Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор, об урегулировании разногласий при заключении договора
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
13 февраля 2017 г. |
Дело N А50-19347/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Жуковой Т.М., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии:
от истца - Администрации Кизеловского муниципального района: Еремеева М.А., доверенность от 09.01.2017, паспорт;
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "Кама": Мартьянова Е.Ю., доверенность от 16.06.2016, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А50-19347/2016
по иску Администрации Кизеловского муниципального района
к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "Кама" (ОГРН 1085904001325, ИНН 59044180500)
о понуждении заключить соглашение об исполнении условий конкурса социально значимого имущества
установил:
Администрация Кизеловского муниципального района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "Кама" (далее - ООО ТА "КАМА", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при подписании соглашения об исполнении условий конкурса по продаже социально-значимого имущества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2016 общество с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "КАМА" обязано заключить с Администрацией Кизеловского муниципального района заключить соглашение об исполнении конкурса социально-значимого имущества, в следующей редакции:
Муниципальное образование "Кизеловский муниципальный район", (далее - Муниципалитет) в лице Главы Кизеловского муниципального района А.А. Лошакова, действующего на основании Устава Муниципалитета, постановление о вступлении в должность N 470 от 03.10.2014п, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью Торговый альянс "Кама", (далее - общество), в лице директора Главатских Вячеслава Юрьевича, действующего на основании Устава Общества, с другой стороны, далее при совместном упоминании именуемые "Стороны", заключили настоящее соглашение о следующем:
1.Цели и условия содержания социально значимых объектов недвижимого имущества.
В связи с заключением между МУП "Горводоканал" города Кизела Пермской области и Обществом договора купли-продажи б/н от 17.07.2009 г. имущественного комплекса, состоящего из объектов, перечисленных в Приложении 1 к настоящему соглашению (далее - Имущественный комплекс) и во исполнение Положения о конкурсе о продаже социально значимых объектов МУП "Горводоканал" Общество обязуется:
1.1. надлежаще, в соответствии с требованиями действующего законодательства использовать Имущественный комплекс согласно его целевому назначению - обеспечение водоснабжения и водоотведения потребителей, присоединенных к системам водоснабжения и водоотведения, находящихся на территории Муниципалитета;
1.2. предоставлять присоединенным потребителям услуги по водоснабжению, водоотведению по регулируемым ценам (тарифам) с использованием установленных надбавок к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы;
1.3. обеспечить надлежащее содержание и сохранность Имущественного комплекса, работоспособность каждого конструктивного элемента и Системы водоснабжения в целом, выполнение текущего и капитального ремонта, консервацию неиспользуемых элементов/объектов производить строго в соответствии с требованиями ГОСТов, СНИПов, иной технической документации и действующего законодательства.
2.Формы и сроки выполнения условий конкурса
2.1. Общество обязано выполнить обязанности, предусмотренные п. 1.1.1. - п. 1.1.3. соглашения до момента отчуждения имущественного комплекса.
2.2. Общество вправе выполнять условия конкурса по содержанию социально значимого имущества в любых формах, не противоречащих действующему законодательству.
3. Контроль за выполнением условий конкурса и ответственность сторон.
3.1. По запросу Муниципалитета Общество обязано в течение 10 рабочих дней предоставить Муниципалитету информацию о выполнении обязанностей, предусмотренных п. 1.1.1 и п. 1.1.3. Соглашения, до момента отчуждения имущественного комплекса.
3.2. В целях объективного контроля за ходом выполнения настоящего соглашения, а также разрешения разногласий, стороны создают двустороннюю комиссию. Состав комиссии формируется из представителей Муниципалитета и директора Общества (иного уполномоченного представителя/представителей Общества), которые являются обязательными членами комиссии. В случае необходимости проведения проверки Сторона, инициирующая проведение проверки, направляет второй стороне письменное уведомление о начале работы комиссии с указанием даты, времени и места, не позднее, чем за десять рабочих дней, до предполагаемой даты начала работы. Оценка выполнения обязанностей, предусмотренных п. 1.1.1 и п. 1.1.3. соглашения, проводится комиссией путем обследования имущественного комплекса. По результатам работы комиссии составляется акт обследования.
3.3. В случае необходимости к работе комиссии могут быть привлечены специалисты, эксперты.
3.4.Общество несет ответственность за исполнение условий настоящего Соглашения в соответствии с действующим законодательством.
4.Заключительные положения.
4.1 В случае отчуждения Имущественного комплекса предусмотреть в соответствующем договоре" обязательство нового собственника по заключению с Муниципалитетом соглашение о порядке использования Имущественного комплекса как социально-значимого имущества, либо перевод на нового собственника обязательств Общества по настоящему соглашению.
4.2.Неурегулированные между Муниципалитетом и Обществом в рамках Соглашения споры разрешаются в судебном порядке.
С приложением N 1.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик, общество с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "Кама", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 13.10.2016 изменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в материалах дела отсутствует уточненное соглашение, представленное истцом в судебном заседании 13.10.2016, которое положено с основу решения суда первой инстанции; мотивировочная часть решения суда противоречит резолютивной части; судом неправомерно включено в предмет соглашения условие, не предусмотренное конкурсной документацией, а именно п.1.3 (лист 5 Решения).
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт подлежащим изменению, поскольку в последнем варианте соглашения, представленном суду, часть условий соглашения была сторонами согласована, что не отражено в резолютивной части судебного акта.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 06.02.2017 в порядке, предусмотренном ст. 18 АПК РФ, произведена замена судьи Дюкина В.Ю. на судью Зеленину Т.Л.
Апелляционный суд, рассмотрев исковое заявление, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующее.
Материалами дела подтверждается приобретение обществом "Торговый Альянс "КАМА" в ходе торговой процедуры по реализации имущества МУП "Горводоканал" города Кизела Пермской области, находящегося в процедуре конкурсного производства, на торгах социально значимого имущества, поименованного в приложении N 1 к договору купли-продажи от 17.07.2009.
Администрация Кизеловского муниципального района направила в адрес обществом "Торговый Альянс "КАМА" соглашение о порядке использования социально значимого имущества, что подтверждается сопроводительным письмом от 26.05.2016.
Указанный проект соглашения ответчиком не подписан, как следует из письма от 14.06.2016, последний полагает условия соглашения не соответствующим законодательству о банкротстве.
В последующем истец представил новую редакцию соглашения, которая подписана ответчиком с протоколом разногласий.
В судебном заседании 07.02.2017 Администрация Кизеловского муниципального района представила иной проект соглашения об исполнении условий конкурса, который приобщен к материалам дела, просила обязать ответчика заключить соглашение в редакции:
"1.Цели и условия содержания социально значимых объектов недвижимого имущества.
В связи с заключением между МУП "Горводоканал" города Кизела Пермской области и Обществом договора купли-продажи б/н от 17.07.2009 г. имущественного комплекса, состоящего из объектов, перечисленных в Приложении 1 к настоящему соглашению (далее - Имущественный комплекс) и во исполнение Положения о конкурсе о продаже социально значимых объектов МУП "Горводоканал" Общество обязуется:
1.1. Содержать и обеспечивать эксплуатацию и использование приобретенных социально значимых объектов в соответствии с их целевым назначением ( водоснабжение, водоотведение);
1.2. Предоставлять присоединенным потребителям услуги по водоснабжению, водоотведению по регулируемым ценам (тарифам) с использованием установленных надбавок к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы.
1.3. Обеспечить надлежащее содержание и сохранность Имущественного комплекса, работоспособность каждого конструктивного элемента и Системы водоснабжения в целом, выполнение текущего и капитального ремонта, консервацию неиспользуемых элементов/объектов производить строго в соответствии с требованиями ГОСТов, СНИПов, иной технической документации и действующего законодательства;
2.Формы и сроки выполнения условий конкурса
2.1. Общество обязано выполнить обязанности, предусмотренные п. 1.1.1. - п. 1.1.3. соглашения до момента отчуждения имущественного комплекса.
2.2. Общество вправе выполнять условия конкурса по содержанию социально значимого имущества в любых формах, не противоречащих действующему законодательству.
3. Контроль за выполнением условий конкурса и ответственность сторон.
3.1. По запросу Муниципалитета Общество обязано в течение 10 рабочих дней предоставить Муниципалитету информацию о выполнении обязанностей, предусмотренных п. 1.1. и п. 1.3. Соглашения, до момента отчуждения имущественного комплекса.
3.2. В целях объективного контроля за ходом выполнения настоящего соглашения, а также разрешения разногласий, стороны создают двустороннюю комиссию. Состав комиссии формируется из представителей Муниципалитета и директора Общества (иного уполномоченного представителя/представителей Общества), которые являются обязательными членами комиссии. В случае необходимости проведения проверки Сторона, инициирующая проведение проверки, направляет второй стороне письменное уведомление о начале работы комиссии с указанием даты, времени и места, не позднее, чем за десять рабочих дней, до предполагаемой даты начала работы. Оценка выполнения обязанностей, предусмотренных п. 1.1. и п. 1.3. соглашения, проводится комиссией путем обследования имущественного комплекса. По результатам работы комиссии составляется акт обследования.
3.3. В случае необходимости к работе комиссии могут быть привлечены специалисты, эксперты. Привлечение экспертов обосновывается отсутствием у Сторон в штате сотрудников, обладающих необходимым образованием, знаниями, опытом работы, а также сложностью вопросов, для разрешения которых создаётся комиссия.
3.4. Стороны несут ответственность за исполнение условий настоящего Соглашения в соответствии с действующим законодательством.
