город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2017 г. |
дело N А32-12852/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.,
судей Величко М.Г., Ереминой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещено;
от открытого акционерного общества "Краснодарское" по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных: представитель Заикина А.В., паспорт, по доверенности от 31.10.2016;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 декабря 2016 года по делу N А32-12852/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Краснодарское" по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому
2. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
3. открытое акционерное общество производственный союз "Кубанский" предприятий и организаций по племенной работе
4. общество с ограниченной ответственностью "Кубань - ДКЛ"
5. ПГК N 88 по строительству и эксплуатации частных капитальных и металлических гаражей и стоянок для автомобилей, мотоциклов и мотоколясок индивидуальных владельцев
6. индивидуальный предприниматель Финютин Денис Владимирович
о признании незаконным отказа
о разделе земельного участка,
принятое судьей Левченко О.С.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Краснодарское" по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных (далее - заявитель, ОАО "Краснодарское") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - заинтересованное лицо, территориальное управление) согласно которому просит:
- признать незаконным решение территориального управления, оформленное письмом от 06.04.2016 N 09/4853, об отказе в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 и образовании земельных участков с кадастровым номером 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, с сохранением участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в измененных границах;
- обязать территориальное управление принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 и образовании земельных участков с кадастровым номером 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, с сохранением участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в измененных границах;
- обязать территориальное управление принять решение о предоставлении в аренду обществу земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, а также 23:43:0000000:225 в измененных границах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Краснодар (далее - кадастровая плата), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), г. Москва (далее - Росимущество), открытое акционерное общество производственный союз "Кубанский" предприятий и организаций по племенной работе (ОГРН 1072311001707, ИНН 2311097197), г. Краснодар (далее - ОАО Племсоюз "Кубанский"), общество с ограниченной ответственностью "Кубань - ДКЛ" (ОГРН 1022301228047, ИНН 2308081366), г. Краснодар (далее - ООО "Кубань - ДКЛ"), ПГК N 88 по строительству и эксплуатации частных капитальных и металлических гаражей и стоянок для автомобилей, мотоциклов и мотоколясок индивидуальных владельцев (ОГРН 1042306426557, ИНН 2311075010), г. Краснодар (далее - ПГСК N88), индивидуальный предприниматель Финютин Денис Владимирович (ОГРНИП 309235112600021, ИНН 231516657999), г. Новороссийск (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14 декабря 2016 года по делу N А32-12852/2016 требования о возложении на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязанности принять решение о предоставлении в аренду Открытому акционерному обществу "Краснодарское" по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, а также 23:43:0000000:225 в измененных границах, оставлены без рассмотрения. Суд признал незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, оформленное письмом от 06.04.2016 N 09/4853, об отказе в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 и образовании земельных участков с кадастровым номером 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, с сохранением участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в измененных границах, незаконным, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Суд возложил на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обязанность принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 и образовании земельных участков с кадастровым номером 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, с сохранением участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в измененных границах. С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в пользу открытого акционерного общества "Краснодарское" по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных взыскано 3 000,00 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда от 14.12.2016 по делу N А32-12852/2016 по следующим основаниям.
Между Территориальным управлением и истцом с 2014 года по настоящее время ведется переписка (прилагается) основанием которой послужили неоднократные обращения последнего с вопросом о разделе земельного с кадастровым номером 23:43:0000000:225 площадью 312603 кв.м, с разрешенным использованием - "для сельскохозяйственного использования" путем выдела из данного земельного участка 24 земельных участка с кадастровыми номерами:
23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811, 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4421, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825.
Так, рассмотрев повторное обращение Общества от 01.03.2016 N 02-22/109 относительно целесообразности раздела федерального земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 площадью 312603 кв.м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Кореновская, Росимущество письмом от 15.12.2015 N ПП-10/52925 пояснило следующее.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 согласно кадастровому паспорту от 07.10.2015 N 2343/12/15-1142853 равняется 1369656 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРП от 31.10.2015 N 23/001/401/2015-4375 площадь земельного участка с кадастровым N 23:43:0000000:225 равняется 312603 кв.м.
