Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июня 2017 г. N Ф10-1831/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А54-2788/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Дайнеко М.М., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца - Барановой Е.И. (доверенность от 01.02.2017 N 1); от ответчика - Синицына А.В. (доверенность от 21.09.2015 N 62/2015-99); от третьего лица - администрации города Рязани - Савиной Т.А. (доверенность от 11.11.2016 N 03/1/1-44-90), в отсутствие представителя Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.11.2016 по делу NА54-2788/2016 (судья Костюченко М.Е.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Престиж" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Рязанской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 13.04.2016 N 62/16-10307 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Представитель заявителя в порядке ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил наименование заявителя по делу (в связи с изменением наименования общества - т. 1, л. д. 50), просил суд считать заявителем по делу общество с ограниченной ответственностью "Достояние". Уточнение судом принято.
Определениями суда от 27.05.2016 и от 12.07.2016 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани и администрация города Рязани.
Заявитель на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил признать незаконным решение от 13.04.2016 N 62/16-10307 о приостановлении осуществления кадастрового учета в части несоответствия вида разрешенного использования земельного участка и несоответствия площади образуемого земельного участка. То есть обществом оспариваются основания приостановления кадастрового учета, связанные с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка для соответствующей территориальной зоны и несоответствия площади земельного участка установленному предельному минимальному размеру земельного участка.
Одновременно заявитель просил обязать заинтересованное лицо внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Полевая, д. 96, стр. 27, площадью 1 880 кв. м.
Уточнение судом принято.
Решением арбитражного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражений, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что общество является собственником нежилого сооружения (автостоянки), расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Полевая, Д. 96, строение 27 (свидетельство о государственно регистрации права - т. 1, л. д. 13).
С целью реализации прав на земельный участок, на котором находится нежилое строение, общество 02.03.2016 обратилось с письмом от 01.03.2016 N 2 в Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани для утверждения схемы расположения земельного участка (т. 1, л. д. 16).
Администрацией города Рязани внесено постановление от 31.03.2016 N 1330 о предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка площадью 1880 кв. м для размещения сооружения - автостоянка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л. д. 14-15). В данном постановлении указана территориальная зона земельного участка - Ж5 (зона общественно-жилой застройки), вид разрешенного использования земельного участка - обслуживание автотранспорта.
Согласно утвержденной схеме ООО "Рязаньземпроект" был изготовлен межевой план земельного участка (диск - т. 1, л. д. 125).
Заявитель 07.04.2016 обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1880 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Полевая, д. 96, стр. 27 (т. 1, л. д. 123-124).
По результатам рассмотрения данного заявления заинтересованным лицом вынесено решение от 13.04.2016 N 62/16-10307 о приостановлении осуществления кадастрового учета (т. 1, л. д. 10-11) в связи с тем, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует видам разрешенного использования соответствующей территориальной зоны (Ж5); площадь образуемого земельного участка не соответствует минимальному размеру, установленному для данной территориальной зоны (минимальная площадь - 2 000 кв. м); не указан кадастровый номер здания, расположенного на земельном участке.
В письме от 10.05.2016 N 03 (т. 1, л. д. 17) заявитель просил Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани изменить вид разрешенного использования образуемого земельного участка в соответствии с территориальной зоной.
В ответе от 16.05.2016 N 05/3-1980-исх (т. 1, л. д. 18-19) третье лицо указало на отсутствие оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка, поскольку данный вид определен в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540. По мнению администрации, не приведение Правил землепользования и застройки в городе Рязани в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренных классификатором на момент принятия постановления от 31.03.2016 N 1330, не противоречит действующему законодательству.
В письме от 01.06.2016 N 03 (т. 1, л. д. 47) общество просило Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани рассмотреть возможность увеличения площади земельного участка на 120 кв. м до минимального размера 2000 кв. м, установленного для зоны Ж5.
В ответе от 24.06.2016 N 05/3-13-2595-исх (т. 1, л. д. 48) третье лицо указало на невозможность увеличения площади земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне, частично в охранной зоне железной дороги, частично в коридоре красных линий, то есть на территории общего пользования.
Невозможность реализации своих прав на приобретение земельного участка в собственность либо в аренду послужила основанием для обращения общества в суд с заявленными требованиями.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости или любые иные лица.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
На основании ч. 10 ст. 26 Закона о кадастре решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что площадь образуемого земельного участка, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Полевая, д. 96, стр. 27, составляет 1880 кв. м.
