город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2017 г. |
дело N А32-22787/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей О.А. Сулименко, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём с\з Шемшыленко А.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от третьих лиц представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Вардзеляна Артура Рубеновича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2016 по делу N А32-22787/2016 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Вардзеляна Артура Рубеновича, к Администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, при участии третьих лиц: Вардзеляна Игоря Рубеновича, Георгиевой Гоар Мишаи, Преснякова Андрея Павловича, об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 28.06.2016 N 07-05/854, принятое судьей Корейво Е.В.
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Вардзелян Артур Рубенович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края (далее - администрация) о незаконным выраженного в письме от 28.06.16г. N 07- 05/854. отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации (далее - управление) в выдаче заявителю разрешения на строительство здания (котельной) для инженерного обеспечения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Птицефабрика "Динская", восточнее и юго-восточнее п. Украинского и обязании администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путём выдачи разрешения, отказ в выдаче которого обжалуется.
Решением суда от 30.09.16г. в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду законности оспариваемого отказа.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт ввиду незаконности оспариваемого отказа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Вардзелян Игорь Рубенович, Георгиева Гоар Мишаи, Пресняков Андрей Павлович.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица поддерживают апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В составе суда определением председателя судебного состава на основании ст. 18 АПК РФ произведена замена: судья Сурмалян Г.А. в связи с нахождением в очередном трудовом отпуске заменён на судью Сулименко О.А., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель является участником общей долевой собственности (21180/84719 доли) в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0703001:60 общей площадью 84719 м2 по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Птицефабрика "Динская", восточнее и юго-восточнее п. Украинского, из земель сельскохозяйственного назначения - с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (запись о государственной регистрации права от 04.05.16г. N 23-23/03123/031/600/2016-1666/2) (далее - спорный земельный участок).
16.06.16г. заявитель, Вардзелян И.Р., Георгиева Г.М., Пресняков А.П. обратились к администрации с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания (котельной) для инженерного обеспечения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Птицефабрика "Динская", восточнее и юго-восточнее п. Украинского. Здание котельной было необходимо для обеспечения функционирования временной теплицы для выращивания овощей на спорном земельном участке.
28.06.16г. письмом N 07-05/854 управление администрации отказало в удовлетворении указанного заявления, сославшись на то, что для возможности выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства - здания для инженерного обеспечения сельскохозяйственного производства, не предусмотренного градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, необходимо внесение соответствующих изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство.
В силу ч.1 ст. 198 АПК РФ и ч.2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно п.2 ст. 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ.
На основании п.1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с п.3 ст. 51 ГрК РФ, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу п.9 ст. 1 ГрК РФ, градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами; градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п.п. 3, 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Как следует из материалов дела и в соответствии с дополнительно представленными администрацией суду апелляционной инстанции документами о территориальном планировании и градостроительном регламенте, в соответствии с генеральным планом Динского сельского поселения, утвержденным Решением Совета Динского сельского поселения от 27 декабря 2012 года N 242-39/2 (далее - Генплан) спорный земельный участок расположен в четырех функциональных зонах: территории резервной жилой застройки, территории объектов делового и общественного и коммерческого назначения, территории зеленых насаждений санитарно - защитного назначения и территории насаждения общего пользования.
Согласно ст. 35 ГрК РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Объекты инженерного обеспечения (как линейные, так и здания) могут присутствовать в данных функциональных зонах.
Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции к которым в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.14г. N 540 можно отнести объекта капитального строительства - здание для инженерного обеспечения сельскохозяйственного производства (тепличного комплекса) в данных функциональных зонах не допускается.
В соответствии с п.2 ст. 11 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Согласно п.1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Генпланом градостроительные регламенты не устанавливаются, а устанавливаются только функциональные зоны.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст. 30 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования; _
3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ функциональные зоны, планируемые в Генплане на территории спорного земельного участка, находящегося на землях сельскохозяйственного назначения за границей населенного пункта, относятся в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, входящим в состав земель населенных пунктов.
С учётом изложенного, согласно письменным пояснениям управления, в карте градостроительного зонирования ПЗЗ на территории Динского сельского поселения, утвержденных Решением Совета Динского сельского поселения от 26 декабря 2013 N 293-49/2 (изменения от 26 ноября 2015 N 81-16/3) обозначены как территории, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются.
Территориальные зоны в карте градостроительного зонирования будут изменены в соответствии с утвержденным генеральным планом после включения данных территорий в черту населенного пункта, но здания, сооружения, используемые для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции в данных территориальных зонах будут отсутствовать, так как в соответствии со ст. 31 ГрК РФ ПЗЗ должны соответствовать Генплану.
Как следует из относящейся к спорному земельному участку фрагмента карты градостроительного зонирования Динского сельского поселения Динского района, входящей в состав ПЗЗ на территории Динского сельского поселения, утвержденных Решением Совета Динского сельского поселения от 26 декабря 2013 N 293-49/2 (изменения от 26 ноября 2015 N 81-16/3), спорный земельный участок расположен на территориях, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются, следовательно градостроительный регламент для данного земельного участка не установлен.
В соответствии с ПЗЗ заявителю был выдан градостроительный план N RU-23 508302-091 спорного земельного участка, в котором в чертеже градостроительного плана земельного участка отсутствует место допустимого размещения объекта капитального строительства и указана 100-метровая санитарно - защитная зона от тепличного и парникового хозяйства до жилых домов, расположенных через дорогу от спорного земельного участка (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
На этом основании, как на то ссылается администрация, разместить объект капитального строительства - здание для инженерного обеспечения сельскохозяйственного производства не представляется возможным.
Вид разрешенного использования спорного земельного участка: "для сельскохозяйственного производства" градостроительными регламентами не установлен.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании изложенного администрацией сделан вывод о том, что ббъект капитального строительства - здание (котельная) для инженерного обеспечения сельскохозяйственного производства (тепличного комплекса), для строительства которого заявитель просил разрешение, не соответствует функциональным зонам Генплана.
С учётом этого администрация в оспариваемом отказе сослалась на то, что по указанным причинам до обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство требуется внесение изменений в Генплан в части изменения функциональной зоны на территории сельскохозяйственных предприятий и соответствующие внесения в ПЗЗ.
В результате этих изменений, как на то ссылается администрация, в ПЗЗ должна появится зона объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2), позволяющая выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства - здание для инженерного обеспечения сельскохозяйственного производства (тепличного комплекса).
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемого в деле отказа в выдаче разрешения на строительство. Апелляционная жалоба отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2016 по делу N А32-22787/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22787/2016
Истец: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Вардзелян Артур Рубенович, Глава крестьянского фермерского хозяйства Вардзелян Артур Рубенович
Ответчик: Администрация муниципального образования Динской район Краснодарского края
Третье лицо: Вардзелян Игорь Рубенович, Георгиева Гоар Мишаи, Пресняков Андрей Павлович, Администрация муниципального образования Динской район