Требование: о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
17 февраля 2017 г. |
дело N А53-13048/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от ООО "Восток": представитель Банникова М.Н. по доверенности от 01.02.2016, паспорт;
от Ростовской таможни: главный государственный таможенный инспектор Коноплев И.А. по доверенности от 04.03.2016, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2016 по делу N А53-13048/2016, принятое судьей Мезиновой Э.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток"
к Ростовской таможне
о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - заявитель, общество, ООО "Восток") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Ростовской таможни (далее - таможенный орган) от 09.03.2016 о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ N 10313070/211215/0003542.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2016 заявленные требования удовлетворены, решение о корректировке признано незаконным как не соответствующее таможенному законодательству. Решение мотивировано тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена, в связи с чем, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения по корректировке таможенной стоимости.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовская таможня обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на отсутствие в представленных обществом при таможенном декларировании документах надлежащим образом согласованной обеими сторонами стоимости сделки, в связи с чем, заявленные в декларации сведения о таможенной стоимости не подтверждены документально.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Ростовской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель ООО "Восток" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - декларант, общество, покупатель), в соответствии с внешнеторговым контрактом N 11 от 25.06.2012, заключенного с компанией "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" (Турция), ввезло на условиях поставки CPT г. Ростов-на-Дону товары - материалы, комплектующие и оборудование для производства обуви, производители различные, страна происхождения Турция, Китай.
В целях подтверждения заявленных сведений о стоимости товара декларантом представлены: внешнеэкономический контракт от 25.06.2012 N 11 (далее - контракт) на поставку товаров для производства обуви, товаров народного потребления, оборудования для производства обуви и запчастей к оборудованию согласно прилагаемой к каждой поставке товаров спецификации, которая является неотъемлемой частью контракта; дополнительные соглашения к контракту б/н от 14.05.2013, от 19.02.2015, от 30.03.2015, от 10.04.2015, от 30.04.2015, от 23.06.2015, от 23.10.2015; спецификация от 27.10.2015 N 50; инвойс от 27.10.2015 N 50; упаковочный лист к инвойсу; письмо-описание от 15.12.2015 N 488; прайс-лист от 27.10.2015 б/н к спецификации от 27.10.2015 N 50; письмо-запрос от 29.10.2015 N 416 в адрес продавца товаров о предоставлении экспортной декларации и прайс-листа на условиях публичной оферты на весь ассортимент (на условиях поставки EXW или FCA); письмо-ответ продавца товаров от 29.10.2015 б/н об отказе в предоставлении экспортной декларации и прайс-листа на условиях публичной оферты ввиду того, что предоставление данных документов не предусмотрено законодательством Турции и условиями контракта; письмо-запрос о расхождениях от 15.12.2015 N 487; письмо-ответ продавца товаров от 15.12.2015 б/н о технических ошибках; письмо о невозможности предоставления документов и сведений о транспортных расходах от 29.10.2015 N 418.
Таможенная стоимость задекларированного товара была определена в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" как стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная (подлежащая уплате) за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза, с учетом всех подлежащих в соответствии законодательством таможенного союза включению в таможенную стоимость расходов, понесенных покупателем.
Таможенная стоимость товара была заявлена по форме ДТС-1 и подтверждалась в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" всеми представленными декларантом документами.
По результатам проверки правильности заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО "Восток" в ДТ N 10313070/211215/0003542, уполномоченным должностным лицом таможенного поста были выявлены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, указанные в решении о проведении дополнительной проверки.
По результатам контроля заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10313070/211215/0003542 таможенным постом принято решение о проведении дополнительной проверки, формализованное в поле "Для отметок таможенного органа" соответствующей ДТС-1 в виде записи "Дополнительная проверка".