Земельный участок с кадастровым N 23:43:0000000:225, площадью 312603 кв.м, является единым землепользованием, состоящий из двух частей с кадастровым N 23:43:0119002:55, площадью 206944 кв.м и с кадастровым N 23:43:0126007:483 площадью 1162712 кв.м.
Согласно представленным документам (кадастровому паспорту, по состоянию на 2011 год) площадь части с кадастровым N 23:43:0119002:55, составляла 1080999 кв.м, т.е. уменьшилась на 874055 кв.м, по кадастровому паспорту в 2009 году площадь данной части была равной 287716 кв.м, т.е. уменьшилась еще на 80772 кв.м.
Общее количество образуемых земельных участков равняется 24 (с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811,23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4421, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871,23:43:0119002:3825.
При этом в представленных кадастровых паспортах данных земельных участков в графе 16.1 указывается только об одном образуемом участке.
Образуемые земельные участки поставлены на кадастровый учет в разное время: 24.04.2014, 30.04.2014, 04.06.2014, 06.06.2014.
Границы образуемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3815, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0000000:13870 и 23:43:0000000:13871 выходят за границы земельного участка с кадастровым N 23:43:0000000:225.
На вновь образуемом земельном участке с кадастровым номером 23:43:0119002:3824 в документах указано, что располагаются объекты недвижимости. Согласно пояснениям кадастрового инженера на данном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости.
На образуемых земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3811 и N 23:43:0119002:3825 располагаются объекты недвижимости, однако правоудостоверяющих (правоустанавливающих) документов на данные объекты недвижимости не представлено.
В документах указан кадастровый номер образуемого земельного участка -23:43:0126007:4422, однако в пояснениях кадастрового инженера кадастровый номер указан 23:43:0126007:4411.
Согласно кадастровому паспорту от 07.10.2015 N 2343/12/15-1142853 граница земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами -23:43:0119002:94, 23:43:0126007:638, 23:43:0126007:514,23:43:0119010:115.
Кроме образуемых земельных участков в количестве двадцати четырех имеются иные земельные участки, поставленные на кадастровый учет путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 с кадастровыми номерами 23:43:0119002:4617, площадью 535 кв.м (поставлен на учет 10.04.2015), 23:43:0119002:2557, площадью 1887 кв.м (статус - учтенный, поставлен на учет 20.01.2012), 23:43:0119002:87, площадью 137163 кв.м (статус -снят с учета, поставлен на учет 30.12.2008), 23:43:0119002:83, площадью 633 кв.м (статус - снят с учета, поставлен на учет 17.06.2008), 23:43:0119002:86, площадью 800 кв.м (статус - снят с учета, поставлен на учет 11.12.2008).
Поскольку доказательства соблюдения требований пункта 4 статьи 11.2 и пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса не представлены, оснований для принятия решения о разделе исходного земельного участка у Территориального управления, отсутствовали.
Учитывая вышеизложенные замечания принять решение о разделе земельного участка с кадастровым N 23:43:0000000:225 площадью 312603 кв.м, не представляется возможным, о чем было сообщено обществу письмом от 06.04.2016 N09/4853.
От заявителя через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявителем были представлены все необходимые документы для принятия решения о разделе земельного участка; административным органом не доказано наличие оснований для отказа в принятии решения о разделе земельного участка.
В судебное заседание Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; открытое акционерное общество производственный союз "Кубанский" предприятий и организаций по племенной работе; общество с ограниченной ответственностью "Кубань - ДКЛ"; ПГК N 88 по строительству и эксплуатации частных капитальных и металлических гаражей и стоянок для автомобилей, мотоциклов и мотоколясок индивидуальных владельцев; индивидуальный предприниматель Финютин Денис Владимирович, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель открытого акционерного общества "Краснодарское" по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 7700001403 от 23.06.2009, заключенному с управлением, обществу сроком до 23.06.2058 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:225, площадью 312 603 кв. м имеющий местоположение: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Кореновская, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Согласно кадастрового паспорта от 26.07.2016 N 2343/12/16-935058 сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в государственный кадастр недвижимости внесены 07.12.2007.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:225 является федеральной собственностью.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.07.2015 N 23/001/347/2015-933.
На земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:225 расположено предприятие как имущественный комплекс ОАО "Краснодарское", кадастровый условный номер 00-00-01/006/2007-362 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.02.2010 АА 000226), в состав которого входят: котельная площадью 614 кв. м (лит. В, В1, в, в1, Г11), состоящая из насосной площадью 257,6 кв. м (лит. В1), помещения химводоочистки площадью 60,8 кв. м (лит. В), распределительного пункта площадью 22,8 кв. м (лит. в1), подвала площадью 27,5 кв. м (лит. под/В), навеса (лит. Г11); кормоцех площадью 1 210,7 кв. м, лит. Д, д, Г13, состоящий из пристройки площадью 27,66 кв. м (лит. д), навеса (лит. Г13); спермобанк площадью 821,5 кв. м, лит. Ш, ш (пристройка к спермобанку (лит. ш); ферма племенная КРС площадью 873,3 кв. м, лит. З; ферма племенная КРС площадью 873,3 кв. м, лит. И; ферма племенная КРС, площадью 873,3 кв. м, лит. Р; ферма племенная КРС, площадью 873,3 кв. м, лит. К; ферма племенная КРС, площадью 873,3 кв. м, лит. М; ферма племенная КРС, площадью 873,3 кв. м, лит. П; Санпропусник площадью 422,4 кв. м, лит. Б, б, б1, Г12 (пристройка площадью 75,84 кв. м, (лит. б), пристройка - 14,1 кв. м (лит. б1), навес - 8,3 кв. м (лит. Г12); здание производственной проходной площадью 10,1 кв. м лит. Ц (цокольный этаж 10 кв. м (лит. под/Ц); лабораторный корпус, площадью 334,6 кв. м лит. Л; уборная площадью 2,1 кв. м, лит. Г1; здание канализационно - насосной станции N 1 площадью 14,3 кв. м, лит. Ю; здание канализационно - насосной станции N2, площадью 14,3 кв. м, лит. Ю1; здание б/б насосной станции площадью 22,4 кв. м, лит. Я1; здание операторской, площадью 30,9 кв. м, лит. Я; производственное помещение, площадью 194,9 кв. м, лит. Ч; склад производственный, площадью 976,2 кв. м, лит. Э; склад производственный, площадью 1 463,4 кв. м, лит. Х; подстанция трансформаторная N 786 п производственная, площадью 40,3 кв. м, лит. Т1; насосная станция, площадью 39 кв. м, лит. А, а (пристройка - 13 кв. м (лит. а)); производственное здание хлораторная, площадью 10,9 кв. м, лит. Б; производственное здание электрощитовая, площадью 8,9 кв. м, лит. В; изолятор площадью 647 кв. м, лит. А (основная пристройка 647 кв. м (лит. А), вет. Амбулатория - 68,5 кв. м (лит. Б), терраса 68,5 кв. м (лит. б), ворота 10,7 кв. м (лит. I), забор 637,7 кв. м (лит. II), электроопора (лит. III), электроопора (лит. IV), мощение асфальт 706,4 кв. м (лит. V), электроопора (лит. VI), смотровой колодец (лит. VII); весовая автомобильная площадью 29,6 кв. м, лит. Д1; лагерь КРС летний площадью 1 310,2 кв. м, лит. Ф; лагерь КРС летний площадью 1 310,2 кв. м, лит. Н; лагерь КРС летний, площадью 1 310,2 кв. м, лит. О; лагерь КРС летний площадью 1 310,2 кв. м, лит. У; лагерь КРС летний, площадью 1 310,2 кв. м, лит. С; сеть тепловая, лит. XVIII; водопровод, лит. XVII; сеть газовая распределительная, лит. XXXIII, водопроводные колодцы - 21 шт. (литер N 1-N 21); отстойник канализации, лит. VIII, отстойник канализационный (лит. XI), песколовка (лит. Х), песколовка (лит. ХI), напорный коллектор (лит. ХII), здание песколовок (лит. ХIII), поле орошения 112 000 кв. м (лит. Т10); ливневая канализация, лит. XVI, канализационные колодцы 18 шт. (лит. с 1 по 18), пруд ливневой канализации 3 600 кв. м (лит. Г9); сети канализации, лит. XIV, канализационные колодцы - 72 шт. (лит. 1 -72); навозонакопитель, лит. Г8, навозопровод производственный (лит. XV), колодцы канализационные 