Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А77-517/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Электросвязь" в Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 28.09.2016 по делу N А77-517/2016 (судья Исмаилов Р.В.)
по иску Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ОГРН 1087746736296, г. Москва) к федеральному государственному унитарному предприятию "Электросвязь" в Чеченской Республике (ОГРН 1022002542473, г. Грозный) о взыскании платы за использование радиочастотного спектра,
при участии в судебном заседании:
от истца: Михалева Ю.Н. по доверенности от 12.03.2015 N 125ф, Азиева А.Д.-Х. по доверенности от 26.10.2016 N 214ф, Афанасьевой С.Ю. по доверенности от 15.07.2016 N 138ф,
в отсутствие ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) обратилась в Арбитражный суд Чеченской Республики с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Электросвязь" в Чеченской Республике (далее - предприятие) о взыскании в доход федерального бюджета 1 742 391 руб. платы за использование радиочастотного спектра в Российской Федерации в 2015 году.
Решением суда от 28.09.2016 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что предприятие в 2015 году использовало радиочастоты и радиочастотные каналы на основании соответствующего разрешения в отсутствие его регистрации, доказательства внесения платы за использование не представило.
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указал, что производил оплату по полученным от Роскомнадзора уведомлениям в соответствии с
приказом N 3 от 23.01.2015, установившим плату в размере 452 200 руб. Несмотря на отсутствие регистрации в течение одного года радиоэлектронных средств по разрешению
N 1488-13-0104 от 26.12.2013, приказ о взыскании платы в десятикратном размере издан лишь 21.01.2016 N 7. При этом приказ N 3 от 23.01.2015 не является отмененным. Отношения между сторонами согласно ст. 435 ГК РФ имеют частно-публичную природу и регулируются нормами договорного права.
Согласно представленному отзыву Роскомнадзор считает доводы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 29.12.2016 на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Роскомнадзора с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, находит решение суда от 28.09.2016 подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предприятию выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 26.12.2013 N 1488-13-0104 (срок действия до 18.09.2023).
С 01 января 2012 года вступили в действие Правила установления размеров разовой и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 171 (далее - Правила N 171).
В соответствии с Методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, утвержденной приказом Минкомсвязи России от 30.06.2011 N 164 (далее - Методика), по разрешению, выданному предприятию, размер платы составляет ежегодно 452 200 руб. (113 050 руб. в квартал).
В связи с тем, что предприятием в течение года после выдачи разрешения не произведена регистрация радиоэлектронных средств, приказом Роскомнадзора от 21.01.2016 N 7 ему установлена ежегодная плата за использование радиочастотного спектра в десятикратном размере - 3 955 000 руб. (988 750 руб. в квартал).
С учетом внесенной предприятием платы за 2015 год в размере 452 200 руб., задолженность за пользование радиочастотным спектром за указанный период составила
1 742 391 руб.
Роскомнадзор направил в адрес предприятия претензию с требованием о погашении задолженности (письмо от 26.05.2016 N 09-10-0300/333), которая осталась неисполненной, что послужило основанием обращения истца с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался следующим.
На основании пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) использование в Российской Федерации радиочастотного спектра является платным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 Закона о связи регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Органом, уполномоченным государством осуществлять регулирование использования радиочастотного спектра, является межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти (Государственная комиссия по радиочастотам) в области связи, обладающий всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона о связи для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая плата и ежегодная плата за его использование. Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.
В соответствии с пунктом 1 вступивших в силу с 01.01.2012 Правил N 171, данные Правила устанавливают порядок определения размера разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра и ее взимания с лиц, осуществляющих использование радиочастотного спектра на основании выданных в установленном порядке разрешений на использование радиочастот или радиочастотного канала.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 171 размеры разовой платы и ежегодной платы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о присвоении (назначении), радиочастоты или радиочастотного канала, применительно к каждому выдаваемому разрешению и в соответствии с методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, которая утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.06.2011 N 164 утверждена Методика расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра (далее - Методика).
Согласно пункту 6 Правил N 171 ежегодная плата подлежит перечислению в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями в срок не позднее 5-го числа 2-го месяца оплачиваемого квартала. Исчисление 1-го периода использования радиочастотного спектра, за который взимается ежегодная плата, начинается со дня принятия решения. Размер ежегодной платы, вносимой за квартал, в течение которого было принято решение, определяется пропорционально количеству календарных дней, оставшихся до истечения квартала, а внесение такой платы осуществляется в течение 30 дней со дня принятия решения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона о связи средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации.
В соответствии с пунктами 3, 7 Постановления Правительства РФ от 12.10.2004 N 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" (далее - Правила N 539) регистрация осуществляется Роскомнадзором по заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Под владельцем радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в силу пункта 2 Правил N 539, понимается лицо, у которого эти средства или устройства находятся в собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на ином законном основании (аренда, безвозмездное пользование).
Свидетельство о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств является именным документом и дает их владельцам право на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (п. 14 Правил N 539).
За нарушение порядка регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, установленного настоящими Правилами, виновные лица несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 19 Правил N 539).
Согласно п. 5 Методики (в редакции приказа Минкомсвязи России от 04.09.2014 N 279, вступившего в законную силу с 31.12.2014) размер установленной ежегодной платы в отношении разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств (далее - РЭС) сетей связи общего пользования, по которым в течение года с даты выдачи разрешения не зарегистрированы РЭС, увеличивается в 10 раз с момента истечения этого срока до момента регистрации РЭС.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено, что предприятие радиоэлектронные средства, используемые в соответствии с разрешением от 26.12.2013 N 1488-13-0104, в установленный срок (до 26.12.2014) не зарегистрировало.
В связи с этим по истечении срока на регистрацию РЭС Роскомнадзор приказом от 21.01.2016 N 7 увеличил предприятию плату за использование радиочастотного спектра в 2015 году в 10 раз, что составило - 3 955 000 руб. (988 750 руб. в квартал).
Доказательств того, что предприятие внесло в установленный срок плату за пользование радиочастотным спектром в 2015 году с учетом приказа от 21.01.2016 N 7, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд правомерно взыскал с предприятия в доход федерального бюджета плату за использование радиочастотного спектра в 2015 году в размере 1 742 391 руб.
Довод жалобы о том, что отношения между сторонами согласно ст. 435 ГК РФ имеют частно-публичную природу и регулируются нормами договорного права, подлежит отклонению.
Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра за плату предусмотрено Законом о связи, а не гражданско-правовым договором.
В соответствии с Правилами N 171 плата за использование радиочастотного спектра вносится в доход федерального бюджета и перечисляется непосредственно самим пользователем радиочастотного спектра.
Заключение какого-либо договора для перечисления платы за использование радиочастотного спектра, а также выставление счета не предусмотрено.
Соответственно утверждение ответчика о том, что уведомление о необходимости внесения ежегодной платы по тарифам является офертой, а согласие ответчика - акцептом несостоятельно.
Ссылка подателя жалобы на то, что приказ Роскомнадзора от 23.01.2015 N 3 "Об установлении размером платы за использование в Российской Федерации радиочастотного или радиочастотных каналов" должен быть отменен, является несостоятельной, поскольку данным приказом установлен размер ежегодной платы по зарегистрированным РЭС.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 28.09.2016 по делу N А77-517/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-517/2016
Истец: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Ответчик: ФГУП "Электросвязь" в ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ФГУП "Электросвязь" в ЧР
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4858/16