В соответствии с п. 16 Порядка контроля таможенной стоимости вместе с решениями о проведении дополнительной проверки в адрес ООО "Восток" направлен расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить для выпуска товаров. Сумма обеспечения была рассчитана на основании информации о стоимости однородных товаров и товаров того же класса или вида, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
В ответ на решение о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10313070/211215/0003542 ООО "Восток" представлены: документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование - копия описания товаров от продавца; пояснение о факторах которые могли повлиять на цену сделки от 15.12.2015 N 488; ведомость банковского контроля, справка о подтверждающих документах; банковские платежные документы о получении экспортером оплаты за товар по предыдущим партиям товаров, экспортированных в счет контракта от 25.06.2012 N 11; письмо продавца от 30.10.2015 об оплате 10000 долл. США третьему лицу; бухгалтерские документы об оприходовании товаров по данной и предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта - приходный ордер NN 382 от 21.10.2015, 311 от 24.09.2015, 329 от 09.10.2015, 301 от 15.09.2015, 256 от 21.08.2015, 231 от 04.08.2015, 168 от 19.06.2015, 327 от 06.10.2015, 469 от 25.12.2015; расчет калькуляции цены товара при реализации; письмо запрос N 416 от 29.10.2015 о предоставлении таможенных деклараций, прайс-листов по контракту N 11 от 25.06.2012; письмо продавца б/н от 29.10.2015 об отсутствии обязанности представления прайс-листа публичной оферты, экспортной таможенной декларации страны отправления, так как это усмотрено законодательством Турции, контрактом N11 от 25.06.2012; прайс-лист продавца ввозимых товаров от 27.10.2015 к спецификации N 50 от 27.10.2015; прайс-листы по предыдущим поставкам от 27.05.2015 к спецификации N 25 от 27.05.2015, от 14.10.2015 к спецификации N 49 от 14.10.2015; пояснения о включении транспортных расходов в стоимость товара, так как поставка осуществлялась на условиях СРТ г. Ростов-на-Дону, а также отсутствии обязанности представления как поставщиком так и перевозчиком информации о транспортных расходах; коносамент N ROS14452; контракт N 11 от 25.06.2012, спецификация N 50 от 27.10.2015, инвойс N 50 от 27.10.2015, упаковочный лист; документы по реализации товара на внутреннем рынке РФ по предыдущим поставкам - договоры, счета, товарные накладные; письмо-пояснение продавца от 15.12.2015 пояснение о влияющих на цену товара физических характеристиках, качестве и репутации на рынке и описанием товара; пояснение об отсутствии товаров с использованием товарного знака; пояснение об отсутствии у общества оферт, заказов, прайс-листов продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида, так как общество на заключение контрактов, их не получало, и не размещало заказы у иных продавцов.
По результатам контроля таможенной стоимости товаров ООО "Восток" таможенным постом Морской порт Азов принято решение о корректировке таможенной стоимости от 09.03.2016 по ДТ N 10313070/211215/0003542, формализованное в поле "Для отметок таможенного органа" ДТС-1 в виде записи "ТС корректируется" от 09.03.2016.
Основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров послужило то обстоятельство, что ООО "Восток" не были выполнены требования п. 4 ст. 65 ТК ТС, а также ст. 2 Соглашения, которыми предусмотрено, что заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом и законодательством государств - членов таможенного союза. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 205 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 174 Таможенного кодекса Таможенного союза помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Пунктами 2, 4 ст. 176 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются настоящим Кодексом. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документами, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1).
Статьей 4 Соглашения от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" определено, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
* установлены совместным решением органов Таможенного союза;
* -ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
* существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснения причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
Согласно статье 176 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Из материалов дела следует, что ООО "Восток" и фирма "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" (Турция, г. Стамбул) заключили контракт от 25.06.2012 N 11. В соответствии с пунктом 1.1 контракта фирма "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" обязалась поставить обществу товары, используемые для производства обуви, товары народного потребления, оборудование для производства обуви и запчасти к оборудованию согласно прилагаемой к каждой поставке товаров спецификации, которая является неотъемлемой частью контракта.
Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что поставка товаров осуществляется на условиях СРТ согласно "Инкотермс-2000". В соответствии с пунктом 3.2 контракта цена единицы товара и общая стоимость каждой партии товара указываются в спецификациях к данному договору.
