г. Пермь |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А71-7872/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Гладких Д.Ю., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб": Альмухамедов И.Ш., доверенность от 05.09.2016, паспорт;
от ответчика, публичного акционерного общества "Т Плюс" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб", ответчика, публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 25 ноября 2016 года
по делу N А71-7872/2016,
принятое судьей Желновой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ОГРН 1051800616284, ИНН 1831106135)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
об урегулировании разногласий по договору теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - ООО "УК "Вест-Снаб", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", ответчик) об урегулировании разногласий по договору теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.03.2016 N Т0656 (т.1 л.д. 6-30).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 ноября 2016 года (резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2016 года, судья Е.В.Желнова) принят отказ истца от иска по пунктам 2.1. 2.2.2, 2.2.4, 2.2.7, 2.2.9, 2.2.13, 2.3.1, 2.3.3, 2.3.6, 2.3.12, 2.3.14, 2.3.15, 2.3.17., 2.3.18., 2.3.20, 2.2.4.1, 2.5.4, 3.2., абзаца 3 пункта 3.3, 3.4, 3.5, абзаца 2 пункта 3.7, п.3.10., 3.12, 4.3, 4.4., 4.6, 4.6.1, 4.7, 4.9, 4.10, 5.4.2, 5.5, 5.6, 7.1, 7.4, 7.5.1, 7.5.2, приложение N 1 к Договору N Т0656 от 01.03.2016. Производство по делу в указанной части прекращено. Договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) N Т0656 от 01.03.2016 принят в следующей редакции:
Абзац 4 пункта 2.2.1: "В случае отсутствия подписанных сторонами актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон, указанные границы определяются согласно требованиям п. 8 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, и в отношении тепловых сетей внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД".
Пункт 2.2.6 договора: "Обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность обслуживаемых тепловых сетей и оборудования, предназначенных для подачи тепловой энергии в точки поставки и закрепленных за ТСО в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2 к настоящему договору)".
Пункт 2.2.10 договора принят в редакции ответчика (не включать в текст договора).
Пункт 2.2.11 договора: "Ежемесячно, в срок до 28 числа расчетного месяца предоставлять Потребителю информацию об объемах теплоэнергии, потребленной собственниками и пользователями нежилых помещений, расположенных на объектах Потребителя и заключивших договоры теплоснабжения непосредственно с Теплоснабжающей организацией. Указанная информация предоставляется с указанием объемов теплоэнергии в
разрезе каждого лица по каждому объекту Потребителя".
Пункт 2.2.14 договора: "Теплоснабжающая организация обязана в течение 30 дней произвести и восстановить элементы благоустройства, указанного в ордере на производство земляных работ, копия которого предоставляется абоненту по его требованию".
Пункт 2.3.2 договора: "Оплачивать тепловую энергию в соответствии с разделом 4 настоящего договора. В случае фиксации на сетях Абонента сверхнормативной подпитки Абонент оплачивает данный теплоноситель в соответствии с разделом 4 настоящего договора".
Пункт 2.3.5 договора: "Соблюдать установленные Приложением N 1 к настоящему договору режимы потребления тепловой энергии".
Пункт 2.3.25 договора: "Оплачивать затраты, понесенные Теплоснабжающей организацией при отключении, ограничении и включении тепловой энергии согласно заявкам Потребителя".
Подпункт "а" пункта 2.4.3 договора: "Проводить организационно-технические мероприятия по доведению режима потребления тепловой энергии Потребителя до уровня, предусмотренного настоящим Договором, предварительно предупредив Потребителя за сутки в случаях:
а) превышения установленных договором тепловых нагрузок (мощностей);
б) бездоговорного потребления".
Пункт 3.9 договора: "Количество потреблённого (невозвращённого) и подлежащего оплате теплоносителя определяется в соответствии с Приложением N 6 к настоящему договору".
Пункт 4.4.1 договора: исключен из текста договора (принят в редакции ответчика);
Пункт 4.5 договора: "В случае принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ТСО, оплата за тепловую энергию производится в порядке, предусмотренном Приложением N 7 к настоящему договору".
Пункт 4.8 договора: "Основанием для расчетов по настоящему договору является акт поданной-принятой теплоэнергии, содержащий сведения об объемах и стоимости теплоэнергии в отношении каждого объекта Потребителя, а так же об уменьшении размера платы за некачественную теплоэнергию, в случаях установленных настоящим договором и счет-фактура, выставляемые Теплоснабжающей организацией и согласованные Потребителем без разногласий.
