Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 июля 2017 г. N Ф10-2136/17 настоящее постановление оставлено без изменения
16 февраля 2017 г. |
Дело N А83-2095/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 февраля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии:
от Администрации города Симферополя Республики Крым: Музашвили Р.И. по доверенности от 29.03.2016 N 24/01-69/1464,
иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2016 по делу N А83-2095/2016 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Большевистская 32" (ул. Большевистская, д. 32, г. Симферополь, Республика Крым, 295001, ОГРН 1159102108131, ИНН 9102190340)
к Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, д. 15, г.Симферополь, Республика Крым, 295000; ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470)
заинтересованное лицо:
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (проспект Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295050, проспект Победы, 165/1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000; ИНН 9102012065, ОГРН 1149102017404),
о признании незаконным отказа и понуждении совершить определенные действия,
установил:
Товарищество собственников недвижимости "Большевистская 32" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просит (с учётом уточненных заявленных требований (т.1, л. 39-43):
- признать незаконным отказ Администрации города Симферополя Республики Крым Товариществу собственников недвижимости "Большевистская 32" от 21.01.2016 N 20284/24/0137 в осуществлении действий по формированию земельного участка по ул. Большевистская, 32 в г. Симферополе;
- обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым осуществить действия по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по ул. Большевистская, 32 в г. Симферополе.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2016 заявленные требования удовлетворено в полном объёме.
Признан незаконным отказ Администрации города Симферополя Республики Крым Товариществу собственников недвижимости "Большевистская 32" от 21.01.2016 N 20284/24/0137 в осуществлении действий по формированию земельного участка по ул. Большевистская, 32 в г. Симферополе.
Обязано Администрацию города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, д. 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000, ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470, дата государственной регистрации -28.11.2014) осуществить действия по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по
ул. Большевистская, 32 в г. Симферополе.
Взыскано с Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, д. 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000, ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470, дата государственной регистрации - 28.11.2014) в пользу Товарищества собственников недвижимости "Большевистская 32" (ул. Большевистская, 32, г. Симферополь, Республика Крым, 295001, ОГРН 1159102108131, ИНН 9102190340, дата государственной регистрации - 15.07.2015) судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 3000,00 руб.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановить новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Товарищества собственников недвижимости "Большевистская 32".
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявление о формировании земельного участка не может быть удовлетворено, поскольку квартиры N 3а, 3б,3в,3г были образованы в результате реконструкции квартиры N 3, на что разрешительные документы не выдавались, в связи с чем, дом не является многоквартирным. Кроме того, оригиналы Деклараций о начале реконструкции и готовности объекта к эксплуатации отсутствуют как у заявителя, так и в Службе государственного строительного надзора Республики Крым.
17.01.2017 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым принято к производству; назначено судебное заседание на 13.02.2017.
В судебном заседании 13.02.2017 представитель Администрации города Симферополя Республики Крым поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебное заседание, назначенное на 13.02.2017 Товарищество собственников недвижимости "Большевистская 32", заинтересованное лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не сообщили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, согласно пункта 1.1 Устава Товарищества собственников недвижимости "Большевистская 32", утвержденное протоколом общего собрания членов Товарищества N 1 от 09.07.2015, Товарищество собственников недвижимости "Большевистская 32", является добровольным объединением граждан - собственников помещений, созданным ими для совместного использования имущества, в силу закона находящегося в их общей собственности и в общем пользовании, созданным в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, других законодательных и иных нормативных актов.
Согласно пунктов 1.2, 1.3, 1.5 Устава, Товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей собственников объектов недвижимости. Место нахождение Товарищества: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Большевистская, 32. Товарищество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (т.1, л. 18-29).
В разделе 2 устава Товарищества зафиксировано, что его участники - собственники квартир и помещений в многоквартирном жилом доме, наделили Товарищество полномочиями по обеспечению совместного использования общего имущества, оформлению прав на объекты недвижимости, представлению интересов собственников и владельцев помещений в отношениях с третьими лицами, а также иными полномочиями.
Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц Товарищество собственников недвижимости "Большевистская 32" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН 1159102108131) согласно законодательства Российской Федерации 15.07.2015 (т.1, л. 30).
Основным видом экономической деятельности ТСН "Большевистская 32" является управление недвижимым имуществом.
