г. Челябинск |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А76-6963/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заречный" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2016 по делу N А76-6963/2016 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Плохих Татьяна Валерьевна (доверенность от 10.01.2017 N 1/3);
Министерства экологии Челябинской области - Казанкина Мария Николаевна (доверенность от 09.01.2017 N 3);
общества с ограниченной ответственностью "Регион-Гео" - Митрофанова Елизавета Николаевна (доверенность от 21.07.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заречный" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Заречный") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Челябинской области (далее ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра"), в котором просило:
1. Признать незаконным карту (план) границы второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" от 03 июня 2015 года., выполненный ООО "Регион-Гео", определяющего границу зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска;
2. Признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище";
3. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить допущенные нарушения путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" (требования изложены с учетом уточнения по ходатайству заявителя состава ответчиков).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Регион-Гео" (далее - ООО "Регион-Гео"), Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство имущества и природных ресурсов), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Министерство экологии Челябинской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - Управление Роспотребнадзора, вместе третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2016 (резолютивная часть оглашена 19.10.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО УК "Заречный") (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на нарушение его прав, как собственника земельного участка внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" на основании карты (плана) границ, выполненного обществом "Регион - Гео". По мнению апеллянта, заключением кадастрового инженера Неустроева С.А. подтверждено, что вышеназванная карта не является документом, определяющим границу зоны санитарной охраны, поскольку по описанию в Постановлении Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465 отсутствуют координаты характерных точек границы второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г.Челябинска и определить прохождения границы невозможно. Указанное постановление содержит описание прохождения границы через 16 тригонометрических пункта, без указания координат и системы высот. Согласно сравнительному анализу имеющейся в Постановлении Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465 информации о тригонометрических пунктах с имеющейся у Управления Росреестра информацией, были найдены лишь 6 из 16 тригонометрических пунктов, подходящих под описание, указанное в вышеназванном постановлении. Вместе с тем, в выполненном обществом "Регион -Гео" (плане), содержится информация о 137 поворотных точках границы, что не позволяет признать определение границ надлежащим.
В обоснование незаконности действий ФГБУ "ФКП Росреестра" заявитель указал на нарушение установленного законом порядка получения сведений, необходимых для внесения данных в кадастр недвижимости.
Полагает, что решение Челябинского облисполкома от 12.10.1976 N 492 "Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода", Постановление Совета Министров РСФСР от 2.09.1977 N 465 " Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г.Челябинска" не могут являться основанием для внесения спорных сведений в государственный кадастр недвижимости, ввиду отсутствия официального опубликования для всеобщего обозрения.
Кроме того, осуществив внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, ФГБУ "ФКП Росреестра", не представлено соответствующих обоснований в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", которые разработаны в целях реализации положений Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", определяющих в настоящее время границы зон санитарной охраны водных объектов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители заявителя, заинтересованного лица, Управления Росреестра и Управления Роспотребнадзора не явились.
С учетом мнения представителей явившихся третьих лиц, дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица и Управления Росреестра и Управления Роспотребнадзора.
В судебном заседании представители Министерства имущества и природных ресурсов, Министерства экологии Челябинской области и ООО "Регион-Гео" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании договора купли-продажи продажи от 22.12.2015 обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заречный" на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, площадь застройки: 40,8 кв.м., степень готовности объекта:10% и также земельный участок с кадастровым номером 74:19:12060007:54, расположенные по адресу: Челябинская область, Сосновский район, примерно в 800 м. по направлению на северо-восток от ориентира п.Западный (л.д. 13 т.1). Государственная регистрация прав заявителя на указанные объекты произведена 28.12.2015 (свидетельства о государственной регистрации на л.д. 26,27 т.1).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 21.05.2010 с кадастровым номером 74:19:12060007:54 он отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, его разрешенным использованием является ведение личного подсобного хозяйства (л.д.21-23 т.1). Сведений об установленных ограничениях в отношении земельного участка кадастровый паспорт не содержит.
