Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А82-12492/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Ярославской области городской округ город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.11.2016 по делу N А82-12492/2016, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Яцко И.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волжский" (ИНН: 7610083787, ОГРН: 1097610001610)
к муниципальному образованию Ярославской области городской округ город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (ИНН: 7610070185, ОГРН: 1067610046514)
о взыскании 372 750 рублей,
установил:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волжский" (далее - ООО УК "Волжский", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к муниципальному образованию Ярославской области городской округ город Рыбинск в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 372 750 рублей задолженности.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.11.2016 исковые ООО УК "Волжский" удовлетворены в полном объеме.
Муниципальное образование Ярославской области городской округ город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.11.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на условия договора от 12.12.2014, заявитель жалобы указывает, что субсидия предоставляется истцу после поступления денежных средств из бюджета города на лицевой счет ответчика. Департамент считает, что срок выплаты по договору не наступил, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания задолженности.
ООО УК "Волжский" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена Вторым арбитражным апелляционным судом без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктами 16, 19 постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" определено, что споры, обусловленные избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, являются спорами о взыскании убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги). Ответчиком по искам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 18, пункта 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Орган местного самоуправления (муниципальное образование) при утверждении для населения льготного тарифа (иных мер социальной поддержки) обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 3 статьи 215 ГК РФ, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Волжский", являясь управляющей организацией многоквартирными домами, в 2014 году обеспечивало оказание коммунальных услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
При этом на основании постановления Администрации городского округа город Рыбинск N 993 от 03.04.2013 "О мерах по стимулированию деятельности старших по домам, председателей советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов" (далее - Постановление N 993) предоставляло скидки на содержание и ремонт жилого помещения старшим по домам, председателям советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
В соответствии с Постановлением N 993 указанным категориям граждан, не имеющим задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, предоставляются скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения (но не более начисленной суммы по статье содержание и ремонт жилого помещения) за счет средств бюджета городского округа город Рыбинск: до 80 квартир - 250 рублей, от 80 до 120 квартир - 300 рублей, более 120 квартир - 400 рублей.
Согласно пункту 3 Постановления N 993 Департамент предоставляет организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, субсидию на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения получателям данной скидки.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 993 Департамент финансов осуществляет финансирование мероприятий по возмещению недополученных доходов, связанных с предоставлением скидки.
Во исполнение Постановления N 993 между ООО УК "Волжский" и Департаментом 12.12.2014 заключен договор N 37 на предоставление субсидии, предметом которого является предоставление субсидии ООО УК "Волжский" на возмещение недополученных в 2014 году (январь-ноябрь) доходов, связанных с предоставлением скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения старшим по домам, председателям советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, проживающих в жилищном фонде на территории городского округа город Рыбинск (л.д. 10-12).
В силу пункта 2.2 договора Департамент принял на себя обязательство в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования предоставлять вышеуказанную субсидию.
Размер субсидии и порядок ее предоставления определен разделом 3 договора. Сумма субсидии по договору составила 372 750 рублей.
Согласно пункту 3.3 договора субсидия предоставляется после поступления денежных средств из бюджета города на лицевой счет Департамента путем последующего перечисления на расчетный счет управляющей организации на основании представленных актов сверки сумм скидок, в пределах, согласованных сторонами расчетов потребности субсидии на возмещение недополученных доходов на текущий финансовый год.
Во исполнение условий договоров (пункт 2.1) истец предоставил скидку на оплату услуг по ремонту и содержанию жилого помещения старшим по домам, председателям советов многоквартирных домов, не имеющим задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в общей сумме 372 750 рублей.
Размер скидки подтверждается актом сверки (подписаны сторонами без возражений), финансовым отчетом за 2014 год, расчетом потребности в субсидии, который является приложением к договору от 12.12.2014 N 37 (л.д. 13-15).
Ответчик свою обязанность по предоставлению субсидии не исполнил.
Доказательств отсутствия задолженности либо наличия долга в ином размере ответчик в материалы дела также не представил.
Довод Департамента о том, что для исполнения обязательств по предоставлению субсидий на его лицевой счет не были перечислены из бюджета целевые денежные средства, отклоняется апелляционным судом, поскольку отсутствие своевременного финансирования не свидетельствует о прекращении у ответчика обязанности по своевременному исполнению Постановления N 993, а также условий договора от 12.12.2014 N 37.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что для надлежащего исполнения обязательств по договору им в адрес Администрации направлялись заявки на финансирование. Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку из представленных в материалы дела заявок от 28.08.2015 и от 18.12.2015 усматривается, что в них содержится заявка на исполнение судебных актов по старшим по домам (пункт 1.17), заявка на исполнение обязательств, предусмотренных договором от 12.12.2014, отсутствует.
Таким образом, поскольку меры социальной поддержки, предоставленные лицам на основании Постановления N 993, являются расходными обязательствами муниципального образования, поэтому убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.11.2016 по делу N А82-12492/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования Ярославской области городской округ город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12492/2016
Истец: ООО "Управляющая компания "Волжский"
Ответчик: Муниципальное образование Ярославской области городской округ город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации городского округа город Рыбинск
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11609/16