Потребитель обязан в течение 10 рабочих дней с даты получения от Теплоснабжающей организации счет - фактуры и акта поданной - принятой теплоэнергии надлежащим образом оформить данные документы, подписать уполномоченным лицом и направить в Теплоснабжающую организацию один экземпляр акта приема - передачи теплоэнергии, либо мотивированные разногласия по указанным документам.
В случае невыполнения Потребителем указанных действий, считается, что поставленные энергоресурсы приняты без возражений и акт принят в редакции Теплоснабжающей организации".
Пункт 5.1 договора: "За нарушение обязательств по настоящему Договору (в том числе за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ".
Пункт 5.2 договора: "Теплоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемой тепловой энергии в точках поставки, указанных в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон (Приложении N 2 к настоящему договору), и за соблюдение установленного порядка приостановления или ограничения подачи тепловой энергии в пределах, определяемых гражданским законодательством РФ и нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.
В случае поставки тепловой энергии ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за потребленные энергоресурсы подлежит корректировке с учетом требований к перерасчету размера платы за коммунальную услугу, установленных утвержденными Правительством РФ Правилами предоставления коммунальных услуг".
Пункт 5.4.1 договора: "Действиями персонала Потребителя или третьих лиц (в том числе, повреждение трубопроводов, повреждение потребительского ввода), несогласованными изменениями в схеме теплопотребляющих установок, неисправностью оборудования Потребителя или самовольной заменой (удалением) установленных расчетных сопел и дросселирующих шайб, отсутствием на узле вода необходимых регуляторов параметров теплоносителя, нарушением целостности или отсутствием тепловой изоляции на трубопроводах, бездоговорным потреблением".
Приложения N 2, N 4, N 6, N 7, N 8, N 9 приняты в редакции ответчика с изложением в решении их содержания.
С ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины (т.2 л.д. 72-101).
Истец, ООО "УК "Вест-Снаб", не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным, просит его отменить в части принятия условий пунктов 2.2.6, 2.2.10, 2.2.12, 2.3.2., 2.3.8., 2.3.25, подпункта "а" пункта 2.4.3., пунктов 3.9, 4.5, 5.1, Приложений N N 2, 6, 7, 8, 9.
По мнению заявителя, редакция данных пунктов не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права истца. Апеллянт просит указанные пункты принять в редакции ООО "УК "Вест-Снаб".
Ответчик, ПАО "Т Плюс", не согласившись с принятым решением, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части абзаца 4 пункта 2.2.1., пунктов 2.2.11, 2.2.14, 4.8., принять указанные условия договора в редакции ответчика, полагает, что редакция указанных пунктов ПАО "Т Плюс" соответствует нормам действующего законодательства.
В судебном заседании 14.02.2017 представитель истца, ООО "УК "Вест-Снаб", доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Возражал против удовлетворения жалобы ответчика.
Ответчик, ПАО "Т Плюс", в заседании суда апелляционной инстанции представителя не направил. Представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы истца отклонил как несостоятельные, просил жалобу ООО "УК "Вест-Снаб" оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалобы судом рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПАО "Т Плюс" является энергоснабжающей организацией в г. Ижевске, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления, в том числе, в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Софьи Ковалевской, 11а, в отношении которого ООО "УК "Вест-Снаб" осуществляет функции управляющей организации.
28.03.2016 ООО "УК "Вест-Снаб" получило от ПАО "Т Плюс" проект договора теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.03.2016 N Т0656, в соответствии с условиями которого Теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии (пункт 1.1 договора, т.1, л.д. 33-52).
ООО "УК "Вест-Снаб", не согласившись с условиями договора, направило ответчику протокол разногласий от 14.04.2016 (т.1, л.д.44-53).
Данный протокол подписан ответчиком с протоколом урегулирования разногласий от 09.04.2015 (т.1 л.д. 54-57).
В связи с тем, что во внесудебном порядке разрешить преддоговорный спор не представилось возможным, в окончательной редакции договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.03.2016 N Т0656 сторонами не подписан, истец в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с урегулированием разногласий по пунктам 2.1. 2.2.2, 2.3.3, 2.2.4, 2.2.7, 2.3.6, 2.3.15, 2.3.17., 2.3.18., 2.2.4.1, 3.2., абзацу 3 пункта 3.3, 3.4, 3.5, абзацу 2 пункта 3.7, п.3.10., 4.3, 4.6, 4.6.1, 4.7, 4.10, 5.5, 5.6, 7.1, 7.4, приложению N 1 к Договору, 2.2.9, 2.2.13, 2.3.1, 2.3.12, 2.3.14, 2.3.20, 2.5.4, 3.12, 4.4., 4.9, 5.4.2, 7.5.1, 7.5.2, истцом заявлен отказ от иска в данной части.