В соответствии с пунктом 7.1 контракта оплата по контракту осуществляется путем банковского перевода на счет продавца в валюте контракта - долларах США, в течение 45 дней с момента ввоза товара на таможенную территорию РФ.
В соответствии с контрактом от 25.06.2012 N 11 общество ввезло на территорию Российской Федерации товар, который оформило по ДТ N 10313070/211215/0003542 и определило таможенную стоимость этого товара по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Общество представило в таможню вместе с ДТ документы, обосновывающие применение первого метода.
В процессе таможенного контроля товаров таможенный органом выявлен риск возможного недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров в связи с низкой ценой декларируемых товаров.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление Пленума N 18) выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В силу пункта 9 постановление Пленума N 18 определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Соглашением, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой. В связи с этим предусмотренная пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. В частности, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом, в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения. В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом. Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу. Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности (пункт 10 постановления N 18).
Судом первой инстанции установлено, что обществом таможне вместе со спорной ДТ был представлен пакет необходимых документов, из которых следует, что расчет таможенной стоимости товара произведен обществом на основании цены товара, фактически уплаченной продавцу.
Обществом был представлен контракт купли-продажи N 11 от 25.06.2012, спецификация к контракту, прайс - лист к спецификации, инвойс и иные документы.
Как следует из пункта 2 статьи 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации, форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.
Согласно статье 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки юридических лиц между собой совершаются в письменной форме. При этом, согласно статье 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, соблюдение письменной формы сделок достигается путем составления документа, выражающего ее содержание и подписываемого лицами, совершающими сделку. Содержание правовой нормы, закрепленной в статье 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, было предметом анализа Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм договора о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами (приложение к Информационному письму N 67 от 21 января 2002 года). Как разъяснил Президиум ВАС РФ, под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых подписывается ее сторонами.
Контракт N 11 от 25.06.2012 и спецификации к нему соответствуют данным требованиям, поскольку они подписаны сторонами сделки и содержат ссылки друг на друга, то есть являются взаимосвязанными. Из представленных документов следует, что при заключении сделки стороны контракта согласовали все существенные условия, в том числе предмет, а также предусмотрели механизм определения ассортимента, цены поставки и оплаты товара. Выставленные продавцом товара в адрес общества инвойсы содержат полные реквизиты фирмы продавца; даты оформления, порядковые номера, штампы фирмы продавца, подписи представителя продавца, оформившего инвойсы. Инвойсы содержат наименования и описания поставляемых товаров, количество товаров, сведения о цене каждого наименования товара за единицу продукции, общую сумму, подлежащую оплате за отдельные виды товара и за всю партию отгруженных товаров; сведения о весе товаров и его количестве. Цена, указанная в инвойсе, заявлена на основании данного контракта и соответствует цене на товар, указанный в спецификации, таким образом, товар поставлялся по цене, согласованной сторонами. Указанные факты позволяют однозначно отнести эти документы к рассматриваемой сделке.
Условия указанного выше контракта соответствуют положениям статей 432, 455460, 465, 481, 485-487 ГК РФ, определяющих существенные условия договора купли-продажи товара. Следовательно, в данном случае существенными условиями контракта являются условия о товаре, порядке его поставки, цене товара и порядке его оплаты. На определение таможенной стоимости оказывают влияние именно указанные выше существенные условия договора, а именно цена и количество товара, которые связаны с исчислением таможенной стоимости и исчислением таможенных платежей. Обществом таможенному органу были представлены контракт и документы, относимые к поставкам и определяющие стоимость товаров, документальное подтверждение оплаты товаров. Сведения о произведенных поставках, об условиях поставки, подтверждены документально. Данные документы являются основными, идентифицирующими поставку товаров, оформленными по ДТ, которые являются взаимосвязанными, определяющими и подтверждающими стоимость каждой произведенной поставки.