4.Заключительные положения
4.1. В случае отчуждения Имущественного комплекса предусмотреть в соответствующем договоре обязательство нового собственника по заключению с Муниципалитетом соглашение о порядке использования Имущественного комплекса как социально-значимого имущества, либо перевод на нового собственника обязательств Общества по настоящему соглашению.
4.2.Неурегулированные между Муниципалитетом и Обществом в рамках Соглашения споры разрешаются в судебном порядке.".
Ответчик против подписания соглашения в указанной редакции возражает, указал на наличие разногласий касательно п. 1.3. соглашения, поскольку включение данного пункта в соглашение не согласуется правом собственника системы водоснабжения на вывод объектов системы водоснабжения из эксплуатации, консервацию и демонтаж (ст. 22 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ). Кроме того, полагает необходимым дополнить раздел 3 соглашения дополнительным пунктом о существенном нарушении условий соглашения в редакции, указанной в протоколе разногласий.
Представитель истца настаивал на подписании соглашения в представленной редакции.
Фактически спорными во взаимоотношениях сторон на момент рассмотрения спора являются п.п. 1.3 уточненного соглашения, представленного истцом в судебное заседание апелляционного суда, а также дополнительный пункт к разделу 3 соглашения в редакции протокола разногласий (без номера).
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п.1 ст. 446 ГК РФ).
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п. 1 ст. 446 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 132 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
По смыслу п. 6 ст. 129 Закона о банкротстве к социально значимым объектам отнесены объекты коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий.
Поименованное в договоре купли-продажи от 17.07.2009 имущество является социально значимым, представляет собой имущественный комплекс, необходимый для обеспечения нужд водоотведения и водоснабжения населения.
В соответствии с п. 4.2 ст. 132 Закона о банкротстве после проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Поскольку законодательством о банкротстве установлена обязанность покупателя социально значимых объектов заключить соглашение об исполнении условий конкурса, обращение органа местного самоуправления в суд с настоящим иском является правомерным. Основания полагать обязанность ответчика по заключению такого соглашения отсутствующей не имеется.
Довод ответчика о несоответствии пункта 1.3. соглашения в представленной истцом редакции Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" судом отклоняется в силу следующего.
Согласно п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
Продажа предприятия осуществляется путем проведения конкурса в случае, если в отношении этого предприятия покупатель должен выполнять условия, установленные решением собрания кредиторов или комитета кредиторов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 110 Закона о банкротстве).
Собранием кредиторов МУП "Горводоканал" города Кизела Пермской области утверждено положение продаже социально значимых объектов на торгах в виде конкурса, в соответствии с которым конкурсным условием является обязанность покупателя сдержать и обеспечивать эксплуатацию и использование социально-значимых объектов в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с абзацем 2 п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Включение в соглашение пункта 1.3. в редакции истца об обязанности покупателя обеспечить надлежащее содержание и сохранность имущественного комплекса, а также его работоспособность не противоречит приведенным выше нормам права, поскольку условие о необходимости обеспечения надлежащего содержания и использования социально значимых объектов в соответствии с их целевым назначением предусмотрено законодательством о банкротстве, а также условиями конкурса. Противоречия данного условиям положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не установлено.
Напротив, в соответствии с п. 1 ст. 8 названного Закона организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оснований для включения в соглашение дополнительного пункта о том, что должно признаваться существенным нарушением условий по эксплуатации и использованию социально значимого объекта не имеется, поскольку данная категория является оценочной и может быть квалифицирована в качестве такой применительно к конкретному нарушению, исходя из фактических обстоятельств. Принимая во внимание публичные интересы неопределенного круга лиц, которые должны быть обеспечены соглашением об исполнении условий конкурса, определение критериев существенности нарушений не может быть установлено в процентах от количества объектов, входящих в имущественных комплекс, содержание которых не обеспечено покупателем, а равно от длительности такого нарушения. Вопрос фиксации нарушений является вопрос доказывания обстоятельств, свидетельствующих о допущенных нарушениях, в связи с чем пунктом 3.2. соглашения предусмотрено создание комиссии.
С учетом вышеизложенного, представленное в редакции истца соглашение об исполнении конкурса социально значимого имущества соответствует действующему законодательству, условиям проведенного конкурса и иным правовым актам. Уклонение ответчика от подписания соглашения недопустимо, в связи с чем суд усматривает наличие оснований для понуждения ответчика к подписанию этого соглашения в представленной истцом редакции.
При отмеченных обстоятельствах решение от 20 октября 2016 года подлежит отмене на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возлагаются на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 октября 2016 года по делу N А50-19347/2016 отменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "Кама" заключить с Муниципальным образованием "Кизеловский муниципальный район" соглашение об исполнении конкурса в редакции, представленной Администрацией Кизеловского муниципального района Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А.Полякова |
Судьи |
Т.М.Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19347/2016
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КИЗЕЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: ООО ТОРГОВЫЙ АЛЬЯНС "КАМА"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18479/16