Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2017 г. N Ф07-4718/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А56-34687/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: Пономарев П.Н., доверенность от 24.08.2016,
от ответчика: Покровская В.С., доверенность от 25.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31998/2016) АО "Морской порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2016 по делу N А56-34687/2016 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербург"
о взыскании,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, Железная дорога) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ответчик, Порт) о взыскании платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 542.484 руб. 20 коп.
В процессе рассмотрения дела, ответчик заявил о смене фирменного наименования на акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истец представил отзыв, в котором возражал по доводам жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.11.2010 между ОАО "РЖД" и ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" заключен договор N 19/М (далее - договор) в редакции протокола согласования разногласий от 19.12.2013, согласно которому локомотивом Железной дороги осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования при станции Автово Октябрьской ж.д.
Из пункта 14 договора следует, что на железнодорожном пути необщего пользования установлены технологические нормы на погрузку и выгрузку в соответствии с приложением N 2.
Норма по погрузке и выгрузке на один вагон на 102 причале (пути N N 10, 13) составляет - 0,30 час.
Согласно пункту 17.2. договора владелец уплачивает ОАО "РЖД" сборы, платы, штрафы и иные суммы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), в том числе согласно статье 39.
В октябре 2015 года на станцию Автово Октябрьской ж.д. в адрес ответчика следовали 47 порожних вагона.
На промежуточной станции Санкт-Петербург-Балтийский Октябрьской ж.д. 14.10.2015 в 15 час. 49 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно: нарушения грузополучателем технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
18.10.2015 в 04 час. 00 мин. задержанные выгоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 18.10.2015 N 6/764, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 14.10.2015 и 18.10.2015.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании пункта 17.2 договора, статьи 39 Устава, ответчику была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 7581,69 руб. (с НДС).
В октябре 2015 года на станцию Автово Октябрьской ж.д. в адрес ответчика следовали 47 порожних вагонов.
На промежуточной станции Среднерогатская Октябрьской ж.д. 09.10.2015 в 17 час. 16 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно: нарушения грузополучателем технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
12.10.2015 в 04 час. 17 мин. задержанные выгоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 12.10.2015 N 6/744, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 09.10.2015 и 12.10.2015.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании пункта 17.2 договора, статьи 39 Устава, ответчику была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 10199,45 руб. (с НДС).
В октябре 2015 года на станцию Автово Октябрьской ж.д. в адрес ответчика следовали 37 порожних вагонов.
На промежуточной станции Санкт-Петербург-Балтийский Октябрьской ж.д. 14.10.2015 в 13 час. 56 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно: нарушения грузополучателем технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
27.10.2015 в 18 час. 35 мин. задержанные выгоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 28.10.2015 N 6/790, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 14.10.2015 и 28.10.2015.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании пункта 17.2 договора, статьи 39 Устава, ответчику была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 188 835,18 руб. (с НДС).
В октябре 2015 года на станцию Автово Октябрьской ж.д. в адрес ответчика следовали 36 порожних вагонов.
На промежуточной станции Волковская Октябрьской ж.д. 22.10.2015 в 15 час. 15 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно: нарушения грузополучателем технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
27.10.2015 в 03 час. 25 мин. задержанные выгоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 27.10.2015 N 6/787, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 22.10.2015 и 27.10.2015.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании пункта 17.2 договора, статьи 39 Устава, ответчику была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 54029,46 руб. (с НДС).
В октябре 2015 года на станцию Автово Октябрьской ж.д. в адрес ответчика следовали 40 порожних вагонов.
На промежуточной станции Нарвская Октябрьской ж.д. 03.10.2015 в 15 час. 28 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно: нарушения грузополучателем технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
14.10.2015 в 02 час. 35 мин. задержанные выгоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 14.10.2015 N 6/753, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 03.10.2015 и 14.10.2015.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании пункта 17.2 договора, статьи 39 Устава, ответчику была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 155 599,60 руб. (с НДС).
В октябре 2015 года на станцию Автово Октябрьской ж.д. в адрес ответчика следовали 47 порожних вагонов.
