Требование: о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А71-11749/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 ноября 2016 года (мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016 года), принятое судьей Коньковой Е.В. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А71-11749/2016,
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ИНН 1835016228, ОГРН 1021801656854)
к обществу с ограниченной ответственностью "Колос" (ИНН 1804009774, ОГРН 1111828000393)
о взыскании 80025 руб. 60 коп. предоставленной субсидии
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Колос" (далее - ответчик, общество) о взыскании 80 025 руб. 60 коп. предоставленной субсидии на оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2016 года (мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016 года) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Министерство указывает на то, что оснований для применения ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 3.3 договора о предоставлении субсидий от 27.03.2014 N 109 не имеется, поскольку факт неблагоприятных условий в 2014 году обществом не доказан, кроме того, режим чрезвычайной ситуации на территории Удмуртской Республики в 2014 году введен не был.
Ответчиком письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", Государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 N 102, в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.03.2014 N 83 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" между истцом и ответчиком заключен договор о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства Удмуртской Республики от 27.03.2014 N 109, согласно которому Министерство (истец) обеспечивает получателю субсидий (ответчик) предоставление субсидий, указанных в приложении N 1, а получатель субсидий обязуется выполнить все условия, предусмотренные договором.
В соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства Удмуртской Республики от 13.03.2014 N 43, от 30.09.2014 N 410, от 01.10.2014 N 417, от 06.03.2014 N 39, от 29.09.2014 N 408, от 01.10.2014 N 416, от 06.11.2014 N 489 ответчику рассчитана и перечислена субсидия в общей сумме 522815 руб., в том числе на зерновые и зернобобовые культуры - 54750 руб., на картофель и овощи -250080 руб., на однолетние травы - 116510 руб., на многолетние травы - 58000 руб.
Указывая на нарушение ответчиком условий предоставления субсидии (невыполнение объема производства картофеля на 32%), истец обратился к ответчику с требованием от 17.08.2015 N 03331-02/8 о возврате субсидии в сумме 80 025,60 руб.
Поскольку ответчик требование оставил без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 3.3 договора: установленные договором показатели результативности не были достигнуты в связи с имевшими место агрометеорологическими опасными явлениями, что является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение условий предоставления субсидии (статья 401 ГК РФ, пункт 3.3 договора о предоставлении субсидий от 27.03.2014 N 109).
Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст.78 БК РФ, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно п. 18 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.03.2014 N 83, субсидия предоставляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством и заявителем.
Заключенным сторонами договором от 27.03.2014 N 109 предусмотрено обязательство получателя субсидии предоставлять в Министерство отчетность о достижении целевых показателей результативности использования субсидий в 2014 году, указанных в приложении N 1 к договору (пункт 2.2.2).
Приложением N 1 к договору предусмотрены целевые показатели результативности по объему производства картофеля на 2014 год: 1918 тонн.
В силу п. 3.2 договора в случае установления факта недостижения показателя результативности использования субсидии, определенного для соответствующего вида субсидии, получатель субсидии обязан вернуть предоставленные средства по соответствующей субсидии в объеме, пропорциональном объему невыполнения показателя (в процентном соотношении) в месячный срок с момента выявления указанных нарушений.
Согласно представленному ответчиком отчету о достижении целевых показателей результативности использования субсидий за 2014 год объем производства картофеля составил 1300 тонн, или 68% от плановых показателей.
В соответствии с расчетом истца подлежащая возврату в бюджет субсидия составила 80 025,60 руб. (32%).
Однако пунктом 3.3. договора о предоставлении субсидий от 27.03.2014 N 109 предусмотрено, что в случае если установленные значения показателей результативности использования субсидий не достигнуты в силу обстоятельств, связанных с введением режима чрезвычайной ситуации на территории Удмуртской Республики, метеорологическими и агрометеорологическими опасными явлениями непреодолимой силы, объем субсидий на текущий финансовый год не будет подлежать сокращению.
В соответствии с п. 3.4 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения "опасное метеорологическое явление" - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
Согласно п. 3.1.3 "РД 52.88.699-2008. Руководящий документ. Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений" (введен в действие Приказом Росгидромета от 16.10.2008 N 387) опасное природное явление - это гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб. К гидрометеорологическим явлениям относятся агрометеорологические явления - метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции.
Типовой перечень опасных природных явлений содержится в приложении А к РД 52.88.699-2008 в частности к ним относятся:
- продолжительный сильный дождь - дождь с короткими перерывами (не более 1 ч) с количеством осадков не менее 100 мм (в ливнеопасных районах с количеством осадков не менее 60 мм) за период времени более 12 ч, но менее 48 ч, или 120 мм за период времени более 2 сут.;
- заморозки - понижение температуры воздуха и /или поверхности почвы (травостоя) до значений ниже 0 °С на фоне положительных средних суточных температур воздуха в периоды активной вегетации сельхозкультур или уборки урожая, приводящее к их повреждению, а также к частичной или полной гибели урожая сельхозкультур,
- переувлажение почвы - в период вегетации сельхозкультур в течение 20 дней (в период уборки в течение 10 дней) состояние почвы на глубине 10 - 12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое или текучее; в отдельные дни (не более 20% продолжительности периода) возможен переход почвы в мягкопластичное или другое состояние,
- засуха атмосферная - в период вегетации сельхозкультур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25 °С (в южных районах РФ - выше 30 °С). В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов
- засуха почвенная - в период вегетации сельхозкультур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0 - 20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0 - 100 см были менее 50 мм,
- раннее появление или установление снежного покрова - появление или установление снежного покрова (в том числе временного) любой величины раньше средних многолетних сроков на 10 дней и более.
Из общедоступных сведений по прогнозам погоды за 2014 год в Воткинском районе Удмуртской Республики, а также обстоятельств, установленных вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Удмуртской Республики по делам N N А71-11742/2016, А71-11748/2016 и др., следует, что в 2014 г. имели место неблагоприятные погодные условия, которые действительно препятствовали достижению целевых показателей результативности использования субсидий. В периоды развития спорных сельхозкультур имелись неблагоприятные природные явления, которые по своим показателям были близки к опасным явлениям и могли повлиять на всходы, рост и развитие спорных сельскохозяйственных растений и, как следствие, на объем произведенной ответчиком сельхозпродукции.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 3.3 договора, которые являются основанием для освобождения получателя субсидии от ответственности за неисполнение условий ее предоставления.
Само по себе применение судом к рассматриваемым отношениям пункта 3 ст. 401 ГК РФ не свидетельствует о необоснованности выводов суда.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2016 года (мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016 года) по делу N А71-11749/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11749/2016
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "Колос"