Требование: о взыскании долга и пени, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, о взыскании убытков
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Саратов |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А57-22232/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2016 года по делу N А57-22232/2016 (судья Волкова М.А.),
по исковому заявлению Администрации Вольского муниципального района (Саратовская область, г. Вольск, ОГРН 1026401677807)
к Министерству сельского хозяйства Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1036405514090)
третьи лица: Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, за счет средств казны Саратовской области: суммы задолженности по соглашению N 4 от 01.07.2015 года в размере 720000,00 рублей,
суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, за период с 01.01.2016 года по 30.08.2016 года, в размере 38982,90 рублей,
суммы убытков в размере 68200 рублей, в том числе: пени в размере 50400 рублей,
государственная пошлина в размере 17800 рублей по решению Арбитражного суда
Саратовской области по делуN А57-8987/2016,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд поступило исковое заявление Администрации Вольского муниципального района Саратовской области к Министерству сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов о взыскании с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, за счет средств казны Саратовской области: суммы задолженности по соглашению N 4 от 01.07.2015 года в размере 720000,00 рублей; суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, за период с 01.01.2016 года по 30.08.2016 года, в размере 38982,90 рублей; суммы убытков в размере 68200 рублей, в том числе: пени в размере 50400 рублей, государственная пошлина в размере 17800 рублей по решению Арбитражного суда Саратовской области по делуN А57-8987/2016.
Решением суда от 28.11.2016 с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу Администрации Вольского муниципального района Саратовской области взыскана задолженность по Соглашению N 4 от 01.07.2015 г. в размере 720 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 года по 30.08.2016 года в размере 38 982 рубля 90 копеек, в остальной части, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 38982,90 рублей Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле обжалуемый судебный акт пересматривается в части по правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между администрацией Вольского муниципального района и Министерством сельского хозяйства Саратовской области 01.07.2015 года было заключено соглашение N 4 "О порядке представления и условиях расходования из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных районов и поселений области на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог" в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598, входящей в состав Государственной программы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы", в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", и Законом Саратовской области от 05.12.2014 г. N172-ЗСО "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Объем финансирования, предусмотренный в 2015 году на мероприятия федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по Вольскому муниципальному району согласно приложения к соглашению N 4 от 01 июля 2015 года составлял 1 550 000,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 780 000,00 рублей, за счет средств областного бюджета 720 000,00 рублей, за счет средств местного бюджета 50 000,00 рублей.
Со стороны Администрации Вольского муниципального района Саратовской области обязательства по Соглашению, предусмотренные Соглашением, а именно, обеспечение размещения заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение оплаты выполненных работ (услуг) в порядке, установленном законодательством, целевое использование выделенных бюджетных средств и предоставление отчетности о выполненных работах, выполнение целевых показателей (пункт 2.2.3 Соглашения) исполнены в полном объеме.
Приложением к Соглашению предусмотрены: Мероприятия по развитию газификации в сельской местности (газоснабжение с. Куликовка Вольского района) с источниками финансирования - федеральный бюджет - 780000 рублей, областной бюджет - 720 000 рублей, а также местный бюджет - 50 000 рублей, всего на общую сумму 1 550 000 рублей.
Вследствие неисполнения ответчиком условий Соглашения по предоставлению средств бюджета управлением муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района не исполнены обязательства по оплате указанного контракта в сумме 720 000 рублей.
Неисполнение ответчиком условий соглашения по представлению субсидий послужило основанием для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидии, процентов за пользование чужими средствами в период с 01.01.2016 года по 31.08.2016 года составила 38 982,90 рублей и убытков в размере 68200 рублей.
Признав установленным факт наличия задолженности ответчика перед истцом, суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в полном объеме.
Между тем, ответчик с выводами суда в части взыскании процентов, начисленных в порядке ст. 395 ГК РФ, не согласился, что послужило основанием для пересмотра судебного акта в порядке апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации) в соответствии со статьей 179.2 настоящего Кодекса.
Как было отмечено ранее, предметом заключенного между истцом и ответчиком соглашения N 4 от 01.07.2015 является предоставление средств федерального бюджета и средств бюджета Саратовской области на софинансирование расходных обязательства Вольского муниципального района на мероприятия по развитию газификации в сельской местности в форме субсидий.
Как усматривается из преамбулы названного соглашения, последнее заключено в целях реализации мероприятия федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598, входящей в состав Государственной программы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы", в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", и Законом Саратовской области от 05.12.2014 г. N172-ЗСО "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств.
Применение положений данной статьи в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям. Данный правовой подход отражен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1665-О.
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны с другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Поскольку в рассматриваемом случае правоотношения по предоставлению субсидий возникают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность применения гражданского законодательства не предусмотрена, основания для взыскания с министерства процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствовали. Подобный правовой подход отражен в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Ввиду изложенного решение суда в обжалуемой части подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 ноября 2016 года по делу N А57-22232/2016 в обжалуемой части в части взыскания с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, (ИНН 6455020996) за счет средств казны Саратовской области процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 года по 30.08.2016 года в размере 38 982 рубля 90 копеек отменить. В иске в отмененной части отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22232/2016
Истец: Администрация Вольского муниципального района, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Саратовской области, СО в лице Министерства сельского хозяйства СО
Третье лицо: Министерство финансов саратовской области, Министерство финансов СО
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15296/16