Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 мая 2017 г. N Ф10-1414/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А64- 2562/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Алферовой Е.Е., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Письменного С.И. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от управления сельского хозяйства Тамбовской области представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя главы КФХ Набоян Рустама Бинбашевича представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2016 по делу N А64- 2562/2016 (судья Лазеева О.И.) по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Набоян Рустаму Бинбашевичу (ОГРНИП 309682718200061 ИНН 682709771815) о взыскании 9 063 061,64 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Набояну Рустаму Бинбашевичу (далее - ответчик) о взыскании денежных средств, полученных ответчиком в виде гранта на создание и развитие семейной животноводческой фермы в размере 9 000 000 рублей, из которых 5 130 000 рублей - в доход федерального бюджета, 3 870 000 рублей - в доход бюджета области, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.03.2016 по 14.10.2016 в доход федерального бюджета - 70 595,36 руб., в доход бюджета области - 53 256,91 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2016 исковые требования удовлетворены в части взыскания с индивидуального предпринимателя главы КФХ Набоян Рустама Бинбашевича задолженности в доход федерального бюджета - в размере 1 174 200 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.03.2016 по 14.10.2016 в сумме 70 595,36 руб., задолженности в доход бюджета субъекта РФ - Тамбовская область - в размере 885 800 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.03.2016 по 14.10.2016 в сумме 53 256,91 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на нарушение ответчиком принципа целевого использования средств гранта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители истца и ответчика не явились.
От Управления сельского хозяйства Тамбовской области поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 утверждена "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы", в рамках которой в целях поддержки начинающих фермеров в Тамбовской области Управлением сельского хозяйства Тамбовской области на территории области реализуются мероприятия по предоставлению грантов на создание и развитие семейных ферм.
19.08.2014 Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (Управление) и ИП главой КФХ Набояном Рустамом Бинбашевичем (участник программы) заключено соглашение N 42, согласно которому Управление предоставляет участнику программы денежные средства в виде гранта на создание и развитие семейной животноводческой фермы в размере 9 000 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а участник программы принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 соглашения грант используется исключительно в соответствии с Планом расходов, являющимся неотъемлемой частью соглашения.
Допускаются приобретение товара, оплата услуг либо выполненных работ по цене отличной, но не ниже установленной в Плане расходов, за исключением случаев, указанных в п. 5.2 соглашения.
Грант предоставляется участнику программы на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств областного и федерального бюджетов и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящим соглашением.
Права и обязанности Участника программы закреплены в пунктах 2.4, 2.3 соглашения.
В соответствии с пунктом 2.3.2 соглашения Участник программы обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет в соответствии с Планом расходов, в состав которых входят: реконструкция свинокомплекса под животноводческий комплекс КРС на 280 голов в с.Липовка Мичуринского района Тамбовской области, технологическое оборудование ООО "Ладья-Плюс", в т.ч.: линейный молокопровод на 280 голов, система уровнего водопоения, танк - охладитель закрытого типа на 5000 литров, транспортер на 280 голов, резиновые коврики (покрытие), стойловое оборудование, а также телки симментальской породы в количестве 100 голов.
Денежные средства в общем размере 9 000 000 руб. перечислены ИП главе КФХ Набояну Рустаму Бинбашевичу платежными поручениями от 22.08.2014 N 113872 (на сумму 5 130 000 руб. - из федерального бюджета), от 22.08.2014 N 112497 (на сумму 3 870 000 руб. - из областного бюджета).
06.10.2015 рабочей группой, утвержденной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 17.09.2015 N 287, осуществлен осмотр поголовья животных, техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, а также иных видов затрат, касающихся расходов средств гранта и единовременной помощи, включенных в план расходов и выполнения при реализации проекта по соглашению N 42 от 19.08.2014.
По результатам проверки выявлено, что не закуплены телки симментальской породы в количестве 100 голов, не приобретены резиновые коврики для напольного покрытия.
Письмами от 19.10.2015 N 31, от 25.11.2015 ИП Главе КФХ Набояну Р.Б. рекомендовано выполнить условия соглашения N 42 от 19.08.2014 по расходованию гранта.
18.02.2016 Управлением сельского хозяйства Тамбовской области в адрес ИП Главы КФХ Набоян Р.Б. направлено письмо с требованием о возврате гранта в размере 9 000 000 руб. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по соглашению N 42 от 19.08.2014.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу требований статей 307, 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По правилам п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей, с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.
