Требование: о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
15 февраля 2017 г. |
Дело N А84-4191/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 15.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" - Сафроновой Е.А., доверенность N 92 от 08.02.2017; от Управления Министерства внутренних дел России по городу Севастополю - Гайдукевича А.Н., доверенность N 22 от 29.12.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.11.2016 года по делу А84-4191/2016 (судья Минько О.В.),
по заявлению Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" (299011, г. Севастополь, пр. Нахимова, д. 6; ОГРН 1149204071653, ИНН/КПП 9204509748/920401001)
к Отделу судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Севастополю (299014, г. Севастополь, ул. Правды, д. 10),
при участии заинтересованных лиц:
Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г.Севастополю (299040, г. Севастополь, ул. Промышленная, д.1),
Управления Федеральной службы судебных приставов России по Севастополю (299014, г.Севастополь, ул. Правды, д. 10),
Управления Министерства внутренних дел России по городу Севастополю (299011, г. Севастополь, ул. Пушкина, д.10),
Государственного предприятия "Украинское агентство по авторским и смежным правам" (01030, г.Киев, ул. Богдана Хмельницкого, д. 41, лит. А, оф. 1,2,3),
о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.11.2016 года по делу А84-4191/2016 в удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" отказано.
Не согласившись с указанным решением, Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства Отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Севастополю, Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г.Севастополю, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Севастополю, Государственного предприятия "Украинское агентство по авторским и смежным правам", апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Севастополя от 01.10.2014 N 343 "О ликвидации коммунальных учреждений Главного Управления культуры и охраны объектов культурного наследия Правительства Севастополя" ликвидированы коммунальные учреждения Главного Управления культуры и охраны объектов культурного наследия, в том числе - Коммунальное учреждение Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского.
Постановлением Правительства Севастополя от 11.12.2014 N 569 "О создании учреждений культуры города Севастополя" было создано Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского".
В Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" внесена запись о вновь созданном юридическом лице, 30.12.2014 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1149204071653.
Таким образом, Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского", является вновь созданным юридическим лицом и не является правопреемником Коммунального учреждения "Севастопольский академический российский драматический театр им. А.В. Луначарского".
Распоряжением Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 340-РП "О закреплении имущества на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" (далее - распоряжение Правительства Севастополя N340-РП) включено в Реестр собственности города Севастополя имущество, указанное в приложениях N 1, 2, 3, 4, 5 к настоящему распоряжению, как имущество, находящееся в казне города Севастополя, закреплено на праве оперативного управления за заявителем имущество, указанное в приложениях N 1, 2, 3, 4, 5, 6 к настоящему распоряжению.
Согласно Приложения N 2 к распоряжению Правительства Севастополя N340-РП перечня имущества, включаемого в Реестр собственности города Севастополя и подлежащего передаче в оперативное управление Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского", заявителю был передан в оперативное управление автомобиль DAEWOO Leganza F4CQ57D 99224КС.
30.04.2015 заявитель принял у Коммунального учреждения Севастопольский академический русский драматический театр имени А.В. Луначарского" недвижимое имущество, в том числе транспортное средство - автомобиль марки DAEWOO, модель Leganza F4CQ57D, регистрационный знак N KLAVF69ZE1B32112499224, тип- легковой седан, цвет - серый, регистрационный знак - 99224КС, о чем свидетельствует акт приема-передачи имущества.
18.08.2016 МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю на заявление Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" от 12.08.2016 N 7559767 о проведении регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства было отказано, в связи с наложением ограничения Отделом государственной исполнительной службы Ленинского района г. Севастополя.
Считая свои права по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим имуществом нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит: признать незаконным бездействие Отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Севастополю (далее - ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю) в рамках исполнительного производства по принудительному исполнению приказа Хозяйственного суда города Севастополя по делу N 5020-629/2011 от 06.07.2011, выразившееся в не окончании исполнительного производства в отношении ликвидируемого должника - КУ "Севастопольский академический российский драматический театр им. А.В. Луначарского" и не снятии ареста с автомобиля марки DAEWOO, модель Leganza F4CQ57D, регистрационный знак NKLAVF69ZE1B32112499224, тип- легковой седан, цвет - серый, регистрационный знак - 99224КС; обязать ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю отменить арест на автомобиль; обязать отменить ограничения - запрет на осуществление отчуждения автомобиля.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции констатировав факт принятия постановления отделом судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю об отказе в возбуждении исполнительного производства от 10.10.2014 по исполнению исполнительного документа - судебного приказа N 5020-629/2011 от 06.07.2011, выданного Хозяйственным судом г.Севастополя в отношении должника КУ "Севастопольский академический российский драматический театр им. А.В. Луначарского", пришел к выводу о том, что заявителем пропущен срок на подачу заявления о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия.
Пунктом 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 разъяснено, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают его права и законные интересы.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут оспорить как стороны исполнительного производства (взыскатель и должник), так и иные лица, которые считают, что их права и законные интересы нарушены или созданы препятствия к их осуществлению либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статья 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Изучив материалы дела, апелляционная коллегия считает, что судом в удовлетворении требований заявителя отказано правильно, но при этом не соглашается с основаниями, по которым суд отказал в удовлетворении требований, что, однако, не привело к принятию неправильного решения, исходя из следующего.
