Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф04-1037/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А27-20847/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.02.2017.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Полосина А. Л.
Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (07ап-389/17)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.12.2016 по делу N А27-20847/2016 (Судья Потапов А.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Энергопромсервис" (г. Кемерово, ОГРН 1124205015879, ИНН 4205250721) к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (г. Кемерово, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) о признании недействительным решения от 01.08.2016 N 052С04160004042 в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Энергопромсервис" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Компания "Энергопромсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту - пенсионный фонд, орган ПФР, Управление) N 052С04160004042 от 01.08.2016 в части о привлечении ООО "Компания "Энергопромсервис" "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части установления штрафа в сумме 430 409 рублей.
Решением суда от 13.12.2016 (резолютивная часть объявлена судом 06.12.2016) заявленные требования частично удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием правовых оснований для снижения начисленного штрафа.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществом расчет за 1 квартал 2016 г. представлен в УПФР в форме электронного документа (по ЭЦП) 27.05.2016, то есть с нарушением установленного законом срока, что заявителем не оспаривается. По выявленному факту нарушения законодательства органом ПФ РФ составлен акт, а в последующем в отношении Общества принято решение N 052С04160004042 от 01.08.2016 г. "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах", согласно которого оно было привлечено к штрафу по ч.1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в размере 430409,60 руб. В последующем общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Принимая судебный акт о частичном удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируется главой 6 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В статье 44 Закона N 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 на основании пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ), предусматривалась возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пункт 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2015, предписывал руководителю (заместителю руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 22 статьи 5 Закона N 188-ФЗ в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2015, в соответствии с которыми указан закрытый перечень действий руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки, в которые не включена возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Однако, постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3). Федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением, внести в законодательство Российской Федерации о страховых взносах изменения, позволяющие индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства. Впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем Постановлении.
Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Из материалов дела следует, что срок предоставления сведений был нарушен Обществом на 5 рабочих дней. Штраф органом ПФ был исчислен в точном соответствии с размером, установленном ч.1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ и составил по оспариваемому решению 430409,60 руб.
С учетом наличия следующих обстоятельств (незначительность допущенной просрочки в представлении сведений, совершение правонарушения впервые и без умысла, признание им допущенного правонарушения, учитывая степень общественной опасности допущенного правонарушения) апелляционный суд признает правильным вывод суда первой инстанции о возможности снижении размера исчисленной санкции в пять раз, то есть до 86081,92 руб., следовательно, правомерно признано недействительным решение пенсионного фонда от 01.08.2016 N 052С04160004042 в части. Доказательств, опровергающих наличие смягчающих обстоятельств, Пенсионным фондом в материалы дела в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Довод Пенсионного фонда о том, что судом несоразмерно уменьшена сумма штрафа, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку это является правом суда.
Ссылка подателя жалобы на то, что несвоевременное представление отчетности создает существенные препятствия для реализации застрахованными лицами конституционного права на пенсионное обеспечение признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку несмотря на незначительную просрочку в предоставлении сведений (5 календарных дней).
В данном случае, учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Пенсионный фонд не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.12.2016 по делу N А27-20847/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Полосин А. Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20847/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф04-1037/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Компания "ЭнергоПромСервис"
Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)