г. Челябинск |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А47-1074/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметовой Р.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 декабря 2016 г. по делу N А47-1074/2016 (судья Миллер И.Э.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" (далее - истец, ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - ответчик-1, УЖКХ администрации г. Оренбурга, Управление), автономной некоммерческой организации "Управляющая компания жилищным фондом "Звездный городок" (далее - ответчик-2, АНО "УКЖФ "Звездный городок"):
- о признании недействительным открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, пр. Победы, 155/1 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-301000-473-2014 от 15.10.2015, N56-301000-472-2014 от 15.10.2015, извещение о проведении торгов N 081215/3324284/02 от 08.12.2015), проведенного УЖКХ администрации города Оренбурга;
- о признании недействительным открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Оренбург, пр. Победы, 155/3 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-301000-451-2014 от 15.10.2015, N 56-301000-452-2014 от 15.10.2015, N 56-301000-453-2014 от 15.10.2015, извещение о проведении торгов N 081215/3324284/03 от 08.12.2015), проведенного УЖКХ администрации города Оренбурга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Листжилсервис", Администрация г. Оренбурга (далее - третьи лица, ООО "Листжилсервис", Администрация г. Оренбурга).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2016 (резолютивная часть объявлена 24.11.2016) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению истца, вывод суда о том, что согласно конкурсной документации при равном положении участников победителем конкурса определяется лицо, первым подавшее заявки для участия в конкурсе, противоречит требованиям Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), поскольку ответчик-1 не имел права устанавливать иные условия определения победителя конкурса, отличные от установленных Правилами N 75.
Вывод суда о том, что ответчик-1 правомерно определил победителем оспариваемых конкурсов ответчика-2, противоречит пункту 78 Правил N 75, так как предложенная ответчиком-2 общая стоимость дополнительных работ и услуг не превышала предложений других участников, а очередность подачи заявок не отменяет единственное сформулированное пунктом 78 Правил N 75 условие, необходимое для определения победителя конкурса.
Истец указывает, что представлял возражения, касающиеся полномочий конкурсной комиссии, однако судом не дана оценка данным возражениям, а именно: пункт 2 Постановления Администрации г. Оренбурга от 27.12.2013 N 3497-п, установивший состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, противоречит частям 3 и 4 статьи 36 Устава г. Оренбурга и не может применяться с даты вступления в силу данного Устава (опубликован в газете "Вечерний Оренбург" N 11а от 13.05.2015).
Отклоняя довод истца о неправомочности конкурсной комиссии, суд не дал оценку тому факту, что состав конкурсной комиссии организатором конкурса (в смысле, определенном пунктом 2 Правил N 75) не утверждался. Истец же указывал именно на нелегитимность конкурсной комиссии как сформированной не организатором конкурса.
Делая вывод о том, что заключенные договоры управления с ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" являлись действующими только до момента подписания иных договоров управления между лицом, принявшим дом у застройщика, и отобранной в результате конкурса управляющей организации, суд первой инстанции не учел, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих заключение ответчиком-2 договоров управления с лицами, принявшими помещения у застройщика.
Истец считает, что суд не обосновал вывод о недоказанности ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" нарушения его прав и законных интересов в результате проведения оспариваемых конкурсов. Также считает необоснованным и не соответствующим материалам дела вывод суда об отсутствии документального подтверждения нарушений процедуры проведения конкурсов. Истец неоднократно отмечал, что фактически оспариваемые конкурсы проведены не по процедуре, указанной в Правилах N 75: не было троекратного объявления предложения наибольшей стоимости, не перечислялись работы и услуги, не определен участник, предложивший наибольшую стоимость дополнительных работ и услуг.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08.12.2015 на официальном сайте http://www.torgi.gov.ru Управлением были опубликованы извещения: N 081215/3324284/03, N 081215/3324284/02 о проведении открытых конкурсов на право заключения договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам (соответственно): г. Оренбург, пр. Победы 155/3 и пр.Победы 155/1.
26.01.2016 конкурсной комиссией были рассмотрены заявки на участие в конкурсах, проведены конкурсы.