В силу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ч. 3 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Являясь главным распорядителем бюджетных средств, Управление сельского хозяйства Тамбовской области осуществляет функции по обеспечению целевого и эффективного использования направленных получателю бюджетных субсидий.
В данном случае обязательства сторон установлены соглашением от 19.08.2014 N 42 о предоставлении гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм.
В соответствии с п. 2.2.2, 2.3.13 названного соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, Участник программы обязуется в течение 30 календарных дней возвратить в полном объеме полученный грант.
Согласно абз. 3 п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", абз.19 постановления администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы" в случае нецелевого использования гранта часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования норм действующего законодательства и условий заключенного сторонами Соглашения от 19.08.2014 N 42, суд первой инстанции правомерно установил, что пункт 2.3.13 названного соглашения, содержащий условие о возврате полученного гранта в полном объеме, противоречит нормам, установленным и действующим на территории РФ нормативными актами о возврате в указанном случае части гранта.
Таким образом, пункт 2.3.13 соглашения в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным условием сделки, в связи с чем, при разрешении спора по настоящему иску подлежат применению нормы действующего законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения.
Ответчиком осуществлено расходование средств, полученных в виде гранта, в полном объеме.
Согласно плану расходов на денежные средства в размере 1 500 000 рублей и 560 000 рублей должны быть приобретены 100 голов скота и резиновое покрытие для фермы, вместе с тем, указанные средства израсходованы на реконструкцию фермы.
В обоснование возражений о нецелевом использовании гранта в указанной части представителем ответчика представлен приказ N 63 от 30.06.2014 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по лейкозу в КФХ "Набоян", с.Липовка Мичуринского района", письмо от 12.10.2016 N 01-16/1242, подтверждающие, по мнению ответчика, использование средств не по целевому назначению по независящей от Участника программы причине.
Однако, несмотря на наличие обстоятельств, препятствующих Участнику программы исполнить условия Соглашения от 19.08.2014 N 42 надлежащим образом, суд области обоснованно установил, что ответчиком нарушены положения вышеуказанного законодательства и условий данного соглашения, выраженное в нецелевом использовании выделенных на приобретение скота и резиновое покрытие бюджетных денежных средств в размере 2 060 000 рублей.
В остальной части денежные средства, полученные в виде гранта, использованы ответчиком по целевому назначению, что сторонами не оспаривается.
Во исполнение определений суда первой инстанции, в материалы дела истцом представлен расчет дополнительный расчет процентов на сумму гранта, использованного участником программы не по целевому назначению в размере 2 060 000 рублей (1 174 200 руб. - в федеральный бюджет, 885 800 руб. - в областной бюджет) за период с 22.03.2016 по 14.10.2016 в сумме 70 595,36 руб. - в федеральный бюджет, в сумме 53 256,91 руб. - в областной бюджет.
В силу ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Установленные положения вступают в законную силу с 01 июня 2015 г. и распространяются на правоотношения возникшие с 01 июня 2015 г.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1340 от 08.12.2015 "О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России", Указанием Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Байка России и ключевой ставке Банка России", с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.
Согласно Информации Банка России "О ключевой ставке Банка России" в период с 03.08.2015 по 13.06.2016 ключевая ставка составляет 11%, в период с 14.06.2016 по 18.09.2016 - 10,5%, в период с 19.09.2016 по настоящее время - 10%.
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.03.2016 по 14.10.2016 произведен истцом исходя из указанных ключевых ставок ЦБ РФ.
Дополнительный расчет процентов, ответчиком не оспаривался, судом проверен и признан верным.
Исходя из требований ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Судом апелляционной инстанции дважды предлагалось заявителю апелляционной жалобы предоставить с целью пояснения доводов жалобы письменные пояснения о нецелевом использовании денежных средств по каждой строке бизнес-плана, однако определения суда Управление сельского хозяйства Тамбовской области не выполнило.
В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика задолженности в доход федерального бюджета - в размере 1 174 200 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.03.2016 по 14.10.2016 в сумме 70 595,36 руб., задолженности в доход бюджета субъекта РФ - Тамбовская область - в размере 885 800 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.03.2016 по 14.10.2016 в сумме 53 256,91 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела, с учетом предоставленных доказательств, были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.10.2016 по делу N А64-2562/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2562/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 мая 2017 г. N Ф10-1414/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчик: ИП Глава КФХ Набоян Рустам Бинбашевич
Третье лицо: МИФНС N 9 по Тамбовской области