Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2017 г. N Ф09-2584/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А60-25184/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Масальской Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
при участии:
от истца открытого акционерного общества "Роскоммунэнерго": Панкстьянов В.Н. паспорт, доверенность от 09.01.2017;
от ответчика открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала": Евсеев Т.И. паспорт, доверенность от 01.01.2017, Окишева Н.В. паспорт, доверенность от 01.01.2017;
от третьего лица, акционерного общества "Облкоммунэнерго": Стрельченко Е.А. паспорт, доверенность от 01.01.2017;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, открытого акционерного общества "Роскоммунэнерго",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 ноября 2016 года по делу N А60-25184/2016,
принятое судьёй Ериным А.А.
по иску открытого акционерного общества "Роскоммунэнерго" (ОГРН 1047796226500, ИНН 7709538063)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
третье лицо: акционерное общество "Облкоммунэнерго"
о взыскании убытков,
установил:
открытое акционерное общество (далее - общество "Роскоммунэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала", ответчик) 679 229 373 руб. 87 коп. убытков, возникших вследствие неисполнения требований о введении в отношении потребителей электрической энергии ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике"), Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
Решением от 15 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, открытое акционерное общество "Роскоммунэнерго", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая решение суда, заявитель жалобы указывает, что противоправность действий ответчика выразилось в незаконном уклонении от введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителей должников, чем были нарушены императивные нормы Закона "Об электроэнергетике" и Правил N 442. Причинно-следственная связь между противоправным поведением ответчика и наступлением убытков выразилась в том, что истец как субъект оптового рынка электрической энергии (мощности) был вынужден приобретать электрическую энергию для таких потребителей неплательщиков непосредственно за свой счет, что является его прямыми убытками. При этом, приобретая электрическую энергию для таких потребителей неплательщиков на оптовом рынке электрической энергии (мощности), истец, ввиду отсутствия оплаты от потребителей неплательщиков и незаконного уклонения ответчика от введения ограничения режима потребления электрической энергии, вынужден привлекать кредитные средства и, соответственно, оплачивать проценты по кредитным обязательствам.
Данные обстоятельства, по мнению истца, возникли исключительно в связи с отказом ответчика от введения ограничения режима потребления электрической энергии потребителей должников, поскольку если бы ограничение режима потребления электрической энергии состоялось, то потребитель - неплательщик был бы вынужден оплатить задолженность за потребленную электрическую энергию, либо у истца не было бы обязательств приобретать электрическую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) для снабжения указанных неплательщиков. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит взыскать с ответчика указанную сумму убытков.
Ответчик, представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы отклонил как необоснованные и противоречащие материалам дела, просит решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, представил письменный отзыв в котором поддержал позицию ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 08.02.2017 представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Нижнетагильский филиал общества "Роскоммунэнерго" - "Тагилэнергосбыт" осуществляет на территории города Нижний Тагил и Пригородного района Свердловской области, города Невьянск, деятельность в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии. При этом истец приобретает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности) на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка N 190-ДП/08 от 31.03.2008, и реализует приобретенную электрическую энергию потребителям на розничном рынке.
Между обществом "Роскоммунэнерго" (заказчик) и обществом "МРСК Урала" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 12.12.2013 N 4ГП (ЭСО) (далее - договор), согласно п. 2.1 которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности), поступившей в сеть исполнителя, до точек поставки потребителям заказчика в пределах величин максимальной мощности по сетям исполнителя (обеспечению передачи по сетям СО, ИВС, производителя или бесхозяйным сетям) по каждой точке поставки посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии и мощности до точек поставки, через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю (СО, ИВС, производителю) на праве собственности или ином законном основании или бесхозяйные сети, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном данным договором.
Указанным договором сторонами также согласован регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии потребителей заказчика и при возобновлении их электроснабжения (Приложение N 4 к договору).
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 26 Закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Указанное лицо, в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно п. 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией); выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении.
