Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А32-35450/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2016 по делу N А32-35450/2016 по заявлению Прокуратура Приморско-Ахтарского района к заинтересованному лицу публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" о привлечении к административной ответственности принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Приморско-Ахтарского района обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 02.12.2016 г. заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 31700 руб.
Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание, что ненадлежащее финансирование препятствовало заключению агентского договора на 2016 год, что привело к нарушениям при оказании универсальных услуг связи, выявленным в ходе проверки.
На момент проведения судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу от прокуратуры не поступил.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Приморско-Ахтарского района по заданию Прокуратуры Краснодарского края от 09.06.2016 N 7/2-26/1-2016/4дсп "О проведении проверки деятельности Краснодарского филиала ПАО "Ростелеком" на территории Краснодарского края при оказании универсальных услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа" 14.07.2016 проведена проверка деятельности ПАО "Ростелеком" при оказании универсальных услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.
При проведении проверки с участием представителей ПАО "Ростелеком" и ФГУП "Почта России" проведено обследование 9 средств коллективного доступа, расположенных на территории Приморско-Ахтарского района, в ходе которого выявлено осуществление обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением - лицензией на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи:
- в нарушение требований пункта 3 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241 (далее - Правила УУС) на момент проверки по всех 9 СКД универсальные услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента с 01.07.2016 не предоставлялись. Оборудование отключено, доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента ограничен с 01.07.2016 на неопределенной срок.
- в нарушение требований подпункта "в" пункта 5 Правил УУС в СКД ст. Ольгинской отсутствует необходимое оборудование для одновременного оказания. универсальных услуг не менее чем 2 пользователям. Отсутствуют картоприёмники для оплаты услуг Интернета.
- в 7 СКД (ст. Степной, ст. Ольгинской, ст. Бриньковской, ст. Бородинской, п. Ахтарского, ст. Приазовской, х. Свободном) в нарушение пункта 3 (1) Правил УУС идентификация пользователей при оказании универсальных услуг связи не производится.
Предоставленные журналы СКД не заполнены, отсутствуют сведения о пользователях (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность), которым оказаны универсальные услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.
- в нарушение требований пункта 9 Правил УУС не обеспечена возможность оплаты гражданином универсальных услуг связи непосредственно в месте их оказания либо дистанционным способом (с использованием гражданином карты оплаты универсальных услуг связи) в СКД г. Приморско -Ахтарска, ст. Ольгинской, п. Ахтарского, х. Свободный.
По фактам выявленных нарушений прокурором в отношении общества вынесено постановление от 27.09.2016 г. о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении направлены прокуратурой в суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Как следует из п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам; представлять статистическую отчетность по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; предоставлять по запросам федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий информацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах развития сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах, по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" следует, что в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.
К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" является оператором универсального обслуживания.
Данное обстоятельство подтверждается Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 г. N 437.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 N 241 на основании подпункта Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи", оператор универсального обслуживания обязан обеспечить в каждом пункте коллективного доступа возможность одновременного оказания универсальных услуг не менее чем 2 пользователям.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки управлением установлено, что общество не обеспечивает предоставление пользователям возможности пользования универсальными услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", так как средства коллективного доступа, расположенные по адресам ст. Ольгинская, ул. Ленина, 33; ст. Приазовская, ул. Ленина 27; ст. Бриньковская, ул. Красная, 71/1; г. Приморско-Ахтарск, ул. 50 Лет Октября, 92; ст. Степная, ул. Ленина, 11; х Новопокровский, ул. Центральная, 20;п. Ахтарский, ул. Горького 11; х. Свободный, ул. Ленина, 25; ст. Бородинская, ул. Ленина, 17 находятся в выключенном состоянии и не обеспечивают предоставление пользователям возможности пользования универсальными услугами связи.
Указанное является нарушением п. п. 5, 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 135993, п. 10 Главы XVI перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, п. п. 2.1.1, 2.1.4 Договора, заключенного с Федеральным агентством связи, об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2015 N УУС 01/2014, п. п. 4, 5 Требований к построению, управлению, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия сети связи при оказании универсальных услуг связи при оказании универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 06 декабря 2005 г. N137.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о нарушении обществом "Ростелеком" п. 6 Правил N 241, в соответствии с которым оператор универсального обслуживания обязан обеспечить возможность оплаты универсальных услуг связи в форме наличных и безналичных расчетов непосредственно в месте оказания универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента либо дистанционным способом, осуществляемым не в месте оказания универсальных услуг связи.
Актами проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении подтверждается, что не обеспечена возможность оплаты гражданином универсальных услуг связи непосредственно в месте их оказания либо дистанционным способом (с использованием гражданином карты оплаты универсальных услуг связи) в СКД г. Приморско-Ахтарска, ст. Ольгинской, п. Ахтарского, х. Свободный.
В соответствии с п. 3.1 Правил оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием СКД (без использования пользовательского оборудования абонента) осуществляется оператором универсального обслуживания после проведения идентификации пользователей.
Идентификация пользователя осуществляется оператором универсального обслуживания путем установлении фамилии, имени, отчества (при наличии) пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность, либо иным способом, обеспечивающим достоверное установление указанных сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", или достоверного установления абонентского номера, назначенного пользователю в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным с оператором связи.
Невыполнение обществом данных требований в 7 СКД (ст. Степной, ст. Ольгинской, ст. Бриньковской, ст. Бородинской, п. Ахтарского, ст. Приазовской, х. Свободном), а именно незаполнение журналов идентификации пользователей сети "Интернет" подтверждено материалами административного дела.
Данные обстоятельства обществом не опровергнуты ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том актами проверки, а также постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, наличие в действиях ПАО "Ростелеком" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Общество, будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, предприятие не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о реализации обществом своего права в соответствии с условиями п. 3.7 договора УУС, не обосновывает отказ общества в предоставлении услуг в 9 СКД, так как факт подписания сторонами дополнительного соглашения к данному договору, в котором было бы зафиксировано уменьшение обязательств ПАО "Ростелеком" по оказанию универсальных услуг связи, отсутствует. В итоге, в данном случае реализация оператором связи вышеназванного права в рамках договора УУС противоречит нормам и положениям действующего законодательства, и также п. 3.7 договора УУС, которым предусматривается лишь право на уменьшение объема обязательств оператора связи, но не право на полный отказ от их исполнения.
Доводы общества об отсутствии его вины в нарушении требований законодательства РФ по идентификации пользователей не принимаются апелляционным судом, поскольку приобретение журналов регистрации не является столь затратным, чтобы недостаток финансирования, на который ссылается общество, помешал ПАО "Ростелеком" исполнить возложенную на него п. 3.1 Правил обязанность по идентификации пользователей услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При указанных обстоятельствах наличие в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ обоснованно признано судом первой инстанции доказанным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не допущено.
Размер назначенного обществу наказания определен судом с учетом повторности привлечения общества к административной ответственности в пределах санкции ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2016 по делу N А32-35450/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35450/2016
Истец: Прокуратура Приморско-Ахтарского района
Ответчик: ПАО Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
Третье лицо: Прокуратура Ростовской области