Установив, что отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права других лиц, суд первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленный истцом отказ от части исковых требований принял, производство по делу в указанной части прекратил.
В данной части выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспорены.
Заявленные требования поддержаны истцом в отношении абзаца 4 пункта 2.2.1, 2.2.6, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.14, 2.3.2, 2.4.6, 2.3.3, 2.3.5, 2.3.25, подпункта "а" пункта 2.4.3, 3.9, 4.4.1, 4.5, 4.8, 5.1, 5.2, 5.4.1, Приложений N N 2, 4, 6, 7, 8, 9 к Договору.
Решением суда спорные пункты договора приняты в указанной ранее редакции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на жалобу истца, заслушав объяснения представителя истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Договор энергоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
ООО "УК "Вест-Снаб", не нарушив срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, передало рассмотрение разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.03.2016 N Т0656 в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с изложенными требованиями закона при определении условий договора суд первой инстанции правомерно руководствовался § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Установив, что ООО "УК "Вест-Снаб" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Софьи Ковалевской, 11а, исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, ПАО "Т Плюс", тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальной услуги по отоплению, суд первой инстанции при разрешении разногласий, возникших при заключении правомерно исходил из того, что к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу пункта 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми акт актами в сфере ресурсоснабжения.
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) предусмотрено, что договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия: договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; порядок расчетов по договору; порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя; объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета; объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
При заключении спорного договора разногласия у сторон возникли по редакции пункта 2.2.6 договора.
Ответчиком предложена следующая редакция спорного пункта: "Обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность обслуживаемых тепловых сетей и оборудования, предназначенных для подачи тепловой энергии в точки поставки и закрепленных за ТСО в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2 к настоящему договору)".
Истец предложил дополнить редакцию пункта 2.2.6 договора вторым предложением: "Обеспечить на вводах тепловых трасс в МКД наличие исправных устройств, исключающих попадание теплоносителя и иных вод (талые, подземные, и другие воды) в случае возникновения аварийных ситуаций на тепловых трассах, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Теплоснобжающей организации".
Судом спорный пункт договора принят в редакции ответчика.
В апелляционной жалобе истец указал, что пункт 2.2.6 договора подлежит дополнению предложением следующего содержания: "Восстановить нарушенную герметизацию на вводах тепловых трасс в МКД в случае ее нарушения по вине Теплоснабжающей организации (и/ или по вине владельца/арендатора указанных тепловых трасс.".
Изучив представленные доказательства и доводы жалобы истца, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы с учетом следующего.
Согласно пункту 9.17 "Тепловые сети" СНиП 41-02-2003 на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания в газифицированных районах необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникание воды и газа в здания, а в негазифицированных - воды.
В соответствии с пунктами 2.6.1, 2.7.1, 2.7.2, 6.1.6, 6.1.23, 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, далее - Правила N 115) при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию; объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния; на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникновение воды в здания; при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозийное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловых сетей.
В соответствии с условиями договора теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.03.2016 N Т0656 ответчик обязан поставлять ресурс до потребителя, в связи с чем лицом, обязанным обеспечить подачу ресурса надлежащего качества перед истцом является ответчик. Также ПАО "Т Плюс" обязано обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность обслуживаемых тепловых сетей и оборудования, предназначенных для подачи тепловой энергии в точки поставки и находящихся в границах эксплуатационной ответственности ТСО.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции признает, что принятые судом условия пункта 2.2.6 договора, исходя из их буквального толкования, изложенным требованиям нормативных актов не противоречат, не исключают обязанности ответчика нести бремя содержания, обслуживания и поддержания в исправном состоянии теплотрассы, не освобождают от обязанности производить осмотр и выявление их неудовлетворительного состояния; восстановить нарушенную герметизацию на вводах тепловых трасс в многоквартирные дома.
Кроме того, требования действующего законодательства применимы к отношениям сторон вне зависимости включения их в договор.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд не усматривает нарушений норм права и прав истца принятой судом редакцией спорного пункта, в связи с чем считает, что доводы жалобы истца в изложенной части удовлетворению не подлежат.
Пункт 2.2.10 договора истец просил изложить в следующей редакции: "Устранять порывы и аварии на транзитных трубопроводах теплоснабжения, находящихся на объектах Потребителя, в течение одних суток. Компенсировать Потребителю реальный ущерб, причиненный в результате указанных аварий и порывов в течение 10 дней с даты направления соответствующей претензии и документов, подтверждающих размер понесенного ущерба.".
