Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А40-129877/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Тулачермет" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2016 года по делу N А40-129877/2016, принятое судьей Ю.Ю. Лакоба, по иску ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) к ПАО "Тулачермет" (ОГРН 1027100507125) о взыскании 777 601,12 руб. денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Короткова В.В. (доверенность от 18.07.2016)
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ПАО "ТУЛАЧЕРМЕТ" о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 777 601, 12 руб. на основании договора от 15.11.2013 N 7-11/141.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2016 г. по делу N А40-129877/16 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в исковых требованиях отказать.
В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного суда РФ от 24.02.2011 года N КАС 11-47 установленной в отношении платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, кроме того считает, что правовая природа платы за пользование инфраструктурой ОАО "РЖД" идентична правовой природе платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для отмены или изменения оспариваемого решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Тулачермет" заключен договор N 7-11/141 от 15.11.2013 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Тулачермет" при станции Присады Московской железной дороги.
Согласно пункта 1 Договора, осуществляется эксплуатация, принадлежащего "Владельцу" железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути N 4 станции Присады через стрелку N 6 обслуживаемого локомотивом "Владельца".
Согласно пункту 5 Договора, подача вагонов на выставочные пути производится по уведомлению. При одновременном нахождении на станции Присады маршрутов с разными грузами допускается право выбора очередной подачи и при наличии возможности у "Перевозчика" по согласованию начальника смены ЖДЦ ОАО "Тулачермет" с ДСП станции Присады.
Согласно пункту 6 Договора, уведомление на передаваемую группу вагонов "Владельцу" передается круглосуточно ДСП станции Присады приемосдатчику "Владельца", с последующим письменным подтверждением, не позднее, чем за 2 (два) часа до подачи, но не ранее 2-х часов с момента последней переданной фактически группы вагонов.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "Перевозчика" на железнодорожные пути общего пользования станции Присады N N 3,4,5,6,7,8,10,14,16,18,20,22, являющиеся выставочными для "Владельца".
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "Владельца" с расстановкой по местам погрузки и выгрузки (пункт 7 договора).
Согласно пункту 8 Договора, количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой "Владельцу", устанавливается не более 72 вагонов по весу 6500 тонн. Владельцем по Договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования является ОАО "Тулачермет". Перевозчиком по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования является ОАО "РЖД".
В период с 01.11.2015 г. по 29.11.2015 г. на станции Присады Московская железная дорога, на железнодорожных путях общего пользования, в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования владельца ПАО "Тулачермет" простаивали груженые вагоны, прибывшие в адрес грузополучателя - ПАО "Тулачермет".
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 45 предусмотрено, что при задержке приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров удостоверяются актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Согласно актам общей формы ОАО "РЖД", вагоны прибывшие в период с 01.11.2015 г. по 29.11.2015 г. на станции Присады в адрес грузополучателя - ПАО "Тулачермет" простаивали на путях общего пользования (инфраструктуры станции). Причина задержки: нарушение ст. 39 Устава ЖДТ, в части несвоевременной уборки с путей общего пользования локомотивом владельца ПАО "Тулачермет" вагонов, находящихся в перевозочном процессе, по причинам, не зависящим от перевозчика. Представитель грузополучателя уведомлен.
Акты общей формы подписаны представителем ОАО "Тулачермет" с возражениями, в связи с прибытием вагонов следовавших как груз до истечения срока доставки.
Согласно Дорожных ведомостей на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, вагоны прибывали на станцию до истечения срока доставки груза, что не противоречит ст. ст. 33, 36 УЖТ РФ. Однако, ПАО "Тулачермет" вагоны в путей общего пользования принимались несвоевременно.
Как усматривается из материалов дела, вагоны подавались ПАО "Тулачермет" в установленный договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования нормативный срок, по уведомлению, в количестве, не превышающем 72 вагона.
Вина ПАО "Тулачермет" в простое вагонов на путях общего пользования станции Присады подтверждается несоблюдением владельца пути необщего пользования Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Тулачермет" и станции примыкания Присады Московской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", в части несвоевременной уборки вагонов локомотивом ПАО "Тулачермет".
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта РФ установлено, что сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной с рок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя их Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилам и исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузам и поданы для выгрузки грузополучателям или владельцем железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилам и исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом)и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла в следствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем с оставляется акт общей формы.
В соответствии со ст.36 УЖТ РФ, п. 14 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утверждённых приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 года, по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать груз грузополучателю, а грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз и оплатить причитающиеся перевозчику платежи.