Согласно п. 1.3 контракта продавец обязуется предоставить покупателю всю необходимую информацию о своей продукции. При направлении устной заявки покупателем, сторонами оговаривается наименование, количество и ассортимент товара, сведения об артикулах, товарных знаках, марках, моделях и других характеристиках товара, а также цена товара. Подробное описание характеристик товара продавцом указывается в письме-описании к каждой спецификации.
Основные условия внешнеторговой сделки, а именно наименование товара, его производитель, количество, цена за единицу товара, вес и общая стоимость поставки, срок оплаты согласовываются сторонами в спецификации к каждой поставке по контракту, указываются в товарно-сопроводительных документах к каждой партии товара.
В соответствии с п.5.1 контракта предусмотрено, что качество товара, проданного по настоящему контракту, должно полностью соответствовать стандартам продавца. По данному контракту поставляется товар и оборудование для производства обуви. Как уже указывалось ранее к каждой спецификации продавец представляет информацию о товаре. Описание физических характеристик товара содержится в декларации. ООО "Восток" представляет таможенному органу пояснения о влияющих на цену товара физических характеристиках, качестве и репутации на рынке и описанием товара, а также другую документацию, в случаях, предусмотренных законодательством, для подтверждения качества товара (паспорта безопасности, сертификаты соответствия и т.д.).
Документами, представленными заявителем в таможенный орган, подтвержден расчет таможенной стоимости товара, который был произведен на основании цены товара, фактически уплаченной продавцу. Декларантом представлены все документы, предусмотренные перечнем, содержащимся в Порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок), который вступил в силу с 01.01.2011.
В соответствии с п. 1.2 контракта N 11 от 25.06.2012 поставка товаров осуществляется по предварительной заявке ООО "Восток", которую общество обязано передать фирме "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" в телефонном режиме не позднее семи календарных дней до момента отгрузки товаров.
Согласно п. 1.3 контракта продавец обязуется предоставить покупателю всю необходимую информацию о своей продукции. При направлении устной заявки покупателем сторонами оговаривается наименование, количество и ассортимент товара, сведения об артикулах, товарных знаках, марках, моделях, и других характеристиках товара, а также цена товара. Подробное описание характеристик товара продавцом указывается в письме-описании к каждой спецификации.
Основные условия внешнеторговой сделки, а именно наименование товара, его производитель, количество, цена за единицу товара, вес и общая стоимость поставки, срок оплаты согласовываются сторонами в спецификации к каждой поставке по контракту, указываются в товарно-сопроводительных документах к каждой партии товара.
В соответствии с п.5.1 контракта качество товара должно полностью соответствовать стандартам продавца.
По данному контракту поставляется товар и оборудование для производства обуви. К каждой спецификации продавец представляет информацию о товаре. Описание физических характеристик товара содержится в декларации.
ООО "Восток" представило таможенному органу пояснения о влияющих на цену товара физических характеристиках, качестве и репутации на рынке и описанием товара, а также другую документацию для подтверждения качества товара.
Оплата поставленных товаров подтверждена ведомостью банковского контроля по контракту по ПС от 12.07.2012 N 12070004/0912/0048/2/0, где указаны все необходимые сведения о платежах и подтверждающих документах, в том числе отражен платеж по спорной декларации.
Предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
Вместе с тем, ООО "Восток" были предприняты меры для получения данных документов у стороны по договору. Согласно письму "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" компания отказалась представить ООО "Восток" таможенную декларацию и прайс-листы, являющиеся публичной офертой на весь ассортимент товара, поскольку предоставление данных документов не предусмотрено контрактом от 25.06.2012 N 11.
По своему правовому содержанию прайс-лист представляет собой коммерческое предложение от фирмы - изготовителя с учетом положений статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора розничной купли-продажи предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц. Таможня не пояснила, каким образом сведения, указанные в прайс-листе фирмы -изготовителя могут повлиять на цену сделки. Более того, общество в ценообразовании иностранных партнеров не участвует, в связи с чем, вопрос ценообразования относится к факторам хозяйственной деятельности поставщика товара и к структуре таможенной стоимости не имеет отношения.