26 шт. (лит. 1-26); ограждения производственные лит. I, длина 1 983,8 м, ворота (лит. II), 7 м., ворота (лит. III), 4 м, ворота (лит. ХХХ), 5 м, ворота ХХХI), 4,5 м, ворота (ХХХII), 5 м; сооружение для животноводства (скотопрогон) площадью 203 кв. м, лит. Г7; площадка производственная с покрытием, площадью 28 000 кв. м, лит. V, забор (лит. VI) длина 95,5 м; резервуар из черных пород металлов, лит. VI, колодец водопроводный (лит. VII), колодец водопроводный (лит. VIII), колодец водопроводный (лит. IX), колодец водопроводный (лит. X); резервуар для воды, лит. IХХ, объем 500 куб. м, грязевой колодец (лит. XVII), грязевой колодец (лит. XVIII), колодец (лит. XI); резервуар подземный производственный, лит. Г5, объем 500 куб. м; резервуар подземный производственный, лит. Г6, объем 500 куб. м; площадка производственная с покрытием, площадью 2 000 кв. м, лит. IV; линии электропередачи воздушные, лит. ХХ; линии электропередачи кабельные, лит. ХIХ; силовая траншея, площадью 305 кв. м, лит. Г2; весовая для взвешивания животных, площадью 2,6 кв. м, лит. Щ; навес, площадью 126 кв. м, лит. Г3; вольер, площадью 50 кв. м, лит. Г4; труба дымовая, лит. ХХI; скважина водозаборная, лит. ХIII; скважина водозаборная, лит. XVI; скважина водозаборная, лит. XV; скважина водозаборная, лит. XIV; ограждение ж/б, лит. I, (калитка (лит. II), ворота (лит. III); ограда, лит. IV; площадка производственная с покрытием, лит. V; дорога внутрихозяйственная лит. XXII; ограда производственная, площадью 286,5 кв. м, лит. VII.
На земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:225 расположен навес, назначение нежилое, площадью 43,8 кв. м, литер Г11, кадастровый (условный) номер 23:43:0126007:951, номер и дата государственной регистрации права: 23-23-01/792/2010-479 от 31.01.2011, принадлежащий на праве собственности ООО "Кубань-ДКЛ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.06.2014 N 23-0-1-166/4020/2014-7031.
Также на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:225 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ОАО Племсоюз "Кубанский":
- механическая мойка, назначение производственное, площадью 120,4 кв. м, литер Г, кадастровый (условный) номер 23:43:0126007:2525, номер и дата государственной регистрации права: 23-23-01/342/2007-052 от 02.11.2007, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.06.2014 N 23-0-1-166/4020/2014-7030;
- нежилые помещения 1-го этажа N N 1-9, назначение нежилое, площадью 583,5 кв. м, литер Е, кадастровый (условный) номер 23:43:0126007:28245, номер и дата государственной регистрации права: 23-23-01/209/2007-078 от 15.06.2007, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.06.2014 N 23-0-1-166/4020/2014-7028;
- нежилые помещения 1-го этажа N N 10-35, назначение нежилое, площадью 389,5 кв. м, литер Е1, кадастровый (условный) номер 23:43:0126007:2733, номер и дата государственной регистрации права: 23-23-01/209/2007-080 от 15.06.2007, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.06.2014 N 23-0-1-166/4020/2014-7027;
На земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:225 расположено административное здание, назначение нежилое, площадью 847,3 кв. м, кадастровый (условный) номер 23-23-01/209/2007-072, принадлежащее на праве собственности предпринимателю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.10.2012 сделана запись регистрации N 23-23-01/2027/2012-607 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.10.2012 23-АЛ 136742).