Ответчик просил исключить указанный пункт.
Суд, рассмотрев спор, не усмотрел необходимости включения пункта 2.2.10 в договор на основании следующего.
Согласно пункту 5.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; далее - Правила N 170) выявленные аварии во внутриквартальных тепловых сетях (до колодца или до тепловой камеры) должны немедленно устраняться (с принятием мер безопасности).
Согласно пункту 14 Приложения N 1 к Правилам N 354 допустимая продолжительность перерыва отопления, исчисленная суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, составляет не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.
Право истца за возмещение причиненного ущерба предусмотрено положениями статей 15, 393, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, не включение судом в договор условия о сроках устранения ответчиком аварий на сетях, о компенсации реального ущерба не исключает предусмотренной действующим законодательством обязанности ПАО "Т Плюс" по устранению аварий в установленные срока, не лишает истца права на возмещение данного ущерба в соответствии с нормами действующего законодательства, которые являются императивными, и подлежат применению вне зависимости от согласования таких условий в договоре сторонами.
Предложенное истцом условие договора существенным для договора теплоснабжения не является, исключение судом пункта 2.2.10 из договора его незаключенность не влечет.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для изменения решения суда в изложенной части.
В связи с тем, что разногласия, возникшие при заключении договора, в отношении редакций пунктов 2.2.12, 2.3.8, урегулированы сторонами соглашением от 22.11.2016 (т.2 л.д. 39-40) представитель истца в судебном заседании отказался от поддержания доводов жалобы о не разрешении судом спора по указанным пунктам.
Пункт 2.3.2 договора судом первой инстанции принят в редакции ответчика: "Оплачивать тепловую энергию в соответствии с разделом 4 настоящего договора. В случае фиксации на сетях Абонента сверхнормативной подпитки Абонент оплачивает данный теплоноситель в соответствии с разделом 4 настоящего договора.".
Истцом была предложена редакция указанного пункта: "Оплачивать тепловую энергию в соответствии с разделом 4 настоящего Договора.".
Разрешая возникшие разногласия, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 6.2.29 Правил N 115 при эксплуатации тепловых сетей утечка теплоносителя не должна превышать норму, которая составляет 0,25% среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час, независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения (далее - ГВС), присоединенных через водоподогреватель.
Исполнитель коммунальных услуг является лицом, обязанным содержать внутридомовые сети в надлежащем состоянии, не допуская порывов и утечек.
В случае выявления на сетях истца утечек и порывов, приведших к сверхнормативной подпитке, последний обязан возместить ответчику стоимость этого теплоносителя.
Кроме того, в соответствии с пунктом 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
Приложением N 4 к Методическим указаниям установлен перечень и объем нормативных потерь теплоносителя (химически очищенной воды), которые учитываются в тарифе на тепловую энергию. Отбор теплоносителя из системы теплоснабжения на цели горячего водоснабжения не относится к нормируемым потерям теплоносителя и не включается в тариф на тепловую энергию.
Таким образом, Методические указания устанавливают порядок расчета тарифов на тепловую энергию, которую предполагается использовать в закрытой системе теплоснабжения, не предусматривающей отбор теплоносителя из системы.
В Информационном письме Федеральной службы по тарифам России от 31 августа 2007 года N СН-5083/12 дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию основывается на полном возврате потребителями теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
Указанным Информационным письмом разъяснено, что потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
В Правилах N 115 указано, что закрытая система теплоснабжения представляет собой водную систему теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что система теплоснабжения в спорных правонарушениях является закрытой, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы истца пришел к правильному выводу о том, что обязанность оплатить стоимость невозвращенного теплоносителя лежит на ООО "УК "Вест-Снаб".
Пункт 2.3.25 договора истец предложил исключить из договора.
Суд принял спорное условие договора в редакции ответчика: "Оплачивать затраты, понесенные Теплоснабжающей организацией при отключении ограничении и включении тепловой энергии согласно заявкам Потребителя.".
Истец, полагает, что редакция спорного пункта принята судом в нарушение положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, которыми запрещено введение ограничения на подачу теплоносителя в отопительный период.
Оснований для принятия доводов истца не имеется.
В соответствии с пунктом 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях: неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок; прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения; выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; наличие обращения потребителя о введении ограничения; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.
Пункт 82 Правил N 808 предусматривает, что возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется за счет потребителя на основании расчета затрат теплоснабжающей организацией.
Указанные Правила применяются к отношениям сторон в части, не противоречащей Жилищному кодекса Российской Федерации, Правилам N 124, N 354.