Экспортная декларация, являясь коммерческим документом иностранного контрагента, и не может находиться во владении резидента, а потому не могла быть им предоставлена по требованию таможни. Кроме того непредставление обществом вышеназванных документов, не может служить основанием к отказу в применении заявленного обществом способа определения таможенной стоимости, поскольку указанные документы не могут подтверждать или опровергать таможенную стоимость ввезенного товара.
Оригиналы писем поставщика товара об отказе в предоставлении прайс-листа и экспортной декларации, были представлены суду первой инстанции в рамках рассмотрения дела.
Указанные в статье 111 Таможенного кодекса Таможенного союза полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены.
Вместе с тем, указанные положения не могут рассматриваться как позволяющие таможенным органам произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров и не позволяют руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если такие документы не способны повлиять на таможенное оформление и определение таможенной стоимости товаров.
Из представленных документов и доказательств следует, что декларант в ходе таможенного контроля, а также по требованию таможенного органа представил все имеющиеся у него документы и пояснения.
Таможенный орган в решении указал, что ООО "Восток" не представило документы, подтверждающие включение в таможенную стоимость экспортных формальностей в стране отправления, документы и сведения о страховании, расходов, связанных с перевозкой, экспортную таможенную декларацию.
Однако данные документы у общества отсутствовали. Выполняя требование таможни, ООО "Восток" представило пояснения о невозможности их представления ввиду отказа продавца представить экспортную декларацию, а также с учетом п. 1.4 и 2.3 контракта, согласно которым поставка осуществляется на условиях СРТ, а страхование товара не осуществляется ни одной из сторон.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, подтверждение заявленной таможенной стоимости по спорной ДТ и предоставление обществом обязательного пакета документов, установленных нормативно. Данное обстоятельство свидетельствует о достаточности представленных декларантом документов и о достоверности сведений заявленной декларантом обществом в ДТ таможенной стоимости товаров.
Имело место фактическое исполнение сторонами контракта, следовательно, контракт и инвойс являются документами, полностью подтверждающими контрактную стоимость товара. Вышеуказанные документы являются основными документами, идентифицирующими поставку товаров, оформленных по ДТ N 10313070/211215/0003542, являются взаимосвязанными, определяющими и подтверждающими стоимость произведённой поставки.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки.
Судом правомерно отклонен довод таможни о несогласовании сторонами
стоимости сделки.
В соответствии с условиями контракта фирма "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" обязалась поставлять обществу товары, используемые для производства обуви, товары народного потребления, оборудование для производства обуви и запчасти к оборудованию согласно прилагаемой к каждой поставке товаров спецификации, которая является неотъемлемой частью контракта (пункт 1.1 контракта).
Условиями данного контракта предусмотрены периодические оптовые поставки товара, общая сумма контракта, а также объемы отдельного товара, который общество обязуется приобрести у фирмы "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" за определенный период.
В соответствии с п. 1.2 контракта купли-продажи N 11 от 25.06.2012 г. поставка товаров осуществляется по предварительной заявке ООО "Восток", которую общество обязано передать фирме "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" в телефонном режиме не позднее семи календарных дней до момента отгрузки товаров.
Согласно п. 1.3 контракта Продавец обязуется предоставить Покупателю всю необходимую информацию о своей продукции. В соответствии с п.5.1 контракта предусмотрено, что качество товара, проданного по настоящему контракту, должно полностью соответствовать стандартам Продавца. При направлении устной заявки Покупателем, Сторонами оговаривается наименование, количество и ассортимент товара, сведения об артикулах, товарных знаках, марках, моделях, марках и других характеристиках товара, а также цена товара. Подробное описание характеристик товара, Продавцом указывается в письме-описании к каждой спецификации. Описание физических характеристик товара содержится в декларации. ООО "Восток" представляет таможенному органу пояснения о влияющих на цену товара физических характеристиках, качестве и репутации на рынке и описанием товара, а также другую документацию, в случаях, предусмотренных законодательством, для подтверждения качества товара (паспорта безопасности, сертификаты соответствия и т.д.)