В соответствии с контрактом N 126 на выполнение работ для областных нужд от 01.06.2015 Министерство имущества и природных ресурсов поручило ООО "Регион-Гео" выполнить работы по подготовке карты (плана) границы II пояса ЗСО источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" (далее карта (план) границы II пояса ЗСО Шершневского водохранилища) и обеспечить внесение сведений об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости (л.д.46-52 т.2).
В соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту N 126) исходными материалами при подготовке карты (плана) границы II пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища явились: Постановление Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 с описанием местоположения установленных границ и документы по нанесению границ II пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, выполненные федеральным государственным унитарным предприятием "Уралмаркшейдерия" в 2010-2011 годах, в том числе каталог координат характерных точек границ II пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища в системе координат МСК-74, а также сведения Государственного кадастра недвижимости в виде кадастровых планов территорий.
В результате выполненных кадастровым инженером ООО "Регион-Гео" работ была изготовлена карта (план) границы второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" путем определения 137 характерных точек, их описания и нанесения границ (л.д.102-115 т.1).
Письмом от 04.06.2015 N 140019 Управление Росреестра по Челябинской области согласовало карту (план) границ II пояса санитарной охраны источников водоснабжения "Шершневское водохранилище" ( л.д. 127 т.1).
Письмом от 05.06.2015 N 1/8272 Министерство имущества и природных ресурсов обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" за внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о границе II пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" (л.д.92 т.1).
08.06.2015 ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании Решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся 12.10.1976 N 492 "Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода", Постановления Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465 "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г.Челябинска", карты (плана) границы второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" от 03.06.2015 внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" (кадастровое дело л.д. 93-157 т.1). В результате внесения сведений в государственный кадастр недвижимости зоне санитарной защиты присвоен учетный номер 74.00.2.327.
Заявителем в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера индивидуального предпринимателя Неустроева С.А., подготовленного на основании договора от 30.11.2015 заключенного с Огарковой Ольгой Ивановной, согласно сведениям приведенным на стр. 2 заключения и с ООО УК "Заречный", согласно сведениям приведенным на стр. 5 заключения (л.д.35-42 т.1). В качестве цели подготовки заключения указано на определение возможности формирования границы второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сетей и источника водоснабжения г.Челябинска согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 02.09.1977 N 465.
Из приведенных в названном заключении выводов следует, что карта (план) границы второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершеневское водохранилище" от 03.06.2015, выполненный ООО "Регион-Гео" не является документом, определяющим границу зоны санитарной охраны водопроводных сооружений источника водоснабжения г.Челябинска. Однозначно сформировать границу зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г.Челябинска невозможно.
Полагая, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" на основании карты (плана) границ, выполненного обществом "Регион -Гео" не соответствует описанию границы в Постановлении Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465, нарушает требования закона и права общества как собственника земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции исходил из отнесения Шершневского водохранилища на реке Миасс к источникам питьевого водоснабжения Челябинского городского округа, села Долгодеревенское и объектам федеральной собственности, что влечет осуществление Министерством промышленности и природных ресурсов переданных ему Российской Федерацией полномочий по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, а также установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Основываясь на анализе положений Федерального законам Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 и Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 (далее - Правила направления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости), суд не установил нарушений порядка внесения сведений о границе зоны санитарной охраны в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции счел, что установление границы было произведено на основании описания границ зоны санитарной охраны установлено Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465 "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г.Челябинска" и Решения исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся 12.10.1976 г. N 492 "Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода", законность которых, как и отсутствие оснований для признания недействующими в связи с отсутствием публикации, подтверждена вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции. Наличие в описании границ сведений о 16 тригонометрических пунктах, как основных и опорных точках, признано судом не означающим запрет на использование информации об иных 137 тригонометрических пунктах, которые содержались в описательной части границ и позволяют более точно определить границы второго пояса зоны санитарной охраны. На этом основании суд признал необоснованными выводы кадастрового инженера Неустроева С.А. Сделав вывод о том, что оспариваемыми действиями права общества "УК Заречный" не нарушены, суд отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из существа требований заявителя, с учетом заявленного ходатайства об исключении ООО "Регио-Гео" из числа ответчиков и привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (л.д.13-15 т.2) усматривается их направленность на оспаривание действий кадастрового органа по внесению сведений о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения. Исходя из названного, требования о незаконности карты (плана) границ подлежат рассмотрению применительно к отсутствию надлежащих оснований для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости наряду с индивидуальными характеристиками земельного участка вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
К таким ограничения в силу частей 1 и 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Норма пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит в числе прочего зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу части 2 статьи 43 того же кодекса предусмотрено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Шершневское водохранилище является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Челябинского промышленного узла, расположено в границах двух муниципальных образований - Челябинского городского округа и Сосновского муниципального района Челябинской области и находится в федеральной собственности.
