г. Саратов |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А12-33817/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Джалаляна Романа Рубеновича, администрации Дзержинского района Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 ноября 2016 года по делу N А12-33817/2016 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Джалаляна Романа Рубеновича (г. Волгоград)
к администрации Дзержинского района Волгограда (400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 122, ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373),
заинтересованные лица: департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, д. 12, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679), департамент экономического развития администрации Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д. 12, ОГРН 1143443004913, ИНН 3444212362)
о признании незаконным отказа,
без участия в судебном заседании представителей индивидуального предпринимателя Джалаляна Романа Рубеновича, администрации Дзержинского района Волгограда, департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, департамент экономического развития администрации Волгограда, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 41003107667869, 41003107667876, 41003107667883, 41003107667890.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Джалалян Роман Рубенович (далее - ИП Джалалян Р. Р., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решение Администрации Дзержинского района Волгограда (далее- Администрация), выраженного в письме от 28.04.2016 N 01-21-Ж/1122-16, об отказе индивидуальному предпринимателю ИП Джалалян Р.Р. заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (остановка трамвая "ул.им. Землячки") по направлению в центр города (номер в схеме до 07.11.2016 - 1.336), как не соответствующий требованиям Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.05.2015 N29/936.
Решением суда от 24 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Администрации Дзержинского района Волгограда выраженное в письме от 28.04.2016 N 01-21-Ж/1122-16, об отказе индивидуальному предпринимателю Джалалян Роману Рубеновичу (ОГРНИП 304344311800025, ИНН 344300427147) заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (остановка трамвая "ул.им. Землячки") по направлению в центр города (номер в схеме до 07.11.2016 - 1.336), как не соответствующий требованиям Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.05.2015 N 29/936.
Кроме того, взыскал с Администрации Дзержинского района Волгограда в пользу индивидуального предпринимателя Джалалян Романа Рубеновича (ОГРНИП 304344311800025, ИНН 344300427147) государственную пошлину в размере 300 руб.
Администрации Дзержинского района Волгограда не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ИП Джалалян Р.Р. также не согласился с судебным актом, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части принятия меры по восстановлению нарушенного права.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между администрацией Волгограда (арендодатель) и ИП Джалалян Р.Р. (арендатор) на основании постановления администрации Дзержинского района Волгограда от 09.07.2007 N 954-07, 03.08.2007 был заключен краткосрочный договор аренды земельного участка N 3/954, общей площадью 20 кв.м, расположенный по адресу г. Волгоград, пр.им.Жукова (остановка трамвая "ул.им.Землячки" по направлению в центр города) для размещения мобильного временного сооружения некапитального характера. Срок действия договора определен с 01.01.2007 по 30.12.2007.
Предприниматель 22.04.2016 обратился в Администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о заключении с ним договора на размещение нестационарного объекта по указанному выше адресу.
Письмом N 01-21-Ж/1122-16 от 28.04.2016 Администрация отказала предпринимателю в заключении указанного договора. При этом, ссылаясь на пункт 3.4.2 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.05.2015 N 29/936 (действующий на момент обращения заявителя) Администрация указала, что по информации Департамента земельных ресурсов Администрации Волгограда договор аренды земельного участка с предпринимателем продлен не был и правовые основания для заключения испрашиваемого договора отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение, выраженное в письме от 28.04.2016 N 01 -21-Ж/1122-16, является незаконными, что является основанием к удовлетворению предъявленных требований. Решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку является препятствием для ее осуществления.
Однако, судом сделан правомерный вывод о том, что договор о размещении объекта на прежнем месте не может быть заключен с предпринимателем в связи с тем, что спорный объект не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Законом Волгоградской области от 19.12.2014 N 175-ОД перераспределены полномочия между органами местного самоуправления городского округа город Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрацией Волгограда принято постановление от 26.12.2014 N 1697 "Об осуществлении отдельных полномочий Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда", согласно которому Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда осуществляет в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением полномочий по распоряжению данными земельными участками для целей строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также комплексного освоения в целях жилищного строительства, следующие полномочия в области земельных правоотношений: управление и распоряжение от имени администрации Волгограда, в том числе: заключение договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования) на основании распорядительных актов уполномоченного органа, принятых до 01 января 2015 г., а также подготовка проектов договоров (аренды, купли-продажи и мены) с учетом положений пункта 2 настоящего постановления; осуществление действий по расторжению договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования); заключение дополнительных соглашений к договорам (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования), внесение в них изменений, урегулирование возникших разногласий; исполнение заключенных договоров (аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Пунктом 2 статьи 621 ГК РФ определено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 610 ГК РФ в случае возобновления договора на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Как указано выше, краткосрочный договор аренды земельного участка N 3/954 03.08.2007 был заключен на срок с 01.01.2007 по 30.12.2007.
