Требование: о включении требования в реестр требований кредиторов, о признании должника банкротом по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Пермь |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А60-53977/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.,
судей Даниловой И.П., Плаховой Т.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антипиной Д.Н.
при участии:
от лиц, участвующих в деле: не явились, извещены,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 24 по Свердловской области
на определение Арбитражного суда Свердловской области от 19 ноября 2016 года по делу N А60-53977/2015,
вынесенное судьей Веретенниковой С.Н.
по заявлению Федеральной налоговой службы, в лице Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области о включении в реестр требований кредиторов в сумме 4 251 571, 49 руб.,
в рамках дела по заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании ОАО "ЖЕЛДОРРЕСТОРАН" (несостоятельным) банкротом
установил:
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2016 в отношении должника открытого акционерного общества "ЖЕЛДОРРЕСТОРАН" (ИНН 6659012591, ОГРН 1026602948338) введена процедура банкротства - наблюдение.
Временным управляющим должника утвержден Матлыгин Иван Александрович (адрес для корреспонденции: 620072, г. Екатеринбург, а/я 277),
являющийся членом Некоммерческого партнерства СРО "Г ильдия арбитражных управляющих" (ИНН 1660062005, 420111, республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 13).
Сообщение о введении в отношении должника наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 38 от 05.03.2016 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2016 (резолютивная часть от 21.07.2016) процедура наблюдения в отношении открытого акционерного общества "ЖЕЛДОРРЕСТОРАН" (ИНН 6659012591, ОГРН 1026602948338) прекращена.
Открытое акционерное общество "ЖЕЛДОРРЕСТОРАН" (ИНН 6659012591, ОГРН 1026602948338) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Исполнение обязанностей конкурсного управляющего открытого акционерного общества "ЖЕЛДОРРЕСТОРАН" возложено на Матлыгина Ивана Александровича (адрес для корреспонденции: 620072, г. Екатеринбург, а/я 277), члена Некоммерческого партнерства СРО "Гильдия арбитражных управляющих" (ИНН 1660062005, 420111, республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 13).
Сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства Газета "Коммерсантъ" N 142 от 06.08.2016
28.09.2016 г. в Арбитражный суд Свердловской области поступило заявление Федеральной налоговой службы, в лице Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области о включении в реестр требований кредиторов недоимки и пени по страховым взносам в сумме 4 251 571, 49 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 19 ноября 2016 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, по основаниям, изложенным в которой просит его отменить, требование удовлетворить. Заявитель считает, что предусмотренный Законом N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" досудебный порядок взыскания страховых взносов и пени был им соблюден, направлялись требования об уплате взносов, выносились решения о взыскании за счет денежных средств, решения о взыскании за счет имущества, в службу судебных приставов направлялись постановления о взыскании за счет имущества, судебными приставами - исполнителями возбуждались исполнительные производства.
Лица, участвующие в деле, письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился с требованиями о включении в реестр задолженности по страховым взносам и по пене за их несвоевременную уплату в сумме 3 142 287,21 руб., в том числе: 1991816,51 руб. - задолженность по уплате основного долга, 1 150 470,70 руб. - задолженность по пене.
Период образования задолженности -1,2,3 квартал 2008 г., 1,2,3 квартал 2009 г., 1,2,3,4 квартал 2011, 1,2,3,4 2012 г.
Документы, являющиеся основанием начисления - расчёты за 1,2,3 квартал 2008 г., 1,2,3 квартал 2009 г., 1,2,3,4 квартал 2011, 1,2,3,4 2012 г.
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии составляет 380 728,65 руб., в том числе 243 850,30 руб. - задолженность по уплате основного долга, 136 878,35 руб. - задолженность по пени.
Период образования задолженности -1,2,3 квартал 2008 г., 1,2,3 квартал 2009 г., 1,2,3,4 квартал 2011, 1,2,3,4 2012 г.
Документы, являющиеся основанием начисления - расчёты за 1,2,3 квартал 2008 г., 1,2,3 квартал 2009 г., 1,2,3,4 квартал 2011, 1,2,3,4 2012 г.