Также на указанном земельном участке расположено 50 гаражных бокса, принадлежащих членам ПГСК N 88 на праве собственности.
В целях оформления права на части земельного участка, необходимые для эксплуатации указанных выше объектов недвижимого имущества, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:225 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, с сохранением участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в измененных границах.
Согласно заключениям кадастрового инженера от 28.05.2014 земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0000000:13870 площадью 774 кв. м, 23:43:0000000:13871 площадью 1 080 кв. м, 23:43:0126007:4426 площадью 765 кв. м, 23:43:0126007:4425 площадью 2 925 кв. м, 23:43:0126007:4424 площадью 1 082 кв. м, 23:43:0126007:4421 площадью 386 кв. м, 23:43:0126007:4422 площадью 1 497 кв. м, 23:43:0119002:3823 площадью 10 931 кв. м, 23:43:0119002:3817 площадью 1 286 кв. м, 23:43:0119002:3816 площадью 8 173 кв. м, 23:43:0119002:3811 площадью 1 540 кв. м, 23:43:0119002:3812 площадью 4 493 кв. м, 23:43:0119002:3813 площадью 7 059 кв. м, 23:43:0119002:3815 площадью 8 633 кв. м образованы из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованных земельных участков объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Также кадастровый инженер указал на то, что:
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3822 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 6 775 кв. м, расположены объекты недвижимого имущества: литер М - лагерь КРС летний, кадастровый номер 23:43:01260007:778, литер Н ферма племенная КРС, кадастровый номер 23:43:0126007:751;
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3821 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 8 174 кв. м, расположен объект недвижимого имущества: литер Ч - производственное помещение, кадастровый номер 23:43:01260007:723;
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3818 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 4 276 кв. м, расположен объект недвижимого имущества: литер Ш - производственное помещение, кадастровый номер 23:43:01260007:727;
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3814 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 4 226 кв. м, расположен объект недвижимого имущества: литер А - административное здание, кадастровый номер 23-23-01/792/2010-451;
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3824 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 6 498 кв. м, расположены объекты недвижимого имущества: литер О - лагерь КРС летний, кадастровый номер 23:43:01260007:752, литер Р ферма племенная КРС, кадастровый номер 23:43:0126007:746;
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3825 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 5 472 кв. м, расположены объекты недвижимого имущества: водозабор литер А, а насосная станция, производственное помещение кадастровый номер 000:03:401:055:015577310:0001, литер Б производственное помещение кадастровый номер 000:03:401:055:015577310:0002, литер В производственное помещение кадастровый номер 000:03:401:055:015577310:0003;
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3807 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 9 588 кв. м, расположены объекты недвижимого имущества: литер В гараж, кадастровый номер 23-23-01/209/207-073; литер Г, механическая мойка, кадастровый номер 23-23-01/342/2007-051; литер Д, склад, кадастровый номер 23-23-01/209/2007-076;
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3809 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 8 404 кв. м, расположены объекты недвижимого имущества: литер Е, нежилые помещения, кадастровый номер 23-23-01/209/2007-077, литер Е1, нежилые помещения, кадастровый номер 23-23-01/2009/2007-079;
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3810 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 3 614 кв. м, расположен объект недвижимого имущества: литер Г11 навес, кадастровый номер 23-23-01/792/2010-479.
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0119002:3808 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в границах вновь образованного земельного участка площадью 2 183 кв. м, расположены гаражные боксы.
Образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет, что подтверждается представленными в материалы дела соответствующими кадастровыми паспортами.
ОАО "Краснодарское" обратилось в территориальное управление с заявлением от 23.06.2014 N 02-42/183, согласно которого указывало, что раздел земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 необходим для использования объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу, а также возведения вспомогательных объектов хранения сельскохозяйственной техники и продукции. К заявлению общество приложило схему раздела земельного участка.
Территориальное управление письмом от 26.09.2014 N 09/10454 отказало в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, в связи с тем, что Росимуществом возвращены на доработку материалы по вопросу раздела спорного земельного участка. Росимущество указало на то, что необходимо предоставить документы, обосновывающие целесообразность раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в указанных границах и площадях; предоставить мотивированное мнение по целесообразности образования земельных участков (23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4424, 23:43:0126007:4421, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3823, 23:43:0119002:3817, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815), на которых объекты недвижимого имущества не расположены; предоставить согласие правообладателей объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:225.