Инвойс содержит ссылку на контракт, условие о порядке оплаты - 45 банковских дней с момента ввоза товаров на таможенную территорию РФ, согласно п.7.1 контракта, а также условия поставки - СРТ г.Ростов-на-Дону.
Основные условия внешнеторговой сделки, а именно наименование товара, количество, цена за единицу товара, вес и общая стоимость поставки, срок оплаты согласовываются Сторонами и указываются в товаро-сопроводительных документах к каждой партии товара.
Претензии по количеству, качеству, ассортименту поставленного в обществу по контракту товара у ООО "Восток" к продавцу отсутствует. Таможенным органом не представлено доказательств того, что обществом был ввезен иной товар, нежели указанный в спецификации и декларации.
Поставка товара осуществлена на условиях CРТ (Инкотермс 2000).
В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС 2010 условия поставки CPT подразумевают включение в цену товара всех расходов по экспортной упаковке и маркировке, погрузке товара, налоги, сборы, а также фрахт (стоимость доставки) до места назначения.
Поскольку поставка товара производилась на условиях СРТ в соответствии с правилами "Инкотермс-2000" и в стоимость товара включены затраты на упаковку, маркировку, тару, стоимость доставки товара, то указание в спецификации стоимости товара без указания на данные затраты не противоречит действующему законодательству. В данном случае, оговаривая цену товара на условиях СРТ, стороны по договору предусмотрели наличие и включение всех вышеперечисленных расходов в стоимость товара, указанную в контракте.
Таможенный орган не вправе требовать представления документов относительно расходов по доставке товаров, если такие расходы были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Согласно условиям контракта и представленным документам, транспортировка товара осуществлялась силами продавца, в связи с чем, ООО "Восток" не являлось стороной договора на оказание услуг по перевозке и не имело реальной возможности представить данный документ.
Судебная коллегия находит необоснованным довод таможенного органа о том, что декларант отказался представить экспортную таможенную декларацию и прайс - лист производителя на весь ассортимент товара. Заявителем были предприняты меры для получения данных документов у стороны по договору.
Согласно письму "DENIZ TICARET KEMAL SENYIGIT" компания отказалась представить ООО "Восток" таможенную декларацию и прайс-листы, являющиеся публичной офертой на весь ассортимент товара, поскольку предоставление данных документов не предусмотрено контрактом от 25.06.2012 N 11.
По своему правовому содержанию прайс-лист представляет собой коммерческое предложение от фирмы - изготовителя. Дополнительно истребованный таможенным органом прайс-лист фирмы - изготовителя, являющегося нерезидентом Российской Федерации, не мог быть представлен обществом - резидентом Российской Федерации по объективным причинам, а необходимость в его изучении и применении для определения таможенной стоимости по первому методу таможенным органом не обоснована.
Кроме того, таможенный орган не был лишен возможности истребовать самостоятельно прайс-лист от фирмы - изготовителя в целях подтверждения (или не подтверждения) недостоверности заявленных обществом сведений, касающихся определения таможенной стоимости при декларировании ввезенного им на таможенную территорию Российской Федерации товара.
Довод таможни о том, что в контракте и коммерческом инвойсе величина транспортных расходов отдельной строкой не выделена, отклоняется судебной коллегией.
Из материалов дела видно, что поставка товара производилась на условиях СРТ в соответствии с правилами "Инкотермс-2000" и в стоимость товара включены затраты на упаковку, маркировку, тару, стоимость доставки товара.
Таким образом, указание в спецификации стоимости товара без указания на данные затраты не противоречит действующими законодательству. В данном случае, оговаривая цену товара на условиях СРТ, стороны по договору предусмотрели наличие и включение всех вышеперечисленных расходов в стоимость товара, указанную в контракте. Таможенный орган не вправе требовать представления документов относительно расходов по доставке товаров, если такие расходы были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Согласно условиям контракта и представленным документам, транспортировка товара осуществлялась силами продавца, в связи с чем, ООО "Восток" не являлось стороной договора на оказание услуг по перевозке и не имело реальной возможности представить данный документ.