В соответствии с техническим проектом расширения и реконструкции водопровода города Челябинска, решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета Депутатов трудящихся от 12 октября 1976 года N 492 "Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода" утверждена зона санитарной охраны Челябинского водопровода - реки Миасс и Шершневского водохранилища, состоящая из двух поясов (первого и второго пояса), установлены границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны с описанием границ (с указанием населенных, географических и тригонометрических пунктов, утверждены оздоровительные мероприятия, введены различные ограничения относительно использования вошедших в зону территорий.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1977 года N 465 было принято предложение Челябинского областного исполкома Совета депутатов трудящихся и утверждены зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения города Челябинска первого и второго пояса с натурным описанием границ (с указанием населенных, географических и тригонометрических пунктов).
В удовлетворении требований заинтересованных лиц о признании названных нормативных актов недействующими вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции отказано (л.д. 6-10, 29-32 т.2).
Довод представителя заявителя об отсутствии официального опубликования Решения Исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся 12.10.1976 N 492 и Постановления Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465, также подлежит отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Вместе с тем, названные нормативные правовые акты приняты до вступления в силу названных положений Конституции Российской Федерации, на период их принятия действовавшее законодательство не предусматривало официального опубликования актов, исполнительными комитетами областных советов Депутатов трудящихся. В свою очередь постановление Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1977 года N 465 подлежало доведению до сведения населения Челябинским облисполкомом (пункт 2 Постановления), то есть в порядке, действующем в то время.
В настоящее время текст анализируемых нормативных актов имеется в правовых информационных системах "КонсультантПлюс" и "Гарант".
В силу пункта 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве имущества и природных ресурсов Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 10.12.2014 N 233, Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке и проведению государственной политики в сфере управления имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области, природных ресурсов на территории Челябинской области, координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, деятельность в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Челябинской области.
Согласно пункту 23 Положения, Министерство осуществляет утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам и правилам.
В силу пункта 4 части 1 статьи 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 4 Правил направления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2014 N 1090), в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах.
Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3-5 настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства (пункт 17 названных правил).
Поскольку из материалов дела следует, что Министерство имущества и природных ресурсов в пределах вышеперечисленных полномочий по межведомственному взаимодействию на основании заявления от 05.06.2015 просило орган кадастрового учета о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения "Шершневское водохранилище", направив в орган кадастрового учета землеустроительное дело по описанию местоположения границ указанного объекта землеустройства, в составе которого имеется карта (план) границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, довод апеллянта о нарушении органом кадастрового учета порядка получения сведений, необходимых для внесения данных в кадастр недвижимости не может быть признан обоснованным.
Требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.
Согласно пункту 2 указанных требований карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Из кадастрового дела следует, что описание границ зоны санитарной охраны произведено ООО "Регион-Гео" на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465 "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г.Челябинска". Названным актом определено, что во второй пояс включается территория, смежная с первым поясом, в которую входит Шершневское водохранилище, р. Миасс до Аргазинского водохранилища и р. Биргильда, установлены территориальные границы второго пояса относительно естественных географических объектов, населенных пунктов и рельефов местности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, наличие в указанном нормативном акте сведений о 16 тригонометрических пунктах, которые являются основными и опорными, не означает запрета на использование информации об иных тригонометрических пунктах, позволяющих более точно определить границы второго пояса зоны санитарной охраны.