Статьей 329 АПК РФ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ). Задачи по исполнению судебных актов возлагаются, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) на судебных приставов-исполнителей.
Статьей 2 Закона N 229-ФЗ установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии со статьями 30, 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Законом и в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона.
Согласно статье 1 Закона N 118-ФЗ, на судебных приставов возлагаются задачи по: обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды); осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом N 229-ФЗ актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц); исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов).
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (пункт 1 статьи 12 Закона N 118-ФЗ).
Статьей 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 21 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно со статьей 1 Федерального закона "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" от 08.06.2015 N 138-ФЗ, исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Украины до 18 марта 2014 года, подлежавшие на эту дату исполнению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, исполняются в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Украины до 18 марта 2014 года на основании вступивших в законную силу судебных актов, прошедших рассмотрение в суде кассационной инстанции в соответствии с частями 9 - 16 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В связи с принятием Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", 10.10.2014 постановлением отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю на основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 и ст. 14 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах", отказано в возбуждении исполнительного производства по исполнению исполнительного документа - судебного приказаN5020-629/2011 от 06.07.2011, выданного Хозяйственным судом г.Севастополя в отношении должника КУ "Севастопольский академический российский драматический театр им. А.В. Луначарского".
Основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства по исполнению исполнительного документа - судебного приказа N 5020-629/2011 от 06.07.2011, послужило основание, содержащееся в п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с не соответствием требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, а именно: в исполнительном документе не указан адрес суда выдавшего исполнительный документ (п.1 ч.1. статьи 13 Закона N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, основанием для отказа МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю заявителю в регистрационных действиях автомобиля марки DAEWOO, модель Leganza F4CQ57D, регистрационный знак N KLAVF69ZE1B32112499224 является то, что в отношении транспортного средства имеется ограничение на основании постановления Отдела государственной исполнительной службы Ленинского районного управления юстиции г. Севастополя от 27.07.2011 (л.д.46).
Из приложенной к данному письму копии постановления следует, что 27.07.2011 старшим государственным исполнителем Ленинского районного управления юстиции в г. Севастополе Егошиной И.С. при принудительном исполнении приказа Хозяйственного суда г. Севастополя по делу N 5020-629/2011 от 06.07.2011 о взыскании с Севастопольского академического российского драматического театра им. А.В. Луначарского в пользу ГП "Украинское агентство по авторским и смежным правам" вынесено постановление об аресте имущества должника и объявления запрета на его отчуждение, на следующее имущество: наложен арест на все имущество должника в пределах суммы долга, а именно - 173 500,71 грн., которое принадлежит Севастопольскому академическому российскому драматическому театру им. А.В. Луначарского, код ЕГРПОУ 02225996; запрещено осуществлять отчуждение имущества, которое принадлежит Севастопольскому академическому российскому драматическому театру им. А.В.Луначарского, код ЕГРПОУ 02225996.
Однако судебная коллегия обращает внимание на то, что с апреля 2014 года деятельность территориальных органов государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины на территории г. Севастополя прекращена, без правопреемства.
Как указывалось выше постановлением отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю от 10.10.2014 было отказано в возбуждении исполнительного производства по исполнению исполнительного документа - судебного приказа N 5020-629/2011 от 06.07.2011, выданного Хозяйственным судом г.Севастополя в отношении должника КУ "Севастопольский академический российский драматический театр им. А.В. Луначарского", т.е. должника - организации, которая в настоящее время не существует и имущество которой подлежало аресту в виде запрета отчуждать.
Также, ОСП по Ленинскому району УФССП России по Севастополю не является правопреемником отдела государственной исполнительной службы по Ленинскому району Министерства юстиции Украины. На исполнении исполнительное производство в отношении должника Севастопольского академического российского драматического театра им. А.В. Луначарского в пользу ДП "Украинское агентство по авторским и смежных правам" в размере 173 500,71 грн. выданное на основании приказа Хозяйственного суда г. Севастополя по делу N 5020-629/2011 от 06.07.2011 не находится, какие-либо ограничения (обременения) и аресты на вышеуказанное транспортное средство ОСП по Ленинскому району УФССП России по Севастополю не накладывались, процессуальные решения не принимались.
Кроме того, удовлетворение требования заявителя о признании незаконным бездействия ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю в рамках исполнительного производства по принудительному исполнению приказа Хозяйственного суда города Севастополя по делу N 5020-629/2011 от 06.07.2011, возможно только в рамках исполнительного производства, тогда как согласно материалам дела, судебным приставом-исполнителем было отказано в возбуждении исполнительного производства по указанному исполнительному документу.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции не находит совокупности обоих предусмотренных ч. 1 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.11.2016 года по делу А84-4191/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4191/2016
Истец: Государственное бюджетное учреждение культуры города Севастополя "Севастопольский академический русский драматический театр имени Анатолия Васильевича Луначарского
Ответчик: Отдел судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю
Третье лицо: Государственное предприятие "Украинское агентство по авторским и смежным правам", Межрегиональный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Севастополю, Отдел судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Севастополю