Согласно п. 4 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится:
а) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил;
б) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б", подпунктах "е" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя. В целях введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельства, указанного в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, в случае, если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения задолженности в размере, являющемся основанием для введения ограничения режима потребления, предоставить сетевой организации заявление, содержащее информацию о каждом потребителе, у которого на эту дату и время имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и о размере такой задолженности. По обстоятельству, указанному в абзаце шестом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, ограничение режима потребления вводится в отношении присоединенного электропотребляющего оборудования;
в) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, - на основании предписания органа государственного энергетического надзора о необходимости введения ограничения режима потребления;
г) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "и" пункта 2 настоящих Правил, - по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий данного потребителя и получивший от него указанное заявление, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.
Согласно п. 5 Правил N 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель), а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и пунктом 6 настоящих Правил, - при участии указанных в пункте 6 настоящих Правил субисполнителей.
Частью 7 ст. 38 Закона "Об электроэнергетике" установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает в том числе: ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии.
Руководствуясь указанными положениями Закона "Об электроэнергетике", а также Правил N 442, истец в период с марта 2015 года по май 2016 года направил в адрес ответчика письма N 4-1983 от 10.03.2015, N 7-4931 от 13.05.2015, N 7-8928 от 14.09.2015, N 7-10215 от 16.10.2015, N 7-11833 от 27.11.2015, N 7-12810 от 21.12.2015, N 7-469 от 22.01.2016, N 7-1594 от 25.02.2016, N 7-2884 от 25.03.2016, N 7-3926 от 22.04.2016, N 7-4846 от 23.05.2016, содержащие сведения о наличии у потребителей - граждан и юридических лиц текущей задолженности за потребленную электрическую энергию, в том числе задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии.
По мнению истца, получив указанные письма, ответчик был обязан ввести ограничение режима потребления электрической энергии в силу названных положений Правил N 442. По состоянию на 26.05.2016 задолженность потребителей, в отношении которых ответчику была направлена соответствующая информация, составила 563 545 777 руб. 75 коп.
Однако ответчиком по факту получения от истца данных писем, не было введено ограничения режима потребления электрической энергии в отношении указанных потребителей.
В результате неисполнения ответчиком требований истца о введении ограничения режима потребления электрической энергии, истец был вынужден приобретать электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности) с использованием кредитных средств, а также, учитывая постоянный рост задолженности, уплачивать на оптовом рынке соответствующие штрафные санкции за нарушение обязанности по оплате в установленные сроки.
В частности, для осуществления платежей на оптовом рынке электрической энергии, в том числе, для приобретения электрической энергии потребителям, в отношении которых ответчиком не было введено ограничения режима потребления электрической энергии, истцом были заключены кредитные договоры с АКБ "ФОРА-БАНК" (АО) N 20/06/14-к от 20.06.2014, N 30/03/15-кл от 30.03.2015, N 02/07/15-к от 02.07.2015, N 17/02/16-кл от 17.02.2016, N 25/03-16-кл от 25.03.2016, N 13/04/16/1-кл от 13.04.2016, с КБ "АЛЬТА БАНК" (ЗАО) N РК-244/1-2015 от 03.06.2015, с ПАО "ПРОМИНВЕСТБАНК" АКБ N 99/15 от 26.10.2015, N 124/15 от 18.12.2015, N 23/16 от 18.03.2016, с АКБ "Мосуралбанк" (АО) N 4089 от 25.04.2016, сумма уплаченных процентов по которым, по состоянию на 30.04.2016 составила 114 506 746 руб.
Кроме того, при недостаточности денежных средств, поступивших от потребителей, истец был вынужден приобретать электрическую энергию на оптовом рынке для потребителей, в отношении которых не было введено ограничение режима потребления электрической энергии, что привело к просрочкам оплаты обязательств на оптовом рынке. В соответствии с положениями законодательства и регламентами оптового рынка за просрочку оплаты обязательств истцу со стороны оптового рынка были выставлены соответствующие штрафные санкции, которые за период с декабря 2015 года по май 2016 года составили 1 176 850 руб. 12 коп.
По мнению истца, все указанные суммы, включая задолженность потребителей в сумме 563 545 777 руб. 75 коп., уплаченные проценты по кредитным договорам в сумме 114 506 746 руб., а также уплаченные штрафные санкции в сумме 1 176 850 руб. 12 коп., являются его убытками, возникшими вследствие неисполнения ответчиком требований Закона "Об электроэнергетике" и Правил N 442 о введении в отношении потребителей - должников ограничения режима потребления электрической энергии на основании предоставленной информации согласно указанным письмам.