Учитывая, что Правила N 808 не противоречат действующему жилищному законодательству, и прямо предусматривают обязанность потребителя по компенсации затрат РСО, понесенные ей на возобновление режима потребления, в связи с чем в случае возникновения у исполнителя коммунальных услуг необходимости прекращения или ограничения поставки тепловой энергии он обязан возместить теплоснабжающей организации соответствующие расходы.
Вопреки доводам жалобы, случаи введения полного ограничения режима потребления, противоречащие действующему законодательству, в спорном условии договора не приведены, в связи с чем права истца не нарушены.
Подпункт "а" пункта 2.4.3 договора предложен ПАО "Т Плюс" в следующей редакции: "Проводить организационно-технические мероприятия по доведению режима потребления тепловой энергии Потребителя до уровня, предусмотренного настоящим Договором, предварительно предупредив Потребителя за сутки в случаях:
а) превышения установленных договором тепловых нагрузок (мощностей);
б) бездоговорного потребления.".
Истец настаивает на исключении данного пункта.
Принимая во внимание, что режим потребления тепловой энергии (мощности) и(или) теплоносителя, является одним из существенных условий договора теплоснабжения (пункт 21 Правил N 808); необходимость исключения указанного пункта из текста договора, истец не обосновал, суд первой инстанции принял указанный пункт в редакции ответчика.
Апелляционный суд не усматривает оснований для изменения решения в указанной части по доводам жалобы истца, учитывая, что исходя из буквального содержания спорное условие договора направлено на обеспечение Потребителя ресурсом надлежащего качества, не предоставляет ответчику право неосновательного ограничения истца в объемах потребления коммунального ресурса.
Пункт 3.9 договора.
Истец предлагал данный пункт в договор не включать. Ответчик просил принять пункт в редакции: "Количество потребленного (невозвращенного) и подлежащего оплате теплоносителя определяется в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Договору".
Спорный пункт и Приложение N 6 судом приняты в редакции ответчика, как соответствующий требованиям Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
При наличии права на получение платы за невозвращенный теплоноситель, принятие указанного пункта договора в редакции ответчика требования действующего законодательства не нарушает. Изложенный в Приложении N 6 к договору порядок расчета объема ресурса соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы истца и исключения пункта 3.9 и Приложения N 6 апелляционный суд не усматривает.
Вопреки утверждению истца Приложение N 6 не содержит указания на оплату невозвращенного теплоносителя в большем объеме, чем зафиксировано показаниями прибора учета (при его наличии), а, следовательно, не нарушает права ООО "УК "Вест-Снаб", как исполнителя коммунальных услуг.
Пункт 4.5 договора истец просил исключить.
Ответчик предложил следующую редакцию спорного пункта: "В случае принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ТСО, оплата за тепловую энергию производится в порядке, предусмотренном в Приложении N 7 к настоящему договору.".
Принимая пункт 4.5 договора в редакции ответчика, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 27 Правил N 124 предусмотрено, что в случае принятия собственниками помещений многоквартирных домов решений об оплате коммунальных ресурсов непосредственно ресурсоснабжающей организации между ней и исполнителем коммунальных услуг должен быть согласован порядок взаимодействия.
Указанный порядок взаимодействия предлагает ПАО "Т Плюс" согласовать в Приложении N 7 к договору.
Принимая во внимание, что редакция пункта 4.5 договора соответствует изложенным правовым нормам, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для исключения указанного пункта из договора.
Доводы истца о том, что решения об оплате коммунальных ресурсов непосредственно ответчику собственники помещений многоквартирного жилого дома не приняли, основанием к отмене судебного акта не являются, учитывая, что действие договора охватывает продолжительный период времени, в течение которых указанные решения собственниками могут быть приняты.
Ответчиком предложена следующая редакция пункта 5.1 договора: "За нарушение обязательств по настоящему договору (в том числе за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушения режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата) Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.".
Истец просил исключить из теста договора слова "нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата".
Принимая во внимание положения пунктов 21, 23 Правил N 808, суд первой инстанции спорный пункт договора принял в редакции ответчика.
Суд апелляционной инстанции для удовлетворения доводов жалобы истца оснований не усматривает. Учитывая, что принятая судом редакция спорного пункта содержит указание на ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, оснований полагать, что истец на основании спорного условия может быть привлечен к ответственности в нарушение требований Правил N 307, N 354, норм Жилищного законодательства, у апелляционного суда не имеется.
Оспаривая выводы суда о включении Приложения N 2 к Договору "Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон" в редакции ответчика, истец указал на несоответствие его содержания пункту 8 Правил N 491.