Статьей 39 УЖТ РФ (ч.ч. 11,12) установлено, что за время нахождения вагонов с грузом, на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Согласно статье 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ч. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со статьей 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.
В соответствии со ст. с т. 309,310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Акты общей формы подписаны представителем ОАО "Тулачермет" с возражениями, в связи с прибытием вагонов следовавших как груз до истечения срока доставки.
Согласно дорожным ведомостям на перевозку грузов (кроме наливных) повагонной отправкой, вагоны прибывали на станцию до истечения срока доставки груза, что не противоречит ст. ст. 33, 36 УЖТ РФ.
Статьей 39 УЖД РФ предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Грузополучатель должен регулировать отгрузку груза по датам в соответствии с принятыми заявками, согласованными в установленном порядке. Материалами дела подтверждается, что заявки на перевозку груза согласованы сторонами на период с 01.11.2015 по 29.11.2015. Вагоны, доставленные истцом в согласованный сторонами в заявках период, считаются доставленными в срок. Невозможность обеспечить своевременную уборку с путей общего пользования прибывших в его адрес вагонов обусловлена действиями ответчика, то есть нахождение вагонов на путях общего пользования сверх предусмотренного договором срока вызвано причинами, зависящими от ответчика-грузополучателя.
Таким образом, соглашением сторон предусмотрена обязанность ответчика по оплате простоя вагонов на путях станции в ожидании их подачи или приема.
С учетом изложенного, истцом в соответствии со ст. 119 УЖТ РФ были составлены акты общей формы, на основании которых начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 777 601, 12 руб.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Расчет истца проверен судом первой инстанции, признан обоснованным и подтвержденным материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судебной коллегией ввиду следующего.
Статья 39 УЖД РФ предусматривает четыре вида платы, плательщиков и получателей таковой платы, основания и размер их взимания: плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса, а также плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Частью 12 ст. 39 УЖД РФ, установлена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава.
Исходя из приведенного объектного перечня, законодатель не ограничился не принадлежащими перевозчику вагонами и контейнерами, а установил обязанность по внесению платы за все объекты железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности.
В апелляционной жалобе ответчик утверждает, что обязательства по приему вагонов на ж.д. пути необщего пользования ПАО "Тулачермет" были осуществлены в пределах установленного законом срока доставки груза, с учетом загруженности путей необщего пользования, вследствие неритмичного движения по сети РФ. В связи с чем, досрочная доставка груза лежит в зоне ответственности ОАО "РЖД".
Исходя из актов общей формы, памяток подачи, сведений транспортной накладной усматривается, что вагоны в установленный срок с путей общего пользования станции не забирали. Обращения в адрес ДС о загруженности п/п необщего пользования в спорный период не поступало.
На основании ст. 11 ч 3 УЖД РФ заявка на перевозку грузов предоставляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного ж.д. пути необщего пользования.
Грузополучатель должен регулировать отгрузку груза по датам в соответствии с принятыми заявками, согласованными в установленном порядке. Так, заявки, представленные в материалы дела на спорный период были согласованы сторонами и подписаны по ЭЦП представителями грузоотправителя и перевозчика. В связи с этим, вагоны, доставленные в период согласованный в вышеуказанной заявке, доставлены в срок.
В Прейскуранте N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" установлена плата за инфраструктуру и локомотив, тарифные ставки зависят от расстояния перевозок, но тариф (ставка) никак не связан со сроком доставки. При расчете тарифа не затрагивается такая составляющая как "доставка груза", так как тариф рассчитан за километры, за локомотив часы, но нигде не отражено, что он рассчитан "от срока доставки".
Таким образом, в данном случае плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта не может входить в состав железнодорожного тарифа за перевозку грузов.
Кроме того, в соответствии с договором перевозки (ст. 25 Устава железнодорожного транспорта РФ), договор считается исполненным в срок, если перевозчик доставил груз получателю; подтверждением завершения договора перевозки является раскредитованная накладная (это электронная накладная, подписанная ЭЦП в АС ЭТРАН документа о получении груза).
В представленных в материалы дела дорожных ведомостях имеется отметка о "завершении операции", подпись представителей ПАО "Тулачермет" - ЭЦП. Следовательно, накладная раскредитована - договор перевозки завершен. После этого, на основании актов общей формы, происходит начисление платы согласно ст. 39 УЖД РФ.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2016 года по делу N А40-129877/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129877/2016
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ПАО тулачермет