Протоколами от 26.01.2016 оценки и сопоставления заявок участие в открытых конкурсах по извещениям N 081215/3324284/03, N 081215/3324284/02 (далее - Протоколы) победителем конкурсов на право заключения договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Оренбург, пр. Победы, 155/3 и пр. Победы, 155/1 было признана АНО "УКЖФ "Звездный городок".
Не согласившись с результатами конкурсов, ООО "УК "ОСЖС" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в случае, если все участники предложат максимальную стоимость объема дополнительных работ и услуг, то победителем конкурса будет признан участник, первым подавший заявку, в связи с чем отклонил доводы истца о неправомерности определения победителя АНО "УКЖФ "Звездный городок" и отказал в удовлетворении исковых требований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (статья 449 ГК РФ).
Под существенными нарушениями правил организации и проведения торгов (конкурса, аукциона) понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах (конкурсе, аукционе), из числа участников конкурса (аукциона), а также такие нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя торгов.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет").
Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд.
Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении (часть 4.1 статьи 161 ЖК РФ).
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами N 75.
Пунктом 76 Правил N 75 установлено, что участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса предлагается суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации, предусмотренной подпунктом 4 (1)) пункта 41 настоящих Правил.
В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
Согласно пункту 78 Правил N 75, в случае если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) превышает стоимость дополнительных работ и услуг, предлагаемую иными участниками конкурса, такой участник конкурса признается победителем конкурса.
В силу подпункта 4 пункта 41 Правил N 75, конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя перечень обязательных работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, по форме согласно приложению N 2. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг.
В силу подпункта 4 (1)) пункта 41 Правил N 75, конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса (далее - дополнительные работы и услуги), включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги. Указанный перечень определяется организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования. При этом организатор конкурса самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.
Участник конкурса принимает обязательства выполнять обязательные и предложенные им дополнительные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации, предоставлять коммунальные услуги, а также исполнять иные обязательства, указанные в проекте договора управления многоквартирным домом (пункт 80 Правил N 75).
Конкурсная комиссия ведет протокол конкурса по форме согласно приложению N 8, который подписывается в день проведения конкурса. Указанный протокол составляется в 3 экземплярах, один экземпляр остается у организатора конкурса (пункт 82 Правил N 75).
Пунктом 83 Правил N 75 установлено, что организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора управления многоквартирным домом.
При этом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечни обязательных и дополнительных работ и услуг, определенных по результатам конкурса и подлежащих указанию в договорах управления многоквартирным домом, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость определенных по результатам конкурса обязательных и дополнительных работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации.
Пунктом 75 Правил N 75 предусмотрено, что конкурс начинается с объявления конкурсной комиссией наименования участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого поступила к организатору конкурса первой, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 76 Правил N 75, участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса предлагается суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации, предусмотренной подпунктом 4 (1) пункта 41 настоящих Правил.
В случае если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
В соответствии с пунктом 77 Правил N 75, указанный в пункте 76 настоящих Правил участник конкурса называет перечень дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - отдельно для каждого объекта конкурса, входящего в лот), общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг. При объединении в один лот нескольких объектов конкурса разница между стоимостью дополнительных работ и услуг в отношении каждого объекта конкурса, входящего в лот, не должна превышать 20 процентов.
В случае, если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) превышает стоимость дополнительных работ и услуг, предлагаемую иными участниками конкурса, такой участник конкурса признается победителем конкурса (пункт 78 Правил N 75).
Пунктом 2 Правил N 75 определено, что в их целях используемое понятие "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" означает следующее: плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Исходя из условий абз. 2 пункта 83 Правил N 75, стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечни обязательных и дополнительных работ и услуг, определенных по результатам конкурса и подлежащих указанию в договорах управления многоквартирным домом, подлежит пересчету исходя из того, что общая стоимость определенных по результатам конкурса обязательных и дополнительных работ и услуг должна быть равна плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации.
Согласно пункту 76 Правил N 75, участники конкурса представляют предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса предлагается суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) в соответствии со стоимостью работ и услуг, указанной в конкурсной документации, предусмотренной подпунктом 4 (1) пункта 41 настоящих Правил.
В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о наибольшей стоимости указанных дополнительных работ и услуг ни один из участников конкурса не предложил большей стоимости, конкурсная комиссия объявляет наименование участника конкурса, который сделал предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг.
В силу пункта 77 Правил N 75, указанный в пункте 76 настоящих Правил участник конкурса называет перечень дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - отдельно для каждого объекта конкурса, входящего в лот), общая стоимость которых должна соответствовать представленному им предложению по стоимости дополнительных работ и услуг. При объединении в один лот нескольких объектов конкурса разница между стоимостью дополнительных работ и услуг в отношении каждого объекта конкурса, входящего в лот, не должна превышать 20 процентов.
В случае, если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) превышает стоимость дополнительных работ и услуг, предлагаемую иными участниками конкурса, такой участник конкурса признается победителем конкурса (пункт 78 Правил N 75).
В этой связи арбитражный суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что дополнительные работы и услуги участник конкурса обязуется выполнять в счет той же платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации. Иными словами победитель должен предложить максимум дополнительных работ и услуг за плату, установленную в извещении и подлежащую уплате за общий объем работ и услуг (обязательные и дополнительные).
При этом стоимость каждой работы и услуги, входящей в перечни обязательных и дополнительных работ и услуг, определенных по результатам конкурса и указанных в договорах управления многоквартирным домом, должна быть пересчитана, исходя из того, что общая стоимость определенных по результатам конкурса обязательных и дополнительных работ и услуг должна равняться плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации.
Пунктом 1 постановления Администрации г. Оренбурга от 27.12.2013 N 3497-п "О проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами" (вместе с "Составом конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами", "Положением о конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами") (далее - постановление Администрации г. Оренбурга от 27.12.2013 N 3497-п) создана постоянно действующая конкурсная комиссия по проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в случаях, если: 1) все помещения находятся в муниципальной собственности города Оренбурга; 2) собственниками помещений не выбран способ управления этим домом или принятое собственниками помещений решение о выборе способа управления домом не реализовано; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления им не было реализовано; 4) выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Пунктом 4 постановления Администрации г. Оренбурга от 27.12.2013 N 3497-п установлено, что Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга: 1) выступает от имени Администрации г. Оренбурга организатором открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами; 2) разрабатывает и утверждает конкурсную документацию; 3) определяет сроки проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами; 4) обеспечивает размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru информации о проведении конкурса.
Таким образом, в данном случае конкурс проведен компетентным органом.
Довод истца о том, что пункт 2 Постановления Администрации от 27.12.2013 N 3497-п противоречит частям 3 и 4 статьи 36 Устава г.Оренбурга, является необоснованным.
Согласно частям 3 и 4 статьи 46 Устава г.Оренбурга отраслевые (функциональные) органы администрации города Оренбурга (департаменты, управления, комитеты, отделы и т.д.) осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в рамках своей компетенции, а также по обеспечению исполнения полномочий администрации города Оренбурга, Главы города Оренбурга (часть 3 в ред. Решения Оренбургского городского Совета от 01.03.2016 N 105). Порядок формирования, полномочия и организация работы отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга определяются положениями, утверждаемыми Оренбургским городским Советом по представлению Главы города Оренбурга.
Как указывает истец, Уставом г.Оренбурга и Положением об УЖКХ администрации г.Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 N 187 УЖКХ администрации г. Оренбурга определено организатором открытого конкурса, что в совокупности с нормами пункта 2 и пункта 21 Правил N 75 позволяет утверждать, что именно УЖКХ администрации г. Оренбурга как организатор конкурса не позднее чем за 5 рабочих дней до размещения извещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии.
На основании статьи 36 Устава г. Оренбурга, пункта 2.31 Положения об УЖКХ администрации г.Оренбурга, Управление организует проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством.