На промежуточной станции Санкт-Петербург-Балтийский Октябрьской ж.д. 18.10.2015 в 13 час. 45 мин. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно: нарушения грузополучателем технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
28.10.2015 в 02 час. 52 мин. задержанные выгоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 28.10.2015 N 6/791, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 18.10.2015 и 28.10.2015.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании пункта 17.2 договора, статьи 39 Устава, ответчику была начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 126 238,82 руб. (с НДС).
Неуплата ответчиком указанной задолженности послужила основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждены ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
ОАО "РЖД" представлены акты общей формы от 18.10.2015 N 6/764, от 12.10.2015 N 6/744, 28.10.2015 N 6/790, 27.10.2015 N 6/787, от 14.10.2015 N 6/753, от 28.10.2015 N 6/791, в которых указано, что вагоны были задержаны в пути следования на промежуточных станциях, зафиксировано время задержки, названа причина задержки, зависящая от грузополучателя - нарушение технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, указано время отправления вагонов с промежуточной станции, время прибытия на станцию назначения.
Согласно пункту 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе в случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу пункта 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Доказательств, подтверждающих обоснованность подписания актов с возражениями, направления Железной дороге мотивированных разногласий по таким актам Порт не представил.
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 года N 26 предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Из представленных в материалы дела истцом памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов N N 2566, 2602, 2615, 2624, 2631, 2638, 2650, 2671, 2701, 2706, 2729, 2730, 2745, 2746, 2768, 2827, 2837, 2800, 2768, 2746, 2745, 2730, 2729, 2714, 2713, 2701, 2470, 2650 следует, что в спорный период на путях ответчика вагоны находились с нарушениями технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов в течение всего времени отставления от движения спорных вагонов, что в соответствии со статьей 39 Устава является основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Невыполнение технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов грузополучателем свидетельствуют о наличии вины и является основанием для задержки на промежуточной станции направляемых в его адрес вагонов.
Довод ответчика, согласно которому часть вагонов неправомерно включена в расчет исковых требований по акту общей формы от 28.10.2015 N 6/790, срок доставки по которым якобы истек 14.10.2015, отклоняется в силу следующего.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Вагоны по отправкам N N ЭЖ206776, ЭЖ393170, ЭЖ524192, ЭЖ617300 сроком доставки 14.10.2015 были задержаны 14.10.2015 в 13 час. 56 мин., то есть до истечения срока доставки (14.10.2015 в 23 час. 59 мин.), следовательно, требования за указанные в железнодорожных накладных NN ЭЖ206776, ЭЖ393170, ЭЖ524192, ЭЖ617300 вагоны, предъявлены обоснованно.
Из содержания имеющихся в материалах дела документов следует, что заявленные Железной дорогой требования касаются платы, начисленной исключительно в отношении вагонов, срок доставки по которым истек в период нахождения вагонов на промежуточной станции, что привело к нарушению расчетных сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, которые указаны в транспортных железнодорожных накладных в графе "срок доставки истекает", что, в свою очередь, соответствует требованиям статьи 39 Устава.
Податель жалобы ошибочно указывает, что памятки приемосдатчика N N 2650 и 2671 подтверждают возможность приема вагонов станцией назначения.
В соответствие со статьей 61 Устава учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ - учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам). Исходя из анализа данной нормы и системного толкования с учетом пункта 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 года N 26 следует, что технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции в отношении конкретного вагона, указанного в памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов ф. ГУ-45.
Согласно представленным памяткам приемосдатчика вагоны под грузовыми операциями находились от 40 до 86 часов, что существенно превышает срок, установленный договором, вследствие чего начисление платы в данный период судом первой инстанции правомерно признано обоснованным в течение всего времени нахождения вагонов на промежуточной станции на путях, принадлежащих ОАО "РЖД".
Данная позиция не противоречит статьей 39 Устава, в которой указано, что грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в течение всего временим задержки вагонов в пути следования.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2016 по делу N А56-34687/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34687/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2017 г. N Ф07-4718/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ", ОАО "МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"