Изучив представленное ПАО "Т Плюс" Приложение N 2 к договору теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 01.03.2016 N Т0656, апелляционный суд установил, что данное приложение указания на границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности истца (ООО "УК "Вест-Снаб") и ответчика (ПАО "Т Плюс") не содержит, стороны настоящего спора в указанном Приложении не названы. Подписи сторон в Приложении N 2 отсутствуют.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что, исходя из содержания Приложения N 2 к договору, оно не создает права и не порождает обязанностей ни у ответчика, ни у истца.
Принимая во внимание, что условие о границах ответственности является существенным условием договора теплоснабжения, суд апелляционной инстанции признает, что данное условие сформулировано судом в абзаце 4 пункта 2.2.1: "В случае отсутствия подписанных сторонами актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон, указанные границы определяются согласно требованиям п. 8 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, и в отношении тепловых сетей внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД", условия которого подлежат применению к отношениям сторон.
Учитывая, что права истца и ответчика судом не нарушены, оснований для изменения судебного акта апелляционный суд не усматривает.
Приложение N 7 принято в редакции ПАО "Т Плюс" по основаниям, изложенным судом при урегулировании разногласий по пункту 4.5 договора, как соответствующее положениям подпункта "в" пункта 27 Правил N 124. Иных условий взаимодействия сторон истец не предложил.
Приложения N 8, N 9 приняты в редакции ПАО "Т Плюс".
Принятая судом редакция Приложения N 8 к договору не противоречит положениям Правил N 134, N 307, N 354.
Так, подпунктом "ж" пункта 18 Правил N 124 предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения должна быть предусмотрена обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений (пункт 9 Правил N 1034).
В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором (пункт 10 Правил N 1034).
Учитывая изложенное, редакция спорного Приложения действующему законодательству не противоречит, при этом, ни на потребителя, ни на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по компенсации расходов на осуществление таких мероприятий.
Доводы ответчика о том, что реконструкция общедомового прибора учета, входящего в состав общедомового имущества, без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома осуществлена быть не может (статьи 36 - 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), о незаконности или необоснованности решения суда не свидетельствуют, поскольку доказательств того, что собственники помещений спорных домов возражали против подключения коллективного прибора учета к автоматизированными информационно-измерительным системам учета тепловой энергии и теплоносителя, материалы дела не содержат. Оказание содействия в согласовании возможности подключения к таким системам, обеспечение доступа к общедомовому прибору учета входит в полномочия управляющей организации.
Истец ссылается на то, что Приложение N 9 следует принять в его редакции, учитывая, что данные показатели полностью соответствуют требованиям обеспечения надлежащей температуры в жилых помещениях многоквартирного дома, находящихся в управлении истца.
Доводы ООО "УК "Вест-Снаб" судом первой инстанции обоснованно не приняты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
Согласно положениям пункта 20 данного Федерального закона схемой теплоснабжения считается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
Регулирование отношений теплоснабжения производится на основании Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, в соответствии с подпунктом "з" которых схема теплоснабжения должна содержать оптимальный температурный график отпуска тепловой энергии для каждого источника тепловой энергии или группы источников в системе теплоснабжения, работающей на общую тепловую сеть и устанавливаемый для каждого этапа, а также оценку затрат при необходимости его изменения.
Согласно подпункту "ж" пункта 22 вышеуказанных требований к схемам теплоснабжения описание источников тепловой энергии в схеме теплоснабжения должно содержать способ регулирования отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии с обоснованием выбора графика изменения температур теплоносителя.
Кроме того, в подпунктах "е" и "ж" пункта 24 указанных требований к схемам теплоснабжения отмечено, что в схемах теплоснабжения должно содержаться описание графиков регулирования отпуска тепла в тепловые сети с анализом их обоснованности, и фактические температурные режимы отпуска тепла в тепловые сети и их соответствие утвержденным графикам регулирования отпуска тепла в тепловые сети.
Таким образом, действующим законодательством в сфере теплоснабжения установлено, что температурный график, то есть документ, определяющий зависимость температуры теплоносителя от температуры наружного воздуха, утверждается вместе со схемой теплоснабжения для источников тепловой энергии. Кроме того, по температурному графику, разработанному и утвержденному для источника тепловой энергии, невозможно определять температуру теплоносителя на границе раздела балансовой принадлежности (в точке поставки) с потребителем.
Согласно приложению Б (таблица Б.1) СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" максимально допустимая температура теплоносителя или теплоотдающей поверхности для жилых, общественных и административно-бытовых помещений для двухтрубных систем - не более 95°С; для однотрубных - не более 105°С.
Согласно пункту 9.2.1 Правил N 115 отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления - должно быть в пределах 3% от установленного температурного графика.