Согласно протокола N 1 Общего собрания членов товарищества собственников недвижимости "Большевистская 32" от 09.07.2015, собственники в составе: Йилдирим Сен площадь в доме 83,4 кв.м.(квартира 3-А, площадь 38,9 кв.м., квартира 3Г, площадь 44,50 кв.м.); Николаева Романа Валерьевича площадь в доме 146,65 кв.м. (квартира 3В, площадь 30,3 кв.м., 1/2 доли нежилого помещения площадью 232,7 кв.м.=116,35 кв.м.); Бозкая Тайлан площадь в доме - 41,7 кв.м. (квартира 3Б, площадь 41,7 кв.м.); Ордек Эрдинч площадь в доме - 116,35 кв.м. (1/2 доли нежилого помещения, площадью 232,7 кв.м.); Кочу Дурмуш площадь в доме 37,6 кв.м. (квартира 3, площадью 37,6 кв.м.) приняли решение о создании товарищества собственников в многоквартирном доме, о передаче дома в управление ТСН "Большевитская 32", об утверждении устава и избрании председателем правления Ордек Эрдинч и предоставлении ему права представлять интересы Товарищества и выступать от его имени в органах государственной власти, местного самоуправления, в отношениях с третьими лицами.
Право собственности членов Товарищества на недвижимое имущество подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Крым, город Симферополь, улица Большевистская, д. 32, кв. N 3, 3а, 3в;
Также в материалах дела приобщены копии Декларации от 19.12.2012 за N КР08212509690 о начале выполнения строительных работ, Декларации от 20.08.2013 за N КР 142132320474 о готовности объекта к эксплуатации (т.1, л. 59-64,104-113).
Правовая оценка правомерности выполнения строительных работ по реконструкции квартиры N 3 была дана в рамках гражданского дела N 2-30/2016 Киевского районного суда г. Симферополя, согласно решению от 17.03.2016 в удовлетворении искового заявления Николаеву Р.В. к Администрации г. Симферополя, о признании права собственности на объект недвижимого имущества - отказано в полном объеме. В удовлетворении искового заявления Администрации г. Симферополя к Николаеву Р.В., о приведении квартиры в первоначальное состояние - отказано в полном объеме (т.1, л. 128-133).
В решении суда указано, что Николаев Р.В. является собственником кв. 3в в д. 32 по ул. Большевистской в г. Симферополе, общей площадью 30,30 кв.м. Земельный участок на котором расположено данное строение, на момент рассмотрения дела в суде, не сформирован, государственный кадастровый учет его не проведен. Истцом произведена реконструкция указанной квартиры с увеличением этажности и площади, в результате которой квартира стала состоять из четырех этажей, увеличена общая площадь до 422,0 кв. м. Разрешение на реконструкцию квартиры Николаеву Р.В. не выдавалось.
Товарищество собственников недвижимости "Большевистская 32" обратилось в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (т.1, л. 16).
Заявление мотивировано тем, что собственниками помещений в многоквартирном доме N 32 по улице Большевистская в городе Симферополе создано Товарищество собственников недвижимости "Большевистская 32" для решения вопросов управления общим имуществом многоквартирного дома. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно части 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010 N12-П, просило сформировать земельный участок, на котором расположен указанный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном дом.
21.01.2016 письмом Администрации города Симферополя Республики Крым "О рассмотрении обращения" N 20284/24/01-37 заявителю отказано в удовлетворении вышеуказанного заявления. При этом отказ мотивирован тем, что в настоящее время постановлением Администрации г. Симферополя от 07.12.2015 N 1458 утверждена муниципальная программа "Совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь", предусматривающая проведение мероприятий по формированию земельных участков под многоквартирными домами в г. Симферополь в 2016 -2018 годах.
Посчитав указанный отказ Администрации города Симферополя Республики Крым не соответствующим действующему законодательству, противоречит нормам жилищного и земельного законодательства Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правовую оценку обстоятельств по делу и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия судей полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При отсутствии указанной совокупности обстоятельств не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с 18.03.2014. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6 Закона N 6-ФКЗ).
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Соответственно, Администрация г. Симферополя наделена соответствующими полномочиями по формированию земельных участков.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (далее - Закон N 189-ФЗ), в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктов 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова", федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а в Федеральном законе от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Из содержания частей 2 - 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), следует, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета, то есть переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.
Между тем, пункт 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Соответственно, следует признать факт того, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, а следовательно, органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Как указано в пункте 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ, что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Согласно пункта 68 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Судебной коллегией установлено, что заявителем обжалуются действия органа местного самоуправления, выраженные в отказе по формированию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом.