Данные обстоятельства, явились основанием для обращения общества "Роскоммунэнерго" в суд с настоящим иском о взыскании с общества "МРСК Урала" убытков в сумме 679 229 373 руб. 87 коп.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 26 Закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно п. 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевая организация в порядке и по основаниям, указанным в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит ограничение режима потребления электрической энергии потребителем, что не влечет за собой расторжения договора. В абзаце 3 подпункта "б" пункта 2 Правил N 442 определено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 442 также определено, что ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика(энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя.
В целях введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельства, указанного в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 названных Правил, в случае, если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения задолженности в размере, являющемся основанием для введения ограничения режима потребления, предоставить сетевой организации заявление, содержащее информацию о каждом потребителе, у которого на эту дату и время имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и о размере такой задолженности.
По смыслу указанных положений Правил N 442, в случае наличия у потребителя услуг по передаче электрической энергии (в том числе гарантирующего поставщика) задолженности в установленном размере, сетевая организация выступает инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии.
При этом, основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии в рассматриваемом случае, является наличие задолженности у потребителя услуг по передаче электрической энергии (в том числе, если таким потребителем является гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация), а не наличие задолженности потребителей электрической энергии, приобретающих электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд, для последующей продажи (абз. 4, 5 ст. 3 Закона "Об электроэнергетике") перед гарантирующим поставщиком.
Довод истца о том, что потребителей электрической энергии, у которых перед гарантирующим поставщиком образовалась соответствующая задолженность, необходимо рассматриваться в качестве потребителей услуг по передаче электрической энергии, основан на неверном толковании положений действующего законодательства и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно п. 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком); услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно абзацу десятому статьи 3 Закона "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно- технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом (пункт 2 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике").
Согласно п. 12 Правил N 861 в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
Таким образом, субъектами отношений по передаче электрической энергии является сетевая организация и потребитель соответствующих услуг, между которыми должен быть заключен соответствующий договор.
Как следует из имеющихся в материалах дела писем, истец предоставил ответчику лишь информацию о потребителях, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что все указанные в данных письмах потребители - граждане, юридические лица, являются потребителями услуг по передаче электрической энергии в рамках заключенных между ними и сетевой организацией - ответчиком, договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Оснований для признания писем с указанием на "задолженность за оказанную услугу по передаче электрической энергии", допустимыми доказательствами в соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие иных надлежащих доказательств, подтверждающих наличие специальных договорных отношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии между сетевой организацией и указанными лицами, у суда не имеется.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что само по себе наличие у потребителей электрической энергии задолженности перед гарантирующим поставщиком, возникшей вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения такими потребителями обязанности по оплате потребленной электрической энергии, в отсутствие доказательств того, что между указанными потребителями и сетевой организацией заключены договоры по оказанию услуг по передаче электрической энергии, не является основанием для вывода о применении к спорным отношениям сторон положений абзаца 3 подпункта "б" пункта 2 и подпункта "б" пункта 4 Правил N 442.
Доводы истца, основанные на неисполнении ответчиком по своей инициативе требования о введении ограничения режима потребления электрической энергии по указанным основаниям, рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании действующего законодательства, а также не подтвержденные соответствующими доказательствами в порядке, определенном ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неисполнение же или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в установленном размере, является самостоятельным основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с абзацем 2 подпункта "б" пункта 2 Правил N 442.
В указанном случае, ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства потребителя по договору, на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, что следует из подпункта "а" пункта 4 Правил N 442.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:
а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
б) основания введения ограничения режима потребления;
в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);
г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);
д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
Пунктом 8 Правил N 442 предусмотрено, что ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.
По факту введения ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о введении ограничения режима потребления, содержащий информацию, которая должна была быть указана в заявках (уведомлениях) инициатора на введение ограничения режима потребления электрической энергии.
Указанный порядок подробно предусматривает как действия сетевой организации по введению ограничения режима потребления электрической энергии, так и, и прежде всего - действий инициатора введения такого ограничения, которым выступает гарантирующий поставщик.