Задолженность по уплате страховых взносов, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет 728 555,63 руб., в том числе 476 459,63 руб. - задолженность по уплате основного долга, 252 096,00 руб. - задолженность по пени.
Период образования задолженности - 1,2,3 квартал 2008 г., 1,2,3 квартал 2009 г., 1,2,3,4 квартал 2011, 1,2,3,4 2012 г.
Документы, являющиеся основанием начисления - расчёты за 1,2,3 квартал 2008 г., 1,2,3 квартал 2009 г., 1,2,3,4 квартал 2011, 1,2,3,4 2012 г.
Плательщику взносов были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 192 от 7.04.2009, N 193 от 8.04.2009, N 194 от 9.04.2009, N 245 от 23.06.2009, N 1005 от 19.10.2009, N 1006 от
20.10.2009, N 1795 от 26.11.2009, N 1 от 11.01.2012, N 34 от 24.01.2014, N 4 от 29.08.2016, N 07502940171716 от 6.05.2013, N 07502940211724 от 13.06.2013,
N 07502940211724 |
от |
13.06.2013, |
N 07502940392090 |
от |
21.12.2011, |
N 07502940059830 |
от |
21.03.2012, |
N 07502940178192 |
от |
3.05.2012, |
N 07502940262363 |
от |
27.07.2012, |
N 07502940377189 |
от |
25.11.2013, |
N 07502940021899 |
от |
01.02.2013, |
N 07502940298854 |
от |
3.10.2014, |
N 07502940013082 |
от |
27.01.2014, |
N 075S01150068660 |
от |
15.10.2015, |
N 075S01160093769 от 15.03.2016, N 075S01160345332 от 29.08.2016 г.
В отношении плательщика взносов были вынесены решения о взыскании
страховых взносов за счет денежных средств N 160 от 7.08.2009, N 162 от 4.08.2009, N 202 от 6.08.2009, N 141 от 29.07.2009, N 618 от 2.12.2009, N 619 от
2.12.2009, N 1063 от 15.12.2009, N 9 от 28.02.2012, N 07502913ВД0071260 от 30.05.2013, N07502913ВД0094886 от 3.07.2013, N07502912ВД0001848 от 20.01.2012, N07502912ВД0019004 от 10.04.2012, N07502912ВД0060080 от
7.06.2012, N 07502912ВД0104470 от 20.08.2012, N N 07502913ВД0176178 от 18.12.2013, N 07502913ВД0020745 от 27.02.2013, N 07502914ВД0130339 от
24.10.2014, N 07502914ВД0015432 от 19.02.2014, N 075S02150013336 от 5.11.2015 г.
На взыскание вынесены постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов "161 от 4.08.2009, N 163 от 4.08.2009, N 203 от 6.08.2009, N 142 от 29.07.2006, N 618 от 3.12.2009, N 619 от 3.12.2009, N 1113 от 16.12.2009, N 133 от 5.04.2013, N 07502990002542 от 18.03.2014, N 07502990002542 от 18.03.2014, N 07502990002548 от 24.01.2014, N 07502990025953 от 13.06.2012, N 07502990037446 от 19.07.2012, N 07502990058910 от 18.03.2013, N 07502990022130 от 29.05.2013, N 07502990002551 от 24.01.2014, N 07502990002803 от 27.01.2014, N 07502990040613 от 16.07.2014, N 075S04160007519 от22.03.2016
Направленные в Службу судебных приставов постановления о взыскании послужили основанием для вынесения Постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства N 65/2/36378/3/2009 от 14.12.2009, N 65/2/36379/3/2009 от 14.12.2009, N 65/2/36377/3/2009 от 14.12.2009, N 65/2/36373/3/2009 от 14.12.2009, N 52608/13/02/66 от 29.04.2013, N 186112/12/02/66 от 20.07.2012, N 20418/12/02/66 от 2.08.2012, N 50793/13/02/66 от 25.03.2012, N 58014/13/02/66 от 13.06.2013, N 25903/15/66002-ип от 22.09.2015 г.