В соответствии с указанным пунктом Правил N 115 теплоснабжающая организация устанавливает эксплуатационные графики для абонента и предлагает включить в договор именно их, которые она в свою очередь должна соблюдать с допустимыми отклонениями 3%.
На основании пункта 9.3.25 Правил N 115 в процессе тепловых испытаний выполняется наладка и регулировка системы отопления для распределения теплоносителя между теплопотребляющим оборудованием в соответствии с расчетными нагрузками и обеспечения надежности и безопасности эксплуатации.
На основании пояснений представителя ответчика судом установлено, что в тепловых пунктах потребителя установлены элеваторные устройства, обеспечивающие переход с графика, на котором работает наружная сеть (142/70 или 126/70), на график 95/70, на котором работает внутренняя система отопления дома.
Соответственно, несмотря на то, что эксплуатационный график с учетом тепловых потерь ниже расчетного - температурный график работы системы отопления абонента остается без изменения, то есть никакого понижения графика для внутренней системы абонента не происходит - он остается прежним 95/70 - достигается это за счет настройки элеватора. График, на котором работает внутренняя система отопления потребителя, остается без изменения за счет проведения необходимых мероприятий по наладке элеваторных узлов.
ООО "УК "Вест-Снаб", являясь исполнителем коммунальных услуг, приобретает тепловую энергию для целей отопления многоквартирных домов. Следовательно, приобретение тепловой энергии имеет для истца целевое назначение - отопление жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, что говорит о том, что качество теплоснабжения истца определяется исходя из параметров температуры воздуха в жилых помещениях в соответствии с Правилами N 354, в других помещениях - в соответствии с ГОСТ Р 51617-2000.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что предложенный ответчиком температурный график не обеспечивает надлежащую температуру в жилых помещениях.
Учитывая отсутствие технической возможности обеспечить подачу потребителю тепловой энергии по иному температурному графику, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости принятия Приложения N 9 в редакции ответчика.
Доводы жалобы ответчика удовлетворению также не подлежат на основании следующего.
Истец предложил включить в договор абзац 4 пункта 2.2.1 в следующей редакции: "В случае отсутствия подписанных сторонами актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон, указанные границы определяются согласно требованиям пункта 8 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, и в отношении тепловых сетей внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД".
Ответчик просил исключить данный пункт.
Суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы ответчика, правомерно спорный пункт договора принял в редакции ООО "УК "Вест-Снаб", соответствующей требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пункт 8 Правил N 491, устанавливает, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Поскольку стороны добровольно не согласовали границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, эти границы судом первой инстанции правомерно установлены в соответствии с пунктом 8 Правил N 491.
Доказательств того, что соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией установлена иная граница эксплуатационной ответственности сетей, материалы дела не содержат.
Доводы ПАО "Т Плюс" о том, что ответчику на праве собственности принадлежат лишь магистральные сети до тепловых камер, сети от тепловых камер до стен многоквартирных домов переданы теплосетевой организации (ООО "УКС") по договору аренды муниципального имущества N 518 от 05.12.2007 до внешней стены многоквартирных домов, о незаконности или необоснованности принятого судом решения не свидетельствуют, поскольку границы балансовой принадлежности тепловых сетей истца (внешняя граница стены многоквартирного дома) не изменяют.
Пункт 2.2.11 договора истец предложил изложить в редакции: "Ежемесячно, в срок до 28 числа расчетного месяца предоставлять Потребителю информацию об объемах теплоэнергии, потребленной собственниками и пользователями нежилых помещений, расположенных на объектах Потребителя и заключивших договоры теплоснабжения непосредственно с Теплоснабжающей организацией. Указанная информация предоставляется с указанием объемов теплоэнергии в разрезе каждого лица по каждому объекту Потребителя".
Ответчик просил исключить указанный пункт, указывая на отсутствие данной обязанности теплоснабжающей организации.
Суд первой инстанции спорное условие договора принял в редакции истца.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из необходимости возложить на ПАО "Т Плюс" дополнительную обязанность по направлению в адрес ООО "УК "Вест-Снаб" указанных сведений, признав, что данные сведения необходимы истцу для определения объема его обязательств перед ответчиком; предоставление ТСО Потребителю указанной информации позволит сторонам своевременно устранить возникшие между ними разногласия относительно объема переданной тепловой энергии и предоставит возможность исполнителю коммунальных услуг правильно определять объем обязательств по оплате потребленной тепловой энергии каждого из жильцов домов.