В рассматриваемом случае именно УЖКХ администрации г.Оренбурга являлось организатором конкурса (т.1, л.д.27) и выступало от имени Администрации в соответствии с пунктом 4 постановления Администрации г. Оренбурга от 27.12.2013N 3497-п.
Судом установлено, что УЖКХ администрации г. Оренбурга, как организатором конкурса, при проведении спорного открытого конкурса был утвержден перечень дополнительных работ и услуг, в который входило пять работ (услуг, общая стоимость 265 673,00 руб., размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме 20,00 руб. с 1 кв. м. общей площади в месяц: монтаж системы видеонаблюдения; устройство велопарковок; устройство парапетного освещения; посадка деревьев; посадка газонов (т.3, л.д. 59, 98).
Поскольку конкурсная документация при проведении конкурсов по извещениям N 081215/3324284/02 от 08.12.2015, N 081215/3324284/03 от 08.12.2015 о проведении торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресам: г. Оренбург, пр. Победы, 155/1 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-301000-473-2014 от 15.10.2015, N56-301000-472-2014 от 15.10.2015 от 08.12.2015) и г. Оренбург, пр. Победы, 155/3 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 56-301000-451-2014 от 15.10.2015, N 56-301000-452-2014 от 15.10.2015, N 56-301000-453-2014 от 15.10.2015) содержит аналогичные условия, судом произведена оценка доводов лиц, участвующих в деле одновременно по двум оспариваемым конкурсам.
По результатам протоколов рассмотрения заявок от 19.01.2016 на участие в открытых конкурсах по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, конкурсной комиссией признаны участниками конкурсов следующие претенденты: АНО "УКЖФ "Звездный городок" (заявки поданы 21.12.2015), ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" (заявки поданы 30.12.2015), ООО "ЛистЖилСервис" (заявки поданы 18.01.2015), ООО УКЖФ "Наш Дом" отказано в участии в открытых конкурсах (т.3, л.д. 27, 66).
В соответствии с пунктом 6.2 конкурсной документации победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия, а именно наибольший по стоимости объем дополнительных работ и услуг.
Согласно пункту 6.3 конкурсной документации в случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия предложения по объему дополнительных работ и услуг, победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший минимальный срок выполнения дополнительных работ и услуг. В случае же, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия предложения как по объему дополнительных работ и услуг, так и по срокам их выполнения, то победителем конкурса признается участник конкурса, заявка которого поступила ранее других заявок, содержащих такие же предложения.
Положения пункта 76 Правил N 75 не предоставляют участникам конкурса возможности самостоятельного установления расчетной стоимости дополнительных работ и услуг выше, чем установлена организатором торгов.
В рассматриваемой ситуации ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис"" был представлен перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах по адресу:
- г. Оренбург, пр. Победы, 155/1, стоимостью 1 058 673 руб., из которых стоимость дополнительных работ и услуг, предложенных организатором конкурса - 265 673 руб., срок исполнения: март-июнь 2016; стоимость дополнительных работ и услуг, предложенных участником конкурса - 793 000 руб.; срок исполнения: срок действия договора управления; февраль - апрель 2016 г. (т.3, л.д. 15);
- г. Оренбург, пр. Победы, 155/3, стоимостью 1 003 673 руб., из которых стоимость дополнительных работ и услуг, предложенных организатором конкурса - 265 673 руб., срок исполнения: март-июнь 2016; стоимость дополнительных работ и услуг, предложенных участником конкурса - 738 000 руб.; срок исполнения: срок действия договора управления; февраль - апрель 2016 г. (т.3, л.д. 12).
В этой связи арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что истец в нарушение положений подпункта 4 (1) пункта 41 Правил N 75, установил стоимость проведения дополнительных работ и услуг, превышающую расчетную стоимость, установленную организатором торгов.
АНО "УКЖФ "Звездный городок", 21.12.2015 в 10:13 были поданы заявки (по двум конкурсам аналогичные по содержанию), включающие в себя весь объем дополнительных работ и услуг, указанный в конкурсной документации, а именно: монтаж системы видеонаблюдения; устройство велопарковок; устройство парапетного освещения; посадка деревьев; посадка газонов, общая стоимость работ и услуг - 265 673 руб., срок исполнения: 1 (один) день с момента заключения договора управления, с момента оттаивания грунта (т.3, л.д. 11, 12, 14).
ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" были представлены следующие предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг, предложенных организатором конкурсов: монтаж системы видеонаблюдения; устройство велопарковок; устройство парапетного освещения; посадка деревьев; посадка газонов, общая стоимость работ и услуг - 265 673 руб., срок исполнения которых 01.03.2016, 01.05.2016, 01.06.2016 с момента подписания договора управления (т.3, л.д. 12, 15).
ООО "ЛистЖилСервис" были представлены предложения по общей стоимости дополнительных работ и услуг по двум конкурсам: монтаж системы видеонаблюдения; устройство велопарковок; устройство парапетного освещения; посадка деревьев; посадка газонов, общая стоимость работ и услуг - 265 673 руб., срок исполнения: 5 (пять) дней с момента заключения договора (т.3, л.д. 13, 16).
Поскольку такой критерий, как "срок исполнения работ" не предусмотрен Правилами N 75, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что участник, первым подавший заявку, и первым предложивший весь объем дополнительных работ и услуг, указанный в конкурсной документации, по стоимости, определенной организатором торгов, будет признан победителем, поскольку в данном случае иные участники, пусть даже и предложившие такую же стоимость и тот же объем работ, не будут исполнять требования пунктов 76, 78, 81 Правил N 75, так как стоимость дополнительных работ и услуг не будет превышать по стоимости предложение первой заявки. Соответственно, участник, первым подавший заявку, будет считаться первым предложившим наибольшую стоимость дополнительных работ и услуг. В случае, если все участники предложат максимальную стоимость объема дополнительных работ и услуг, то победителем конкурса будет признан участник, первым подавший заявку.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" в удовлетворении исковых требований.
Несогласие истца с условиями конкурсной документации о том, что при равном положении участников победителем конкурса определяется лицо, первым подавшее заявки для участия в конкурсах, основано на неверном толковании норм права.
Установление в конкурсной документации данного условия не противоречит Правилам N 75, поскольку иного критерия при равном положении участников для определения победителя конкурса законом также не установлено. Истец в своих доводах не учитывает, что именно в конкурсной документации устанавливаются критерии оценки заявок.
Кроме того, истец подавал заявку на участие в конкурсе, был допущен к конкурсу и являлся его участником, следовательно, располагал всей необходимой информацией; за разъяснениями истец не обращался.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о неправомочности конкурсной комиссии, поскольку указанный в протоколах состав конкурсной комиссии составляет кворум, необходимый для принятия решений, согласно пункту 27 Правил проведения открытого конкурса, протоколы конкурсной комиссии истцом не оспаривались и недействительными (как ненормативный правовой акт) не признаны.
Несогласие истца с выводами суда первой инстанции о том, что заключенные договоры управления с ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" являлись действующими только до момента заключения иных договоров управления между лицом, принявшим дом у застройщика, и отобранной в результате конкурса управляющей организации, не соответствует действующему законодательству.
Положениями абзаца 1 пункта 39 Правил установлено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 по делу N ГКПИ09-830 признан недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу абзаца 1 пункта 39 Правил в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Признавая недействующим абзац 1 пункта 39 Правил, Верховный Суд Российской Федерации исходил из содержания части 4 статьи 161 ЖК РФ о том, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится и в том случае, если в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали, но не реализовали способ управления этим домом. Конкурс не проводится только при условии, если в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления этим домом.
Между тем, из материалов дела следует, что только 10.02.2016 на основании решений собственников истец был избран управляющей организацией в отношении многоквартирных домов по адресам в г. Оренбурге: пр. Победы, 155/1 и 155/2 (протоколы N 1 от 10.02.2016 (т.2, л.д. 20, 31)), то есть после проведения открытых конкурсов, а в октябре 2015 г. собственники не избирали управляющую компанию, а были заключены договоры управления многоквартирными домами от 16.10.2015 с застройщиком ООО "Инвестиционная компания "Оренбургстрой" (т.2, л.д. 43.49), что не является волеизъявлением собственников многоквартирных домов.