Данный земельный участок расположен в зоне Ж5 (зона общественно-жилой застройки), для которой Правилами землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 897-I (далее - Правила землепользования и застройки), установлен предельный минимальный размер земельного участка 2 000 кв. м (0,2 га).
В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
На основании п. 1 и п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 указанной статьи градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Следовательно, градостроительные регламенты с учетом правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством (п. 1 ст. 1 ГрК РФ), определяют правовой режим земельных участков в процессе их застройки.
Положения ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и абз. 4 п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что земельные участки, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, а норма ч. 1 ст. 40 Кодекса позволяет правообладателям земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, само по себе несоответствие размера заявленного к постановке на кадастровый учет земельного участка установленному градостроительным регламентом размеру не является безусловным основанием для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре.
На основании п. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Таким образом, для постановки на кадастровый учет земельного участка в границах территории общего пользования минимальные размеры таких участков должны быть установлены федеральным законодательством.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации к землям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани в письме от 26.06.2016 N 05/3-13-2595-исх (т. 1, л. д. 48) указало, что спорный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне, частично в охранной зоне железной дороги, частично в коридоре красных линий, то есть на территории общего пользования (улица Полевая).
В судебном заседании представитель третьих лиц пояснил, что изменить границы сформированного земельного участка, увеличив его площадь до 2 000 кв. м, не представляется возможным.
Таким образом, с учетом изложенных правовых норм применительно к заявленному к постановке на кадастровый учет земельному участку, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения установленных муниципальными Правилами землепользования и застройки минимальных размеров земельных участков.
Следовательно, несоответствие площади образуемого земельного участка минимальным размерам, установленным Правилами землепользования и застройки, не является препятствием для постановки его на кадастровый учет.
В постановлении администрации от 31.03.2016 N 1330 о предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка установлен вид разрешенного использования земельного участка - обслуживание автотранспорта.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории и определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и исходя из разрешенного использования таких земель в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На основании статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ.
Согласно части 12 статьи 34 Федерального закона 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в котором размещение стоянок (парковок) указано под кодом 4.9 и отнесено к такому виду разрешенного использования, как "обслуживание автотранспорта".
В Правилах землепользования и застройки указано, что вспомогательным видом разрешенного использования для зоны Ж-5 являются - открытые гостевые автостоянки для временного хранения а/м, гаражи.
Следовательно, вывод органа кадастрового учета о том, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует видам разрешенного использования соответствующей территориальной зоны (Ж5) является неправомерным.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что сооружение - автостоянка было введено в эксплуатацию в 1998 году, общество с 05.01.2001 являлось собственником 9/10 доли в праве собственности на данное сооружение (кадастровый паспорт - т. 1, л. д. 105-106), а с 29.02.2016 единственным собственником (т. 1, л. д. 13).
Таким образом, сооружение было построено и начало эксплуатироваться до введения в действие Правил землепользования и застройки.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
При таких обстоятельствах не приведение Правил землепользование и застройки в соответствии с классификатором, учитывая, что эксплуатация сооружения началась до вступления указанных Правил в силу, а фактическое использование земельного участка соответствует вспомогательному виду разрешенного использования, установленному Правилами, не может служить препятствием для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Оспариваемое решение нарушает права общества на приобретение земельного участка в собственность либо в аренду в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании частично недействительным решения заинтересованного лица от 13.04.2016 N 62/16-10307 о приостановлении осуществления кадастрового учета правомерно удовлетворено судом первой инстанции как обоснованное.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Рязанской области принято решение от 13.07.2016 N 62/16-19261 об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении спорного земельного участка. Следовательно, с указанной даты решение от 13.04.2016 N 62/16-10307 о приостановлении осуществления кадастрового учета прекратило свое действие.
Изложенные в жалобе доводы не принимаются апелляционным судом во внимание как несостоятельные, поскольку им была дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, таким образом, они
Доводы апелляционной жалобы сводятся к немотивированному несогласию с выводами суда первой инстанции, не принимаются апелляционным судом во внимание как несостоятельные, поскольку им была дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. правомерно отнесены на заинтересованное лицо.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.11.2016 по делу N А54-2788/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-2788/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июня 2017 г. N Ф10-1831/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Достояние", ООО "Престиж"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области
Третье лицо: Администрация города Рязани, Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани, ООО "Престиж"