г. Челябинск |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А76-5049/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фортум" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2016 по делу N А76-5049/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Фортум" - Сибатров И.Ю. (доверенность от 09.09.2016), Ильясова Л.Р. (доверенность от 05.09.2016);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Миклина Ю.Б. (доверенность от 09.01.2017), Кудашева Е.Ю. (доверенность от 09.01.2017).
Открытое акционерное общество "Фортум" (далее - заявитель, ОАО "Фортум", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) от 03.12.2015 N 60/6 "Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Фортум" для закрытого акционерного общества "Инчер-2" и обязании установить экономически обоснованную плату за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Фортум" объекта "сервисно-офисный комплекс административно-бытового назначения" по адресу: Копейское шоссе в Ленинском районе г. Челябинска для ЗАО "Инчер-2" (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третье лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Инчер-2" (далее - ЗАО "Инчер-2", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.11.2016 в удовлетворении требований отказано.
ОАО "Фортум" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "Фортум" указывает, что в рассматриваемой ситуации строительство тепловой сети в целях подключения заявителем объекта третьего лица осуществляется за счет средств последнего, средства федерального бюджета не привлекаются. Следовательно, положения письма Минстроя России от 27.03.2015 N 8760-ЮР на заявителя распространяться не могут, вне зависимости от применения при расчете стоимости строительства нормативов цены строительства (далее - НЦС).
Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что расходы на строительство тепловых сетей на основании НЦС 2014 года правомерно учтены без применения индекса-дефлятора, считает его необоснованным.
Также общество считает, что вывод о том, что расходы на экспертизу промышленной безопасности (далее - ЭПБ) включены в состав НЦС, суд первой инстанции сделал ошибочно, полагая о том, что такие расходы являются составной частью проектно-сметной документации.
Вывод суда первой инстанции о том, что выполнение работ по монтажу вновь построенных трубопроводов невозможно без учета выполнения мероприятий по экспертизе промышленной безопасности таких трубопроводов и учета их стоимости, также не является обоснованным.
В рассматриваемой ситуации для подключения объекта третьего лица требуется выполнение работ как по монтажу оборудования, так ЭПБ такого оборудования. При этом экспертиза промышленной безопасности является самостоятельным мероприятием, осуществляемым после завершения всех работ, в том числе, по монтажу оборудования и до начала его эксплуатации. Иными словами, экспертиза промышленной безопасности не предшествует монтажу и не проводится одновременно с ним.
В этой связи, вывод суда первой инстанции о том, что выполнение работ по монтажу вновь построенных трубопроводов невозможно без выполнения их экспертизы промышленной безопасности, не соответствует положениям вышеприведенных норм.
Общество полагает, что в соответствии с письмом ФАУ "ФЦЦС" от 03.06.2016 N ИС1332/16 затраты на техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды следует учитывать дополнительно. В этой связи, вывод суда о том, что иные затраты, не включенные в НЦС, к дополнительному учету не предусмотрены, противоречит указанным разъяснениям.
Кроме того, ОАО "Фортум" указало, что возражения в части расходов по уплате налога на прибыль сводятся к тому, что в составе платы за подключение объекта третьего лица не учтены расходы по уплате налога на прибыль в сумме 16 687 руб. 07 коп., исходя из суммы исключенных затрат на экспертизу промышленной безопасности, внеплановое техническое освидетельствование, а также затрат, исключенных в связи с неприменением индекса-дефлятора на 2015 год: (41 525 руб. + 11 742 руб. 81 коп. + 13 480 руб. 45 коп.) х 25 %. Доводов о необоснованности примененной Министерством методики при расчете расходов по уплате налога на прибыль, ОАО "Фортум" не заявляло.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третье лицо не явилось. С учетом мнения заявителя и заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявлением от 09.11.2015 N АД-74-17/14573 (т.1 л.д. 19-20) ОАО "Фортум" направило в Министерство расчетные и обосновывающие материалы для установления в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения объекта "Сервисно-офисный комплекс административно-бытового назначения" по Копейскому шоссе в Ленинском районе г. Челябинска для ЗАО "Инчер-2" в размере 260 939 руб. 30 коп. с НДС (221 135 руб. без НДС).
К заявлению были приложены следующие документы: заявка ЗАО "Инчер-2", Приложение N 1 - пояснительная записка, Приложение N 2,3 - расчет платы за подключение, справка о наличии резерва, Приложение N 4,5 - копия правоустанавливающих документов, регистрационных документов, Приложение N 6, 7 - копии договора оказания услуг "Проведение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов горячей воды после реконструкции 2015 года для ЧТС филиала ОАО "УТСК", договора оказания услуг "Проведение первичного и внеочередного технического освидетельствования трубопроводов ЧТС филиала ОАО "УТСК" (т.1 л.д.21-22, 86-90, т.2 л.д.1-69).