При этом, поскольку истец в своем исковом заявлении не ссылался на ненадлежащее исполнение ответчиком, либо третьим лицом соответствующих заявок (уведомлений), а также не заявлял ходатайств об изменении оснований исковых требований в данной части, обстоятельства исполнения данных заявок как ответчиком в рамках договора, а также вопрос об ответственности на неисполнение или ненадлежащее их исполнение, не подлежат рассмотрению судом в рамках настоящего спора о взыскании с ответчика убытков.
Исследовав по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела письма, на которых истец основывает свои исковые требования, суд установил, что по своему содержанию они не соответствуют требованиям для заявок (уведомлений), направляемых гарантирующим поставщиком в адрес сетевой организации, согласованным сторонами в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии от 12.12.2013 N 4ГП, а также требованиям, установленным пунктом 7 Правил N 442, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве доказательств надлежащего уведомления ответчика о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях (бездействии) ответчика по факту получения им указанных писем, не имеется признаков противоправности, на наличие которых истец ссылается в обоснование заявленных требований о взыскании убытков.
Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что истцом не доказано и самого факта возникновения у него убытков в заявленной сумме исковых требований.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Задолженность потребителей электрической энергии, не может быть признана убытками гарантирующего поставщика вследствие невведения сетевой организацией ограничения режима потребления электрической энергии по смыслу названной нормы, поскольку в целях восстановления нарушенного права на получение данных денежных средств, истец может взыскивать данную задолженность с потребителей самостоятельно, путем предъявления соответствующих требований. В суде апелляционной инстанции истец не опроверг, что задолженность к взысканию постоянно предъявляется к потребителям в судебном порядке.
Несение истцом расходов по погашению процентов по кредитным обязательствам, также не может быть признано убытками, поскольку из имеющихся в материалах дела кредитных договоров не следует, что истец вследствие отсутствия ограничения режима потребления электрической энергии, был вынужден нести дополнительные затраты на обеспечение поставки своим потребителям электрической энергии приобретая ее на оптовом рынке, и уплачивать в связи с этим проценты и штрафные санкции.
Доказательств возникновения указанных расходов от действий (бездействия) ответчика, истцом в материалы дела не представлено. При этом истец не был лишен возможности реализовать свое право на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении должников - потребителей электрической энергии, путем обращения к истцу с соответствующими заявками (уведомлениями) в предусмотренном порядке, выступая инициатором введения такого режима ограничения. Как указано выше, все поступившие к ответчику заявки (уведомления), оформленные надлежащим образом, были им рассмотрены и исполнены.
Таким образом, фактически истец не проявил должной осмотрительности и не предпринял всех необходимых мер, предусмотренных Правилами N 442, с целью исключения возможности возникновения у него дополнительных расходов на оплату на оптовом рынке электрической энергии и уплаты в связи с этим дополнительных платежей.
Судом также признаны обоснованными возражения третьего лица о том, что в силу абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам, в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Согласно абз. 2 п. 65 названных Правил, при расчете сбытовых надбавок в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также при определении размера доходности продаж гарантирующих поставщиков учитываются и расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), а также кредитов, привлекаемых для целей обеспечения стандартов качества обслуживания.
Исходя из названных норм, истец также не лишен возможности реализовать свое право на возмещение соответствующих расходов в установленном порядке.
Относительно причинной связи между противоправными действиями (бездействием) ответчика и заявленными убытками, суд исходит из того, что причинная связь, достоверно подтверждающая наступление последствий (убытков) от действий, являющихся её причиной, для возложения ответственности, предусмотренной законом, должна носить прямой характер, то есть влечь последствия непосредственно, с безусловностью и необходимостью. Причинная связь, носящая косвенный характер, то есть влекущая последствия опосредовано (через наличие других причин и связей) и с определенными элементами случайности (с учетом появления других причин и связей), не может служит безусловным основанием для возникновения ответственности обязанного лица. Объяснение этому заключается в том, что косвенная причинная связь с необходимостью, достаточностью и достоверностью не ведет к возникновению убытков от действий должника.
Апелляционный суд поддерживает данный вывод.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 ноября 2016 года по делу N А60-25184/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25184/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2017 г. N Ф09-2584/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РОСКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
Третье лицо: АО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"