В частности, в разделе 2.1 пункте 2.1.4 указанных договоров закрепляется, что управляющая компания принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом, в том числе представление интересов застройщика, а в будущем собственников в органах государственной власти (пункт 2.1.4); осуществление самостоятельного выбора обслуживающих, ресурсоснабжающих организаций, заключение с ними договоров от имени застройщика, на срок до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурс, но не более чем три месяца.
Пунктом 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В силу требований закона заключенный застройщиком договор управления многоквартирным домом действует до заключения договора управления между лицом, принявшим дом от застройщика, и управляющей организацией, отобранной по результатам конкурса; заключенные договоры управления с ООО "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" являлись действующими только до момента заключения иных договоров управления между лицом, принявшим дом у застройщика и отобранной в результате конкурса управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что договоры управления с собственниками многоквартирных домов по адресам в г. Оренбурге, пр. Победы, 155/1 и 155/3, заключены в феврале 2016 г. по результатам решений собраний собственников от 10.02.2016.
Таким образом, избрание управляющей организации собственниками осуществлено только в феврале 2016 г. При этом доводы сторон об оценке договоров управления, подписанных истцом с собственниками многоквартирных домов по пр. Победы, 155/1 и 155/3 в г. Оренбурге, не относятся к предмету спора, не имеют правового значения и не влияют на исход рассмотрения настоящего дела.
Довод истца о нарушениях процедуры проведения конкурсов не нашел своего документального подтверждения в ходе судебного разбирательства: конкурсы проведены 26.01.2016, решения комиссии были подписаны и опубликованы на официальном сайте. Победивший в конкурсах участник АНО "УКЖФ "Звездный городок" первым подал заявки для участия в конкурсах (21.12.2015), что является решающим при определении победителя конкурсов, что не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку его заявка на участие в конкурсах подана 30.12.2015.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о признании торгов недействительными, правовое значение имеет не только факт нарушения требований, но и последствия, которые такое нарушение повлекло, влияние установленного нарушения на определение победителя торгов (конкурса).
Применение в конкурсной документации терминологии "минимальный срок" выполнения дополнительных работ и услуг, не повлекло принятия неправильного решения о победителе конкурса, поскольку в итоге, согласно конкурсной документации, при равном положении участников победителем определяется лицо, первым подавшее заявки для участия в конкурсах, которым является АНО "УКЖФ "Звездный городок".
Из вышеизложенного следует, что на день проведения конкурса собственниками спорных многоквартирных домов не был избран способ управления, истец не являлся управляющей компанией по решениям собственников многоквартирных домов в период проведения конкурсов на право заключения договоров управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Оренбург, пр. Победы, 155/1 и г. Оренбург, пр. Победы, 155/3.
Основаниями для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства при проведении торгов.
Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 7 рабочих дней с даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (пункт 69 Правил N 75).
Согласно пункту 74 Правил N 75 в конкурсе могут участвовать только лица, признанные участниками конкурса в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Судом установлено, что поданные на участие в конкурсах заявки рассмотрены 25.01.2016, и 26.01.2016 подведены итоги конкурсов.
Таким образом, при проведении оспариваемых торгов не были допущены существенные нарушения, повлиявшие на их результаты, победителем признано АНО "УКЖФ "Звездный городок", которое первым подало заявку на участие в конкурсах - 21.12.2015.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку указанных выводов, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 декабря 2016 г. по делу N А47-1074/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОренбургСтройЖилСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1074/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2017 г. N Ф09-2840/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Управляющая компания""ОренбургСтройЖилСервис"
Ответчик: Автономная некомерческая организация "Управляющая компания жилищным фондом "Звездный городок", АНО "Управляющая компания жилищным фондом "Звездный городок", Управлени жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга
Третье лицо: Администрация города Оренбурга, ООО "Листжилсервис"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2840/17
16.02.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-586/17
05.12.2016 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1074/16
26.02.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1074/16
15.02.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-1074/16