Письмом N 15/4780 от 30.11.2015 ОАО "Фортум" извещено о рассмотрении вопроса об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения (т.1 л.д.97).
Постановлением от 03.12.2015 N 60/6 Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области установило плату за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Фортум" для ЗАО "Инчер-2" в размере 86 805 руб. (без учета НДС) с разбивкой стоимости мероприятий, осуществляемых при подключении, согласно приложению к постановлению.
ОАО "Фортум" полагая, что указанное постановление 03.12.2015 N 60/6 не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы общества при осуществлении хозяйственной деятельности, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление Министерства от 03.12.215 N 60/6 "Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ОАО "Фортум" для ООО "Инчер-2" соответствует законодательству Российской Федерации, а также принято с соблюдением установленного порядка.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы с учетом требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Данным законом плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определена как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения.
Утверждение правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию.
Согласно ст. 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статьей 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (п. 9 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 10 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с Законом о теплоснабжении Правительство Российской Федерации издало постановление от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее, соответственно, Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
Согласно пункту 13 Основ ценообразования регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования орган регулирования наделен полномочиями по проведению экспертизы предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
В силу п. 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения (далее - плата за подключение) определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке.
Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
Как установлено п. 108 Основ ценообразования, в случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, как в настоящем случае, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и безканальная) и надземная (наземная)).
Согласно п. 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Пунктом 111 Основ ценообразования предусмотрено, что стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
При этом согласно п. 33 Основ ценообразования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (пункт).
Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания N 760-э), которые предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в том числе платы за подключение к системе теплоснабжения.
Согласно п. 166 Методических указаний N 760-э в целях установления платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки теплоснабжающая (теплосетевая) организация на очередной расчетный период регулирования представляет в орган регулирования следующие материалы:
1) расчет расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей в соответствии с приложением 7.1 к данным Методическим указаниям;
2) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.2 к данным Методическим указаниям;
3) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.3 к данным Методическим указаниям;
4) расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.4 к настоящим Методическим указаниям;
В силу п. 170 Методических указании N 760-э плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, состоит из:
1) расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей;
2) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч;
3) расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч;
4) налога на прибыль.
Согласно п. 173 Методических указании N 760-э расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.
Согласно Приложению 7 к Методическим указаниям N 760-э расчет платы за подключение к системе теплоснабжения производится в том числе, исходя из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые являются самостоятельным видом расходов и не охватываются расходами на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов.
Исходя из изложенных норм, суд первой инстанции верно указал, что размер платы за подключение определяется как сумма:
1. расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые определяются регулируемой организацией самостоятельно, но с учетом экономической обоснованности таких расходов, на основании принципов и с использованием данных раздельного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения и учетной политикой регулируемой организации, в отношении регулируемого вида деятельности - подключение к системе теплоснабжения;
2. расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, которые определяются по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (НЦС) и не могут их превышать;
3. расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов, которые определяются по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (НЦС) и не могут их превышать;
4. налога на прибыль.
По факту исключения Министерством из расчёта индивидуального тарифа на подключение ЗАО "Инчер-2" индекса инфляции суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Пунктом 173 Методических указаний установлено, что расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.
Таким образом, индекс инфляции при расчёте платы за подключение применяется только при отсутствии укрупненных сметных нормативов и не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, с учетом индексов изменения сметной стоимости.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 N 506/пр утверждены для применения в 2014 году и внесены в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр сметных нормативов) укрупненные нормативы цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - НЦС), предназначенные для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направленных на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Письмом от 27.03.2015 N 8760-ЮР/08 Минстрой России в рамках реализации своих полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности сообщил, что учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и в рамках проводимых антикризисных мер при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, в 2015 году необходимо руководствоваться НЦС, утвержденными на 2014 год.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерством правомерны учтены расходы на строительство тепловых сетей на основании НЦС 2014 года без применения индекса дефлятора.
В части исключения Министерством расходов на проведение экспертизы промышленной безопасности трубопровода суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Министерством стоимость строительства тепловых сетей принята с применением государственных сметных нормативов, утвержденных приказом Минстроя России от 28.08.2014 N 506/пр от 28.08.2014 (НЦС 81-02-13-2014 Наружные тепловые сети).
Укрупненные нормативы цены строительства разработаны на основе ресурсно-технологических моделей, в основу которых положена проектно- сметная документация по объектам-представителям. Проектно-сметная документация объектов-представителей имеет положительное заключение государственной экспертизы и разработана в соответствии с действующими нормами проектирования.
