Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2017 г. N Ф06-21327/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А12-47151/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 ноября 2016 года по делу N А12-47151/2016 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Поповой Оксаны Владимировны (Волгоградская область, г. Михайловка)
к администрации Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (403970, Волгоградская область, Новоаннинский район, станица Староаннинская, ул. Кольцевая, д. 18, ОГРН 1053457068532, ИНН 3419009575)
о признании незаконным бездействия,
без участия в судебном заседании представителей администрации Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, заявлению индивидуального предпринимателя Поповой Оксаны Владимировны, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 41003107635554, 41003107635578.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Попова О.В. (далее- ИП Попова О.И.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (далее-Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не размещении на официальном сайте в телекоммуникационной сети "Интернет" необходимой информации для развития малого и среднего предпринимательства (с учетом уточнения в судебном заседании заявленных требований).
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать ответчика разместить на его официальном сайте необходимую информацию.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 ноября 2016 года заявленные требования ИП Поповой О.В. удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие Администрации Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, выразившегося в не размещении на официальном сайте в телекоммуникационной сети "Интернет" необходимой информации для развития малого и среднего предпринимательства, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии молого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В порядке восстановления нарушенного права обязал Администрацию Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области разместить на официальном сайте в телекоммуникационной сети "Интернет" необходимую информацию для развития малого и среднего предпринимательства в объеме, установленном статьей 19 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Кроме того, взыскал с Администрации Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в пользу Поповой Оксаны Владимировны государственную пошлину в размере 300 рублей, судебные расходы в размере 30 000 рублей.
Администрация не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
Судом, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв в судебном заседании до 15 февраля 2017 года до 09 часов 15 минут.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Попова О.В. в ходе просмотра 10.08.2016 г. официального сайта Администрации сельского поселения установлено, что на официальном сайте отсутствует необходимая информация для развития малого и среднего предпринимательства. А именно в разделе сайта "главная - поселение - администрация - совет депутатов - документы - контакты" обязательная информация, в том числе "муниципальные услуги" отсутствует. Полностью отсутствует раздел "малое и среднее предпринимательство" (муниципальная программа, порядок субсидирования, меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, учреждения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, учреждения совета по развитию малого и среднего предпринимательства и т.д.), что и явилось основанием к обращению предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое бездействие нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку является препятствием в ее осуществлении.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет", что предусмотрено статьей 6 указанного Закона.
Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с частью 2.1. статьи 7 Закона предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
При этом в соответствии со статьей 8 Закона пользователь информацией имеет право:
1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;
4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;
5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
Статьей 10 Закона установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
В соответствии со статьей 13 Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления.
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления.
3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии с частями 7 и 7.1. статьи 14 Закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети "Интернет" в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.
Пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы содействия в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, К), 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
С учетом изложенного, следует признать, что Администрация сельского поселения допускает нарушения действующего законодательства не представляя всей информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет".
Вместе с тем по заявлению Поповой О.В. такие действия Администрации не могут быть признаны судом незаконными.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное решение, действие (бездействие), в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предпринимателем бездействие не нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания его незаконным.
Права и законные интересы лиц, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат защите в случае реального осуществления такой деятельность, лицами чьи права нарушаются или оспариваются.
В данном случае ИП Попова О.Н. предполагает, что ее права отсутствием информации могут быть нарушены, хотя не указывает в какой сфере. О фактической деятельности предпринимателя в заявлении не указывается.
Информационный сайт Администрации, в связи с отсутствием на нем какой либо информации, не причиняет предпринимателю убытки (вред) или иные негативные последствия, а также не создает угрозу таких последствий.
Кроме того, следует принять во внимание, что аналогичный иск ИП Пововой О.В. заявлен и к Администрации Троснянского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (дело А12-47150/2016 ), что свидетельствует только о намерениях предпринимателя в получении необходимой ему информации без осуществления реальной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.11.2016 отменить, отказав в удовлетворении заявленных ИП Поповой О.В. требований о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в не размещении на официальном сайте в телекоммуникационной сети "Интернет" необходимой информации для развития малого и среднего предпринимательства.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 ноября 2016 года по делу N А12-47151/2016 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ИП Поповой О.И. о признании незаконным бездействия Администрации Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, выразившиегося в неразмещении на официальном сайте в телекоммуникационной сети "Интернет" необходимой информации для развития малого и среднего предпринимательства отказать.
Администрации Староаннинского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области возвратить государственную пошлину в размере 1500 рублей, как излишне уплаченную платежным поручением N 242144 от 12.12.2016.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-47151/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 июня 2017 г. N Ф06-21327/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Попова О.В., Попова Оксана Владимировна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СТАРОАННИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