В соответствии с пунктом 6. 6 в случае если договор окажется продленным на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 10 дней.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов Администрации Волгограда в соответствии с условиями договора и в силу закона вправе отказаться в одностороннем порядке от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок.
Реализуя свое право, Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, извещением N 6486 от 11.04.2016 уведомил ИП Джалалян Р.Р. об окончании договора аренды земельного участка N 3/954 от 03.08.2007. Извещение получено предпринимателем 16.04.2016.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ право на односторонний отказ от договора (его исполнения) может быть осуществлено путем уведомления другой стороны о соответствующем отказе. Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными нормативными правовыми актами или договором.
В рассматриваемом случае, учитывая, что пунктом 6.6 договора аренды земельного участка N 3/954 от 03.08.2007 установлена обязанность предупреждения стороны договора об отказе от его исполнения за 10 дней, а также принимая о внимание, что извещение N 6486 от 11.04.2016 получено предпринимателем 16.04.2016, указанный договор считается расторгнутым с 26.04.2016.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.05.2015 N 29/936 (в редакций, действующий на момент рассматриваемых отношений, далее - Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов), размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденной в установленном порядке (далее - Схема).
В соответствии с пунктом 3.4.2 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов при наличии действующего договора аренды земельного участка хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение нестационарного торгового объекта на основании договора аренды земельного участка, заключенного до вступления в силу данного Порядка, и надлежащим образом исполнявший свои договорные обязательства по заключенному договору аренды земельного участка, имеет право не позднее чем за 2 дня до истечения срока договора аренды земельного участка обратиться в администрацию района Волгограда для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда.
В целях применения вышеизложенной нормы под надлежащим исполнением договорных обязательств понимается исполнение хозяйствующим субъектом в порядке, установленном договором и (или) муниципальными правовыми актами Волгограда, любой обязанности хозяйствующего субъекта.
В этом случае администрация заключает договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда без проведения аукциона на срок, не превышающий срок действия Схемы. При наличии у хозяйствующего субъекта договора аренды земельного участка на момент окончания действия ранее утвержденной Схемы и в случае наличия указанного в договоре аренды земельного участка места во вновь утвержденной Схеме договор на размещение заключается с хозяйствующим субъектом на срок действия вновь утвержденной Схемы без проведения аукциона.
Применительно к рассматриваемому случаю, учитывая, что договор аренды земельного участка N 3/954 от 03.08.2007 считается расторгнутым с 26.04.2016, а предприниматель обратился в Администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о заключении с ним договора на размещение нестационарного объекта 22.04.2016, то есть в установленный пунктом 3.4.2 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов срок, в связи с отсутствием на тот момент у Администрации оснований считать исполнение договорных обязательств предпринимателем не надлежащими, основания для отказа в заключении испрашиваемого договора у Администрации отсутствовали.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое решение, выраженное в письме от 28.04.2016 N 01 -21-Ж/1122-16, является незаконными, что является основанием к удовлетворению предъявленных требований. Довод апелляционной жалобы о ненадлежащим исполнении предпринимателем условий договора в части оплаты документально не подтвержден и в суде первой инстанции не заявлялся. Такие возражения Администрации подтверждают наличие обязательственных отношений сторон.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В рассматриваемом случае арбитражный суд не указал меру, направленную на восстановление нарушенного права, в силу следующего.
Отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, регулируются Федеральным законом N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статья 10 указанного закона устанавливает особенности размещения нестационарных торговых объектов, в частности, закрепляет, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4. Порядка (равно как и пунктом 1.3 действующего в настоящее время Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 25.05.2016 N 44/1303, вступила в силу с 31 мая 2016 года), размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденной в установленном порядке.
То есть, Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов, как в прежней, так и в новой редакции, предусматривает возможность заключения такого договора при обязательном условии - нахождении места размещения такого объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденной в установленном порядке.
Арбитражным судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела Постановлением Администрации Волгограда от 07.11.2016 N 1715 торговое место по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (остановка трамвая "ул.им. Землячки") исключено из Схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811.
Суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод, что испрашиваемый договор не может быть заключен с предпринимателем в силу отсутствия к тому правовых оснований.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 ноября 2016 года по делу N А12-33817/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33817/2016
Истец: Джалалян Роман Рубенович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, Департамент земельных ресурсов администрации г. Волгограда, департамент экономического развития адмигнистрации Волгограда, Департамент экономического развития администрации Волгограда