Проектно-сметная документация объектов содержит основные требования к монтажу. Монтаж и технический надзор за строительством сетей производится согласно Правилам промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116) (далее - ФНП). ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования. Таким образом, выполнение работ по монтажу вновь построенных трубопроводов не возможно без учета выполнения указанных работ, а следовательно, и учета стоимости таких работ в проектно-сметной документации по объектам-представителям.
Таким образом, НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства тепловых сетей в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.
В соответствии с действующим законодательством (п.173 Методических указаний) ОАО "Фортум" вправе представить в обоснование своих расходов по подключению объекта конкретного заявителя расчеты с учетом федеральных единичных расценок 2001 года, рекомендуемых Министерством регионального развития Российской Федерации. Для подключения объекта заявителя ЗАО "Инчер-2" регулируемая организация ОАО "Фортум" выбрала способ расчет расходов с учетом НЦС.
Разъяснения ФАУ "Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" от 03.06.2016 N Ис-1332/16 не могут являться официальными разъяснениями Минстроя России, так как в силу в полномочия ФАУ "Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" не входят функции по даче разъяснений относительно принятых Минстроем России нормативных правовых актов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что Министерство правомерно исключило повторно предъявленные к учету расходы на выполнение мероприятий по осуществлению экспертизы промышленной безопасности трубопровода.
В части исключения Министерством расходов на внеплановое техническое освидетельствование трубопровода суд первой инстанции указал следующее.
Как указано выше, НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства тепловых сетей в нормальных (стандартных условиях) условиях, не осложнённых внешними факторами.
Согласно технической части к НЦС 81-02-13-2014 "Наружные тепловые сети" НЦС не учтены и, при необходимости, могут учитываться дополнительно:
1) прочие затраты подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам (командировочные расходы, перевозка рабочих, затраты по содержанию вахтовых поселков), плата за землю и земельный налог в период строительства.
2) компенсационные выплаты, связанные с подготовкой территории строительства (снос ранее существующих зданий, перенос инженерных сетей и т.д.), а также дополнительные затраты, возникающие в особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах, а также стесненных условиях производства работ) следует учитывать дополнительно.
3) при прокладке сетей в стесненных условиях застроенной части города к показателям применяется коэффициент 1,06.
Иные затраты к дополнительному учету не предусмотрены. Таким образом, у Министерства отсутствуют основания для учета затрат на внеплановое техническое освидетельствование трубопровода, заявленных ОАО "Фортум" дополнительно сверх затрат предусмотренных расценками НЦС.
Таким образом, расходы, заявленные ОАО "Фортум" сверх укрупненных сметных нормативов, исключены Министерством правомерно согласно пункту 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Также судом первой инстанции установлено, что заявителем в рамках настоящего дела оспаривается исключение Министерством при расчете платы за подключение затрат по уплате налога на прибыль в сумме 121 051 руб. 72 коп. без НДС, которые Министерство не обосновано не учло при определении платы за подключение объекта к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 170 Методических указаний от 13.06.2013 N 760-э налог на прибыль, отнесенный к плате за подключение, рассчитывается исходя из фактических расходов на уплату налога на прибыль, отнесенных на деятельность по подключению к системе теплоснабжения по данным раздельного учета по видам регулируемой деятельности в предшествующем расчетном периоде регулирования, и плановой на очередной расчетный период регулирования суммарной подключаемой тепловой нагрузки объектов заявителей.
Источником компенсации фактически понесенного налога на прибыль в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, и Методическими указаниями от 13.06.2013 N 760-э является устанавливаемая в соответствии с данными нормативными актами плата за подключение к системе теплоснабжения и которая будет оплачена последующими абонентами, подключаемыми к системе теплоснабжения теплоснабжающей организации.
В связи с отсутствием инвестиционной программы ОАО "Фортум", устанавливающей размер подключаемой нагрузки заявителей на 2016 год и подтверждение обязательного ввода объектов в эксплуатацию, Министерством данные расходы учтены как балансовая прибыль организации на экономически обоснованном уровне.
Расчёт налога на прибыль (Н), отнесённого к плате за подключение, выполнен Министерством, для ЗАО "Инчер-2", по формуле 121 Методических указаний от 13.06.2013 N 760-э и равен 17 360 руб. 98 коп. или 61 783 руб./Гкал/ч.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебного акта отсутствуют.
В рамках рассмотрения апелляционной жалобы доказательств несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела заявителем не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2016 по делу N А76-5049/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фортум" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5049/2016
Истец: ОАО "ФОРТУМ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Уральская теплосетевая компания", ЗАО "Инчер-2", ООО "Инчер -2"