28.09.2015 г. уполномоченный орган обратился с заявлением о включении указанных в данных документах сумм в реестр требований кредиторов.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возможность принудительного взыскания указанных заявителем сумм на момент обращения в арбитражный суд утрачена.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В соответствии с п. 6.1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона об исполнительном производстве в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Соответственно после возврата исполнительный документ указанных органов также может быть вновь предъявлен к исполнению в течение шести месяцев со дня их возврата. Следовательно, с требованием о включении данной суммы в реестр требований кредиторов кредитор вправе обратиться в указанный срок.
Документально подтвержденных сведений о состоянии исполнительных производств по взысканию задолженности, возбужденных 14.12.2009, 29.04.2013, 20.07.2012, 2.08.2012, 25.03.2012, 13.06.2013, 22.09.2015 г. в материалы дела не представлено.
Между тем, обращаясь с требованиями о включении задолженности, образовавшейся, начиная с 2008 г. в реестр требований кредиторов, налоговый орган обязан был подтвердить соблюдение срока предъявления исполнительных документов к исполнению в соответствии с п. 6.1 ст. 21, ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 229-ФЗ, истечение которого является основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства.
Уполномоченным органом не подтверждено текущее состояние исполнительных производств, возбужденных вышеназванными постановлениями судебного пристава-исполнителя.
Согласно ч.1 ст.46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В силу ч.4 ст.46 Закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Закона.
Учитывая, что возможность принудительного взыскания утрачивается при пропуске срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании за счет имущества должника, соблюдение которого заявитель не подтвердил, основания для включения соответствующих сумм в реестр.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 разъяснено, что согласно предписаниям, установленным пунктом 2 статьи 39 и пунктом 1 статьи 40 Закона о банкротстве, в заявлении кредитора должны быть указаны доказательства оснований возникновения задолженности и к заявлению приложены документы, подтверждающие обязательства должника, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам.
В п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу п. 3-5 ст. 71 и п. 3-5 ст. 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 указанного Закона постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.
Как видно из материалов дела, в расчетах пени. приложенных к требованиям об уплате пени от15.10.2015 г., от 15.03.2016, от 29.08.2016 г. указано, что они выставлены на задолженность прошлых периодов,
Между тем, пояснений относительно того, за какой конкретно период до выставления данных требований указывалась задолженность, на которую начислены пени, налоговым органом не представлено. Также не представлено доказательств принятия предусмотренных ст. 19, 20, 21 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" мер взыскания в отношении задолженности по страховым взносам, на которую начислены пени.
Статья 2 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, предусматривала, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В силу универсальности воли законодателя, системного толкования и сравнительного анализа подпункта 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ, подпункта 1, 2 пункта 3 статьи 44, пункта 8 статьи 78, абзаца 1 статьи 87, статьи 113 НК РФ окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 13084/07 от 18.03.2008.
Судом апелляционной инстанции установлено, что требования органа Пенсионного фонда в части уплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимка по которым образовалась, начиная с 2008 г. выставлены в 2015 - 2016 гг., то есть за пределами трехлетнего срока давности взыскания указанных взносов.
Кроме того, налоговый орган не представил надлежащих доказательств того, что на момент выставления данных требований об уплате пени, возможность предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании недоимки, на которую они начислены, не была утрачена. Из этого следует, что по истечения указанного срока возможность взыскания как недоимки, так и начисленной на нее пени утрачивается.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на доказательства, подтверждающие обоснованность включения в реестр указанных сумм пени.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для изменения принятого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 91 от 25 мая 2005 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 19 ноября 2016 года по делу N А60-53977/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
И.П. Данилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53977/2015
Должник: ОАО "ЖЕЛДОРРЕСТОРАН"
Кредитор: Администрация города Екатеринбурга, МУГИСО, ОАО "АЛЛАКИ", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "РИЧ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: Матлыгин Иван Александрович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области, МИФНС России N24 по Свердловской области, Некоммерческое партнерство "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ГИЛЬДИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ"