определение от 25.07.2016 N 78-05-05/865 о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы качества подаваемой холодной и горячей воды.
Согласно экспертному заключению от 10.08.2016 N 78.01.05ф-06.000/5685 взятые пробы холодной воды из систем холодного водоснабжения жилого дома по исследованным микробиологическим и санитарно-гигиеническим нормативам соответствует требованиям действующего законодательства. Пробы воды отбирались: проба N 1 - система холодного водоснабжения (ввод); проба N 3 - система холодного водоснабжения (стояк, обслуживающий квартиру N 160).
Согласно экспертному заключению от 10.08.2016 N 78.01.05ф-06.000/5685 пробы горячей воды из систем горячего водоснабжения жилого дома по исследованным санитарно-гигиеническим нормативам не соответствует требованиям действующего законодательства. Пробы воды отбирались: проба N 2 - система горячего водоснабжения (узел ввода); проба N 4 - система горячего водоснабжения (стояк, обслуживающий квартиру N 160).
При этом по показателю "цветность" качества подаваемой горячей воды ухудшается при прохождении по сетям, расположенным в многоквартирном доме.
Так показатель "цветность" в пробе N 2 составил 31+6 градусов при нормативе не более 20 градусов; в пробе N 4 показатель "цветность" составил 33+7 градусов при нормативе не более 20 градусов.
По результатам проверки составлен акт от 15.08.2016 N 78-05-05/865.
По факту нарушения статьи 4 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" Управлением Роспотребнадзора 15.08.2016 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от N Ю 78-05-05/865 по части 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях 16.08.2016.
16.08.2016 Управлением Роспотребнадзора рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N Ю78-05-05/1790 о привлечении ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей за некачественное оказание услуг.
16.08.2016 выдано предписание N N Ю78-05-05/440, согласно которому Управление предписало заявителю в срок до 16.08.2016 обеспечить потребителю качество оказания услуги по горячему водоснабжению, подаваемого для хозяйственно-бытовых нужд в жилые квартиры по адресу: Санкт-Петербург, Королева пр, д.30, кор.1 в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07 февраля 1992 "О защите прав потребителей", постановление5м Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Общество не согласилось с указанным постановлением и предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) виновного лица по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
С субъективной стороны характеризуется прямым умыслом и неосторожностью.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обязательному установлению подлежит факт продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
В соответствии с подпунктом "в" пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
При таких обстоятельствах, Управлением правомерно проведена проверка общества в порядке подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, и др.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила) условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме являются следующие: д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно приложению N 1 к указанным выше Правилам - "Требования к качеству коммунальных услуг", состав и свойства холодной воды постоянно должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - СанПиН 2.1.4.1074-01, состав и свойства горячей воды постоянно должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - СанПин 2.1.4.2496-09.
В соответствии с п. 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно п. 1.2. названных СанПиН настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Пунктом 3 "Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, определено, что услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
Частью 1 статьи 4 Закона РФ 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно части 2 названной статьи при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района" возложена обязанность по предоставлению жителям многоквартирного дома коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению надлежащего качества.
Несоответствие качества горячей воды установленным санитарно-гигиеническим показателям свидетельствует о том, что ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района" предоставляет коммунальную услугу по горячему водоснабжению ненадлежащим образом, не соответствующую требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Указанные действия общества образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности выполнить требования действующего законодательства обществом не представлены.
С учетом изложенного, суд обоснованно указал на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении прав потребителей относительно оказания услуг горячего водоснабжения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В данном случае суду не представлены доказательства наличия каких-либо обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении указанных выше требований нормативных правовых актов по недопущению нарушения прав потребителя.
Таким образом, апелляционный суд считает, что Управлением Роспотребнадзора в полном объеме доказан состав вменяемого обществу правонарушения и его вина.
Административным органом процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, его права не нарушены. Квалификация ответственности за совершенное деяние административным органом определена правильно. Оспариваемое постановление и предписание вынесены в пределах полномочий принявшего их должностного лица, соответствуют положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя, указанную в заявлении, которой судом первой инстанции дана полная оценка, в связи с правильным применением норм материального права у апелляционного суда оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно оценил обстоятельства и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2016 по делу N А56-59703/2016, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Борисова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59703/2016
Истец: ОАО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 4 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ в Приморском,Петроградском,Курортном, Кронштадтском районах
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32729/16