Письмом от 30.09.2014 N 06-83/266 ОАО "Краснодарское" направило территориальному управлению согласие на раздел земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 ООО "Кубань ДКЛ", ОАО Племсоюз "Кубанский", предпринимателя, ПГСК N88.
Письмом от 07.11.2014 N 02-80/300 ОАО "Краснодарское" направило территориальному управлению копии свидетельств о государственной регистрации права на гаражные боксы в количестве 50 шт. а также свидетельства о государственной регистрации права на иные объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке.
Территориальное управление неоднократно отказывало в принятии решения о разделе спорного земельного участка.
Так письмом от 06.04.2016 N 09/48/4853 территориальное управление указало, что Росимуществом возвращены на доработку материалы (письмо от 15.12.2015 N ПП-10/52925).
Согласно письма от 15.12.2015 N ПП-10/52925 площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 согласно кадастровому паспорту от 07.10.2015 N 2343/12/15-1142853 равна 1 369 656 кв. м. Согласно выписке из ЕГРП от 31.10.2015 N 23/001/401/2015-4375 площадь спорного земельного участка равна 312 603 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:225, площадью 312 603 кв. м является единым землепользованием, состоящим из двух частей с кадастровым номером 23:43:0119002:55, площадью 206 944 кв. м и с кадастровым номером 23:43:0126007:483 площадью 1 162 712 кв. м. В представленных кадастровых паспортах данных вновь образованных земельных участков в графе 16.1 указывается только об одном образуемом участке (на не о 24 земельных участках). Образуемые земельные участки поставлены на кадастровый учет в разное время: 24.04.2014, 30.04.2014, 04.06.2014, 06.06.2014. Границы образуемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3815, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0000000:13870 23:43:0000000:13871 выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225. Также Росимущество ссылается на то, что граница земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0119002:94, 23:43:0126007:638, 23:43:0126007:514, 23:43:0119010:115. Также Росимущество сослалось на то, что заявителем не устранены замечания, изложенные в письме от 10.08.2015 NПП-10/32742.
В письме от 10.08.2015 N ПП-10/32742 указано следующее, что в представленных согласиях на раздел земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 отсутствуют сведения о согласии о разделе именно в указанных границах и площадях. Также необходимо предоставить документы, обосновывающие целесообразность раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в указанных границах и площадях; предоставить мотивированное мнение по целесообразности образования земельных участков (23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4424, 23:43:0126007:4421, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3823, 23:43:0119002:3817, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815), на которых объекты недвижимого имущества не расположены.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Краснодарское" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - с изменениями в редакции Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.12.2014 N 487-ФЗ, вступившими в силу с 01.03.2015) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на определенных принципах, в т. ч принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (часть 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них). Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Частями 1 и 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Как указано выше сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в государственный кадастр недвижимости внесены 07.12.2007 (кадастрового паспорта от 26.07.2016 N 2343/12/16-935058), в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указанный земельный участок является ране учтенным.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 по делу N А67-1041/2013 указано, что исключений для государственных и муниципальных земельных участков, прошедших кадастровый учет как ранее учтенные участки, без установления их точной площади и описания границ посредством определения координат характерных точек, названная норма не содержит.
Поэтому пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации не создает препятствий к кадастровому учету образованного и описанного в соответствии с требованиями земельного законодательства земельного участка, представляющего собой часть ранее учтенного земельного участка, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены.
В соответствии с частью 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (введен в действие после 01 марта 2015 года) в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно частям 4 - 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В материалы дела истцом представлены расчеты - обоснования нормативной площади земельных участков, образуемых при разделе (N 111 от 21.11.2016, N 112 от 21.11.2016, N 113 от 12.11.2016, N 116 от 25.11.2016, N 117 от 25.11.2016, N 118 от 25.11.2016, N 119 от 25.11.2016, N 120 от 25.11.2016, N 122 от 25.11.2016, N 121 от 25.11.2016, N 123 от 25.11.2016, N 124 от 28.11.2016), выполненные ООО "Земельно - Кадастровый Центр".
