Требование: о взыскании долга, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
14 февраля 2017 г. |
Дело N А83-760/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2017.
В полном объёме постановление изготовлено 14.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Баукиной Е.А. и Елагиной О.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саматовой М.А.,
при участии представителя от общества с ограниченной ответственностью "Новое Поколение-1" - Третьяк А.И., доверенность от 18.01.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 ноября 2016 года по делу N А83-760/2016 (судья Белоус М.А.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Новое Поколение-1" к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о взыскании 134 246,72 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новое Поколение-1" (далее - ООО "Новое Поколение-1") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о взыскании задолженности по оплате услуг в соответствии с договорами от 07.04.2014 и от 19.07.2014 в размере 120 001,72 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 245 руб.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказался от иска в части взыскания с Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 245 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 11.11.2016 принят отказ ООО "Новое Поколение-1" от исковых требований в части взыскания с Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 14 245,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11 ноября 2016 года исковые требования в сумме 120 001,72 руб. удовлетворены. Взысканы с Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в пользу ООО "Новое Поколение-1" задолженность по договорам от 07.04.2014, от 19.07.2014 в размере 120 001,72 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4600,00 руб. Возвращена ООО "Новое Поколение-1" из Федерального бюджета часть государственной пошлины в размере 500,00 руб., уплаченная платежным поручением N 23 от 19.01.2016.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ООО "Новое Поколение-1" к Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о взыскании задолженности отказать в полном объеме.
До начала судебного заседания 27.01.2017 от ООО "Новое Поколение-1" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения.
Ответчик, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителя не направил, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 07.04.2014 между исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета (заказчик) и ООО "Новое Поколение-1" (исполнитель) заключен договор N 3, согласно условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по составлению сметной документации на капитальный ремонт тротуарного покрытия переулка между ул. Южная и ул. Первомайская в пгт. Черноморское Республики Крым ( п.1.1. договора)( далее - договор от 07.04.2014 N 3).
Согласно п.3.1. договора от 07.04.2014 N 3 за оказанные услуги, указанные в настоящем договоре, заказчик производит оплату в сумме 12 19,67 руб., в том числе НДС 186,05 руб.
Исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета и ООО "Новое Поколение-1" 08.08.2014 подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг на сумму 1 219,67 руб., в том числе НДС 186,05 руб. (т.1, л.42 (оборот).
07.04.2014 между исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета (заказчик) и ООО "Новое Поколение-1" (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту тротуарного покрытия переулка между ул. Южная и ул. Первомайская в пгт. Черноморское, Республики Крым (далее - договор от 07.04.2016).
Согласно пункту 1.1 договора от 07.04.2016 заказчик поручает выполнить работы по капитальному ремонту тротуарного покрытия переулка между ул. Южная и ул. Первомайская в пгт. Черноморское, Республики Крым, а подрядчик на собственный риск согласно сметной документации, договорной цены и условий договора обеспечивает выполнение предусмотренных настоящим договором работ.
В соответствии с пунктом 2.2 договора от 07.04.2016 расчет по договору осуществляется заказчиком в течение 20-ти рабочих дней после подписания сторонами акта приёмки выполненных работ (оказанных услуг), путем перечисления денежных средств на счет подрядчика по реквизитам, указанным в счете.
Согласно пункту 5.1 договора от 07.04.2016 сдача-приемка выполненных работ осуществляется сторонами путем подписания акта приемки выполненных работ (предоставленных услуг).
Исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета и ООО "Новое Поколение-1" подписан акт выполненных работ по форме КБ-2в и справка о стоимости выполненных строительных работ и затратах всего на сумму 60 217,51 руб.
10.11.2015 исх. N 366 ООО "Новое Поколение-1" направило в адрес Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым претензию с требованием оплаты задолженности за выполненные в 2014 году работы по договору от 07.04.2014 на общую сумму 61 437,18 руб.
19.07.2014 между исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета (заказчик) и ООО "Новое Поколение-1" (исполнитель) заключен договор N 4 (далее - договор от 19.07.2014 N4), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по составлению сметной документации на капитальный ремонт тротуаров по ул. Парковая в пгт. Черноморское Республики Крым (п.1.1. договора от 19.07.2014 N4).
Исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета и ООО "Новое Поколение-1" 19.08.2014 подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг 2316,61 руб.(т.1, л.30 (оборот).
19.07.2014 между исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета (заказчик) и ООО "Новое Поколение-1" заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту тротуара по ул. Парковая в пгт. Черноморское, Республики Крым (далее - договор от 19.07.2014 ), по условиям которого заказчик поручает выполнить работы по капитальному ремонту тротуара по ул. Парковая в пгт. Черноморское, Республики Крым, а подрядчик на собственный риск согласно сметной документации, договорной цены и условий договора, обеспечивает выполнение предусмотренных настоящим договором работ (пункт 1.1 договора).
Договорная цена работ согласно условиям договора и сметной документации составляет 294 284,40 руб., в т.ч. НДС (п.2.1. договора от 19.07.2014).
Согласно п. 2.3 договора от 19.07.2014 окончательный расчет по договору осуществляется заказчиком в течение 20-ти рабочих дней после подписания сторонами акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) путем перечисления денежных средств на счет подрядчика по реквизитам указанным в счете.
Согласно пункту 5.1 договора от 19.07.2014 сдача-приемка выполненных работ осуществляется сторонами путем подписания акта приемки выполненных работ (предоставленных услуг).
Исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета и ООО "Новое Поколение-1" подписан акт выполненных работ по форме КБ-2в и справка о стоимости выполненных строительных работ и затратах всего на сумму 56 247,92 руб.
Претензий относительно выполненных работ от ответчика в адрес истца не поступало.
ООО "Новое Поколение-1" 21.10.2014 направило в адрес ликвидационной комиссии Черноморского поселкового совета претензию исх. N 177 с требованием оплаты задолженности за оказанные услуги на общую сумму 809 459,70 руб.
10.11.2015 исх. N 365 ООО "Новое Поколение-1" направило в адрес Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым претензию с требованием оплаты задолженности за выполненные в 2014 году работы по договору от 19.07.2014 на общую сумму 58 564,54 руб. (т.1, л.32).
Ссылаясь на то, что Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым выполненные работы по договорам не оплачены, в связи с чем за ним образовалась задолженность, ООО "Новое Поколение-1" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Заключенные между сторонами договора по своей правовой природе являются договорами подряда, что регулируется главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статей 309, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, в сроки, предусмотренные обязательством.
Статья 310 ГК РФ не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Как явствует из материалов дела, между исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета и ООО "Новое Поколение-1" заключены договоры от 07.04.2014 N 3, договор от 07.04.2016, от 19.07.2014 N 4, от 19.07.2014.
Факт выполнения работ по указанным выше договорам подтверждается актами выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат, актами сдачи-приемки оказанных услуг, подписанными сторонами без замечаний, размер задолженности ответчиком не оспаривается.
Срок оплаты установленный договорами наступил, однако обязательства по оплате исполнены не были.
Доказательств оплаты результатов работ ответчиком в материалы дела не представлено.
В отсутствие доказательств оплаты по договорам суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований о взыскании задолженности по договорам от 07.04.2014, от 19.07.2014 в размере 120001,72 руб., поскольку основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ подрядчиком.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01.01.2015 действует переходный период, в течение которого, урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В силу частей 2 и 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ, до избрания органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии со статьей 26 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" от 21.08.2014 N 54-ЗРК (далее - ЗРК) с изменениями, - до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
Статьей 40 ЗРК предусмотрено, что полномочия вновь избранных представительных органов муниципальных образований, созданных в соответствии с Законом Республики Крым от 05.06.2014 N 16-ЗРК "О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым", начинаются в день открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования.
Полномочия городских, районных, поселковых и сельских советов, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, заканчиваются в день открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования.
Полномочия городского, поселковых и сельских советов, а также городского, поселковых и сельских голов города, поселков, сел, не входящих в состав районов Республики Крым, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, прекращаются в день открытия первой сессии представительного органа первого созыва соответствующего городского округа.
Согласно статье 43 ЗРК полномочия исполнительных органов городского, поселковых и сельских советов города, поселков, сел, не входящих в состав районов Республики Крым, действующих на момент проведения выборов 14.09.2014, заканчиваются в день образования на соответствующих территориях территориальных органов администраций городских округов, но не позднее 01.11.2014.
Пунктом 6 статьи 26 ЗРК определено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическим лицами.
Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Решением Черноморского сельского совета от 14.01.2015 N 60 "О правопреемстве администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в части выполнения договорных отношений" определено, что Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым является функциональным правопреемником в части выполнения договорных отношений, возникших на основании заключения договоров по закупкам товаров, работ и услуг за бюджетные средства между исполнительным комитетом Черноморского поселкового совета и физическими (юридическими) лицами" согласно приложению.
Решением Черноморского сельского совета от 27.02.2015 N 105 "О внесении изменений в решение 12-ого (внеочередного) заседания 1 -го созыва Черноморского сельского совета от 14 января 2015 года "О правопреемстве администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в части выполнения договорных отношений" решение дополнено пунктом 2 следующего содержания: "Определить органы местного самоуправления Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым правопреемником прав и обязанностей в сфере земельных и имущественных отношений, возникших между органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым, на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территориям муниципального образования Черноморское сельское поселение и иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами".
В соответствии со ст.2 Устава муниципального образования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республики Крым (далее - Устав) в состав территории Поселения входит поселок городского типа Черноморское.
Согласно статей 7, 51 Устава исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района, которая входит в структуру органов местного самоуправления Поселения.
В силу статьи 53 Устава администрация Поселения выступает заказчиком работ по благоустройству Поселения.
Таким образом, поскольку полномочия исполнительного комитета Черноморского поселкового совета перешли к администрации Поселения, правопреемником исполкома по договорам является администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения Администрацией Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым обязательств по договорам от 07.04.2014, от 19.07.2014 в части оплаты стоимости выполненных истцом подрядных работ в сумме 120 001,72 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что договоры подписаны ненадлежащим лицом, отклоняется судебной коллегией, поскольку договоры содержат оттиск печати исполнительного комитета Черноморского поселкового совета. Об утере (хищении) печати либо фальсификации первичных документов ответчик не заявлял, доказательств выполнения спорных работ иным лицом не представил.
Довод апелляционной жалобы о том, что денежные обязательства по вышеуказанным договорам не были зарегистрированы в территориальном органе Государственной казначейской службы в Украине в установленном законом порядке не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку указанное правило не означает прекращение гражданско-правового обязательства, а лишь регламентирует вопросы бюджетного учета соответствующих денежных сумм.
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Таким образом, оспариваемый судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам, исследованным доказательствам. Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
В порядке пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 ноября 2016 года по делу N А83-760/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-760/2016
Истец: ООО "Новое поколение-1"
Ответчик: Администрация Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым