Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2017 г. N Ф09-2381/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
10 февраля 2017 г. |
Дело N А50-16583/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Зелениной Т.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специальное строительство и сервис": Данилов А.В., паспорт, доверенность от 01.10.2015 г.
от заинтересованного лица - Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 ноября 2016 года
по делу N А50-16583/2016
принятое судьей М.А. Вихниной,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специальное строительство и сервис" (ОГРН 1155958095501, ИНН 5903118877)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Специальное строительство и сервис" (далее - общество "Спецстройсервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, ДЗО) N И-21-01-09-8108 от 18.05.2016; возложении на Департамент обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка обществу "Спецстройсервис".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Департамент земельных отношений администрации города Перми, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 22.11.2016 отменить, в требованиях отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что отказ Департамента от 18.05.2016 в предварительном согласовании предоставлении земельного участка основан на положениях п. 8 ст. 39.15. ЗК РФ, земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 8 ст. 39.15 ЗК РФ). Кроме того, в соответствии с подпунктом 16 ст. 39.16 ЗК основанием для отказа является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 18.04.2016 заявитель обратился к Департамента земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 59:01717188:1 без проведения торгов со ссылкой на положения подп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ 6171 на праве аренды для размещения объектов, предназначенных для обеспечения водоснабжения (цех по розливу воды), на срок 10 лет.
Письмом N М-21-01-09-8108 от 18.05.2016 Департамент сообщил заявителю об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на положения подп. 1-23 ст. 39.16 ЗК РФ, указав на то, что предоставление земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения водоснабжения - цех по разливу питьевой воды без проведения торгов не предусмотрено. Вторым основанием послужило то обстоятельство, что испрашиваемый вид разрешенного использования - под йодобромную скважину - не соответствует испрашиваемой цели.
Полагая, что отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким основанием в частности является договор аренды.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ и предусматривает в качестве обязательного этапа обращение заинтересованного в получении земельного участка лица в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", с последующим принятием решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного предусмотрены п. 8 указанной выше статьи. В частности таким основанием является отсутствие у заявителя права на получение земельного участка в аренду без торгов.
По общим правилам договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 59:01717188:1 без проведения торгов на праве аренды со ссылкой на положения подп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ 6171 для размещения объектов, предназначенных для обеспечения водоснабжения (цех по розливу воды), на срок 10 лет.
Вывод суда первой инстанции о доказанности оснований для признания оспариваемого отказа незаконным в связи с наличием у заявителя права на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для обеспечения водоснабжения в порядке подп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, представляется суду апелляционной инстанции ошибочным.
В соответствии с терминологий Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О водоснабжении и водоотведении", регулирующего отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, под водоснабжением понимают водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
К нецентрализованной системе холодного водоснабжения относятся сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Понятие питьевой воды дано в п. 18 ст. 2 названного закона, питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.
Следовательно, возведение цеха по розливу воды не может быть признано деятельностью по водоснабжению.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка разрешенное использование земли - под йодобромную скважину.
В соответствии с подп. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Поскольку заявитель, обращающийся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 59:01717188:1 в аренду для целей строительства, не обладает правом на получение такого земельного участка без проведения торгов, отказ Департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на положения подп. 1-23 ст. 39.16 ЗК РФ, оформленный письмом N М-21-01-09-8108 от 18.05.2016, является правомерным. Избранный заявителем способ получения земельного участка в аренду без проведения торгов направлен на обход установленной земельным законодательством процедуры.
При названных обстоятельствах Арбитражного суда Пермского края от 22 ноября 2016 года подлежит отмене на основании ч. 2 с. 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 ноября 2016 года по делу N А50-16583/2016 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16583/2016
Истец: ООО "Спецстройсервис"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации города Перми