Представленные по запросу таможенного органа документы позволяют однозначно сделать вывод о структуре таможенной стоимости, а также подтверждают заявленные обществом сведения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что представленные заявителем документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенных товаров.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что величина таможенной стоимости, заявленной обществом, значительно ниже по сравнению с имеющейся в таможенном органе информации о стоимости однородных товаров, ввезенных за аналогичный период времени в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 7 постановления Пленума N 18 признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно -ценовых каталогов.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума N 18 примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
То есть низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.
Таможенный орган представил в материалы дела выписки из информационно - аналитической системы "Мониторинг- Анализ" (т. 3 л.д. 76-126).
Судебная коллегия повторно изучила представленные выписки и установила, что таможенным органом не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара (статья 10 Соглашения), а именно: не представлены доказательства того, что использованная таможней при корректировке таможенной стоимости ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) сопоставима с конкретными условиями совершенной обществом сделки, а также не доказано, что используемая им информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного обществом.
Под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, по количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнивать условия и характер ввоза. При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать наименовании торгующих стран, страну отправления, условия поставки, вес товара, производителя товара, его репутацию.
На каждый товар, указанный в таможенной декларации, таможенный орган представил выписку АИС "Мониторинг - Анализ" с указанием таможенной декларации. Исходя из представленных выписок, следует, что не совпадает наименование товара, страна происхождения товара, условия поставки.
В решении таможенного органа отсутствуют критерии, исходя из которых, таможня пришла к выводу об однородности, сопоставимости поставок. Таможней не исследованы контракты по сопоставляемым ДТ и не приведены затраты, которые понес декларант по сопоставляемой ДТ, из которых в совокупности сложилась таможенная стоимость.
Судебная коллегия считает, что проведенный таможней сравнительный анализ величины цен декларируемых товаров с ценами на товары, приведёнными с помощью ИАС "Мониторинг Анализ", и выявленное, по мнению таможни, отклонение заявленной таможенной стоимости товара, не может само по себе служить основанием для неприменения метода по цене сделки с вывозимыми товарами.
Не принимается доводы о том, что таможенный орган выявил отклонение уровня заявленной таможенной стоимости от уровня стоимости товаров того же класса (вида), ввезенных из Турции в Российскую федерацию за аналогичный период времени, согласно базе встречных данных статистики Турецкой Республики.
В материалы дела представлены распечатка из электронной базы Института статистики Турецкой Республики, в которых указаны период поставки, код ГС, описание товарной позиции ГС, страна, название страны, единица измерения, количество товара на экспорт, стоимость товара.
Судебная коллегия считает, что из представленной электронной базы невозможно установить сопоставимость ценовой информации с конкретными условиями совершенной обществом сделки, так как отсутствуют условия поставок в представленной базе.
Из материалов дела следует, что стоимость товара определяется с учетом длительных торговых связей, значительным количеством поставляемого товара, сроками годности, в частности, клея.
Судебная коллегия, принимая во внимание презумпцию достоверности представленной декларантом информации, пришла к выводу о том, что таможенный орган не представил доказательств того, что заявитель по контракту уплатил или должен оплатить продавцу цену больше заявленной при таможенном оформлении.
Поскольку пункт 4 статьи 65 ТК ТС, пункт 3 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", а также презумпция достоверности представленной декларантом информации, изложенная в постановлении Пленума N 18, относят бремя опровержения достоверности представленной декларантом информации на таможенный орган, именно таможенный орган должен был представить пояснения отличия стоимости ввезенного товара по спорным ДТ (с аргументированным расчетом).
Определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
В материалы дела Ростовская таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих третьему и шестому, для определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что таможенный орган незаконно отказал обществу в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10. 2016 по делу N А53-1656/2016, от 19.10.2016 по делу N А 53-1661/2016.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2016 по делу N А53-13048/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13048/2016
Истец: ООО "ВОСТОК"
Ответчик: Ростовская таможня