При расчете нормативной площади земельных участков ООО "Земельно - Кадастровый Центр" учтены положения Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденные решением городской Думы от 30.01.2007 N 19 п.6, СП 19.13330.2011 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий актуализированная редакция СНиП II-97-76.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225, поставлены в установленном порядке на государственный кадастровый учет, что подтверждается наличием кадастровых паспортов, в которых указана площадь каждого земельного участка, которая не превышает общей площади исходного участка.
ОАО "Краснодарское" во исполнение требования пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации были представлены соответствующие документы, подтверждающие его право на образование спорных земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, так как он является правообладателем исходного участка на праве аренды, а также иных правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных на исходном земельном участке. Заявителем предоставлены соответствующие согласия на раздел правообладателей на объекты недвижимого имущества, расположенные на исходном земельном участке.
Таким образом, у территориального управления не было оснований для непринятия положительного решения по заявлению общества о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение территориального управления, оформленное письмом от 06.04.2016 N 09/4853, об отказе в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 и образовании земельных участков с кадастровым номером 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, с сохранением участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в измененных границах, является незаконным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2016 по делу N А41-29468/2015.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что единственным способом обеспечить восстановление нарушенных прав заявителя является возложение обязанности на территориальное управление принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 и образовании земельных участков с кадастровым номером 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, с сохранением участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 в измененных границах.
В силу части 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с положением о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период обращения организации в управление, регламентирован порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 1 указанной статьи, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Однако, как следует из пояснений представителя ОАО "Краснодарское", общество и иные собственники объектов недвижимого имущества, расположенных на исходном земельном участке с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0119002:3809, 23:43:0119002:3807, 23:43:0119002:3810, 23:43:0119002:3808, 23:43:0119002:3818, 23:43:0119002:3816, 23:43:0119002:3811; 23:43:0119002:3813, 23:43:0119002:3815, 23:43:0119002:3814, 23:43:0119002:3812, 23:43:0119002:3817, 23:43:0126007:4425, 23:43:0126007:4426, 23:43:0126007:4422, 23:43:0119002:3824, 23:43:0119002:3822, 23:43:0119002:3821, 23:43:0119002:3823, 23:43:0126007:4424, 23:43:0000000:13870, 23:43:0000000:13871, 23:43:0119002:3825, 23:43:0126007:4421, а также 23:43:0000000:225 в измененных границах.
По правилам статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Требование о понуждении заключить договор аренды земельного участка может быть заявлено в суд только после направления заинтересованными лицами в территориальное управление оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок.
Доказательства направления в адрес территориального управления предложения заключить договор аренды земельного участка до обращения в суд заявителем не представлены, что свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
В силу пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования о возложении на территориальное управление обязанности принять решение о предоставлении в аренду спорных земельных участков надлежит оставить без рассмотрения.
Таким образом, доводы ответчика не находят своего подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в судебном акте, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем необходимо возложить на заинтересованное лицо.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 декабря 2016 года по делу N А32-12852/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12852/2016
Истец: ОАО "Краснодарское" по искусственному осеменению сельскохоз животных, ОАО "КРАСНОДАРСКОЕ" ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОСЕМЕНЕНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ, ОАО ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СОЮЗ "КУБАНСКИЙ" ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЕ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Третье лицо: ИП Финютин Денис Владимирович, ОАО ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СОЮЗ "КУБАНСКИЙ" ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПЛЕМЕННОЙ РАБОТЕ, ОАО производственный союз предприятийи организаций по племенной работе "Кубанский", ООО "КУБАНЬ-ДКЛ ", ООО "Кубань-ДКЛ", ПГК N 88 по строительству и эксплуатации частных капитальных и металлических гаражей и стоянок для автомобилей, мотоциклов и мотоколясок индивидуальных владельцев, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Росимущества в КК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7323/17
31.05.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2292/17
16.02.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1530/17
14.12.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12852/16