Таким образом, обозначение 137 точек, указанных в карте (плане), указанных в постановлении в форме описания границ, не означает установления границ новой зоны санитарной охраны. Их разработка обусловлена исключительно необходимостью внесения сведений о фактически существующей зоне санитарной охраны в кадастр недвижимости в соответствии с требованиями действующего законодательства (часть 5 статьи 15 Закона о кадастре, пункт 17 Правил направления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости).
Исходя из названного, подлежит отклонению ссылка подателя апелляционной жалобы за заключение кадастрового инженера Неустроева С.А.. При этом, судебной коллегией отмечается, что целью выполнения указанного заключения не является правильность выполнения кадастровых работ обществом "Регион-Гео". Каких - либо расхождений составленной карты (плана) и описательной частью Постановления Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465 кадастровым инженером Неустроевым С.А. не выявлено. Таким образом, мнение кадастрового инженера о невозможности однозначного формирования границы зоны санитарной охраны не исключает достоверность документа, послужившего основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Возражения подателя апелляционной жалобы о необходимости предоставления обоснований, предусмотренных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения" подлежат отклонению. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, с 1 июня 2002 года введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Вместе с тем, определение действия во времени и пространстве ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны названными актами не ограничено. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
Поскольку исходя из приведенного выше обоснования внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее существовавшей зоне санитарной охраны не может быть расценено как утверждение (организация) такой зоны, а представляет собой приведение формально-юридических сведений о границах зоны с особыми условиями использования в соответствие с фактическими сведениями о существующей зоне, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о необходимости представления для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне санитарной охраны проекта границ санитарной зоны, решения о его утверждении и установлении зоны санитарной охраны, и санитарно-эпидемиологического заключения.
Доказательств нарушения порядка установления оспариваемой санитарной зоны в соответствии с порядком установления границ такой зоны, определенным пунктом 7 постановления Центрального исполнительного комитета СССР N 96, Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17.05.1937 "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения", а также в соответствии с заключением главного государственного санитарного врача г. Челябинска от 11.10.1973 N 48, на основании которых в рассматриваемом случае были разработаны и утверждены границы санитарной зоны заявителем не представлено.
При изложенных обстоятельствах у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, в силу чего обжалуемые действия следует признать соответствующими закону.
Так же следует признать недоказанным факт нарушения прав и законных интересов заявителя обстоятельством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о санитарной зоне, фактические границы которой были установлены и утверждены задолго до приобретения обществом прав на земельный участок кадастровым номером 74:19:12060007:54 и расположенный на нем объект незавершенного строительства.
Апелляционный суд также отмечает, что общество УК "Заречный" просит признать незаконными действия кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости сведения о границе второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения, без определения границ земельного участка, в границах которых заявитель считает незаконным установление такой санитарной зоны. При этом, им не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов установлением зоны санитарной охраны в той части, которая не обусловлена защитой правовых интересов общества как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 74:19:12060007:54.
Таким образом, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального права, в силу чего оснований для отмены решения суда суд апелляционной инстанции не находит.
Доводы подателя апелляционной жалобы по существу являются повторением изложенных в заявлении мотивов несогласия с действиями ответчика по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости. Анализ указанных мотивов приведен в настоящем постановлении выше в силу чего не требует дополнительной аргументации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2016 по делу N А76-6963/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заречный" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6963/2016
Истец: Министерство экологии Челябинской области, ООО "УК "Заречный"
Ответчик: ООО "РЕГИОН-ГЕО", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Челябинской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области
Третье лицо: Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области, Министерство экологии Челябинской области, ООО "РЕГИОН-ГЕО", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по Челябинской области, Котова Алена Анатольевна (представитель)
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10752/17
30.05.2017 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2865/17
14.02.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15794/16
26.10.2016 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-6963/16