Так, заявителем в материалы дела приобщена копия декларация о начале выполнения строительных работ гражданином Турции Кочу Дурмуш, с указанием вида работ "Реконструкция квартиры N 3 с увеличением площади застройки".
Также в материалы дела представлена копия декларации о готовности объекта к эксплуатации с указанием вида работ - "Реконструкция квартиры N 3 по ул. Большевистская,32 в г. Симферополе".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что гражданином Турции Кочу Дурмуш была проведена реконструкция квартиры N 3, что само по себе не свидетельствует о создании им многоквартирного жилого дома.
Кроме того, оригиналы указанных деклараций заявитель в материалы дела не представил в связи с их отсутствием.
Проверкой, проведенной специалистами Службой государственного строительного надзора Республики Крым установлено, что строительные работы на указанном объекте проводятся без разрешительной документации, в связи с чем, Николаев Р.В. 17.07.2014 постановлением N 5 привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000,00 руб.
Так как, данный объект возник в результате реконструкции квартиры N 3 по ул.Большевистская,32, то соответственно квартиры N 3а, 3б, 3в, 3г являются ее составной частью, а не многоквартирным жилым домом.
Какие-либо документы согласовательного или разрешительного характера на проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома ни органами местного самоуправления ни государственными органами не выдавались.
В связи с изложенным ссылка Администрации г. Симферополя, на наличие муниципальной программы по формированию земельных участков в г. Симферополь, как на основание для отказа в проведении действий по формированию земельного участка под многоквартирным домом, находящимся по адресу г. Симферополь, ул. Большевистская, 32, не имеет определяющего правового значения для рассмотрения данного спора, с учетом указанных обстоятельств дела.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции" (далее - Постановление Правительства РФ N 47), многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом при этом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, многоквартирным домом может быть признано здание, состоящее не менее чем из двух квартир, содержащее в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме, и предназначенное для проживания граждан.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют безусловные доказательства, что объект недвижимости по ул. Большевистская, 32, обладает статусом жилого многоквартирного дома.
Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отнесения к многоквартирному жилому дому объект недвижимости по ул. Большевистская, 32, поскольку он возник в результате реконструкции квартиры N 3, а квартиры N 3 а, 3б, 3в, 3г являются составной частью квартиры N 3, что не дает право заявителю на предоставление ему земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что Товарищество собственников недвижимости "Большевистская 32" было создано собственниками единой квартиры N 3, что делает невозможным применение норм жилищного законодательства в отношении общей долевой собственности многоквартирного дома, предусмотренных статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, и фактически не дает права заявителю на предоставление ему земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом (в рамках компетенции общего собрания, регламентированной пунктом 2 часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им).
В соответствии со статьями 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие решения о приобретении прав на земельный участок, находится в компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое оформляется протоколом общего собрания собственников.
В материалах дела отсутствует соответствующий протокол общего собрания собственников помещений, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии соответствующего решения собственников о приобретении прав на земельный участок, предусмотренного статьями 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания полагать, что отказ в осуществлении органом местного самоуправления по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Большевистская 32" конкретных, предписанных законом юридических действий по формированию земельного участка в установленный срок, свидетельствует о незаконности действий Администрации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ Администрации города Симферополя Республики Крым Товариществу собственников недвижимости "Большевистская 32" в осуществлении действий по формированию земельного участка по ул. Большевистская, 32 в г. Симферополя, оформленного письмом от 21.01.2016 N 20284/24/0137 не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для принятия арбитражным судом решения о признании незаконными действий (бездействий) в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ необходимо установление не только обстоятельств, доказывание которых частью 5 статьи 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, чьи действия (бездействия) обжалованы, но и установление нарушения права и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что заявитель должен доказать, исходя из общего правила доказывания, установленного частью 1 статьи 65 АПК РФ.
Изложенные обстоятельства в силу требований статей 198, 201 АПК РФ являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности апелляционной жалобы Администрации города Симферополя Республики Крым, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.12.2016 подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об отказе удовлетворении требований Товарищества собственников недвижимости "Большевистская 32".
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37. НК РФ).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 декабря 2016 года по делу N А83-2095/2016 отменить полностью, а апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований Товариществу собственников недвижимости "Большевистская 32" отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2095/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 июля 2017 г. N Ф10-2136/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "БОЛЬШЕВИСТСКАЯ 32"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