В апелляционной жалобе ответчик оспаривает лишь срок представления им информации, предлагая указать 15 число месяца, следующего за расчетным, ссылаясь при этом на подпункт "д" пункта 18 Правил N 124, условия пункта 2.2.12 спорного договора.
Оснований для удовлетворения жалобы ответчика апелляционный суд не усматривает на основании следующего.
Правилами N 354 установлен расчетный период - 1 месяц, при этом собственники помещений вправе по соглашению с ресурсоснабжающей организацией передавать сведения о теплопотреблении в срок до последнего числа расчетного месяца.
Подпунктом "д" пункта 18 Правил N 124 предусмотрено, что исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации информацию для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Поскольку у сторон имеется возможность обмена между ними информацией с использованием электронного документооборота, суд первой инстанции правомерно признал, что возложенная на ответчика обязанность может быть исполнена в срок до 28 числа расчетного месяца.
Изложенный вывод суда первой инстанции ответчиком не опровергнут.
Пункт 2.2.14 договора истцом изложен в следующей редакции: "В случае нарушения Теплоснабжающей организацией срока на производство и восстановление элементов благоустройства, указанного в ордере на производство земляных работ, копия которого предоставляется Потребителю по его требованию, более чем на 30 дней, оплачивать расходы Потребителя на производство работ по восстановлению элементов благоустройства после перекопов для устранения порывов на трубопроводе от ЦТП к объектам Потребителя в течение 10 дней с момента предъявления Потребителем требования.".
Суд принял указанное условие договора в следующей редакции: "Теплоснабжающая организация, обязана в течение 30 дней произвести и восстановить элементы благоустройства, указанного в ордере на производство земляных работ, копия которого предоставляется абоненту по его требованию.".
При этом доводы ответчика об исключении данного пункта из договора правомерно отклонены на основании следующего.
Согласно пункту 2.14 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в г. Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г.Ижевска от 25.09.1995 N 116 (с изменениями и дополнениями), в целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске лица, перечисленные пункте 1.2 общей части настоящих Правил, на принадлежащих им на праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и(или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны обеспечить производство аварийных (в том числе земляных) работ, связанных с временным нарушением состояния благоустройства территорий, проезжей части дорог, переулков, проездов, мест общественного пользования, жилых, общественных зданий только на основании специального разрешения, в установленные сроки, в соответствии с требованиями действующего законодательства и Порядком выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденным решением Городской Думы города Ижевска от 29.11.2006 N 198.
В силу пункта 3.4 Порядка выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 29.11.2006 N 198, юридические и физические лица, получившие разрешение на производство земляных работ, по их завершению восстанавливают все ранее существующие элементы благоустройства и гарантируют устранение за свой счет возможных последствий производства земляных работ, в т.ч. в виде просадки, деформации, иных нарушений грунта.
Решением Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска. Правила устанавливают обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске и распространяются на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности.
Согласно подпунктам 7.3.12, 7.3.14, 7.3.15, 7.3.17 Правил благоустройства заказчик обязан окончить выполнение земляных работ, восстановить нарушенное состояние участков территорий после проведения земляных работ, в том числе ликвидировать в полном объеме повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, обеспечить уборку материалов, произвести очистку места работы, а также закрыть разрешение на земляные работы до момента окончания срока, установленного разрешением на земляные работы.
Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что обязанность по восстановлению благоустройства и устранению последствий производства земляных работ возложена на лиц, получивших разрешение на производство земляных работ.
Следовательно, при необходимости проведения земляных работ на территории, прилегающей к многоквартирному дому, управляемому истцом, ПАО "Т Плюс", являясь лицом, получившим разрешение на их производство, или заказчиком в отношении подрядных организаций, проводящих земляные работы, обязано восстановить элементы благоустройства. При этом предложенный истцом 30-дневный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для выполнения указанных работ.
Несмотря на то, что в предмет публичного договора условия данного пункта в редакции, предложенной истцом, не входят, апелляционная коллегия сочла возможным оставить определенные судом первой инстанции условия в тексте договора, исходя из следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, данные условия основаны на действующем нормативно-правовом акте г. Ижевска, соответствуют его положениям. Дополнительных обязанностей по сравнению с действующими обычными условиями, определенными правилами благоустройства, на ответчика не возлагается.
Наличие таких условий в спорном договоре обусловлено также тем, что обязанность по восстановлению благоустройства и устранению последствий производства земляных работ возложена на лиц, получивших разрешение на производства земляных работ, обязанность оказывать услуги по поставке тепловой энергии на нужды отопления надлежащего качества с не превышением установленных перерывов подачи возложена положениями Правил N 354 также на ответчика. Лицом, ответственным за содержание, обслуживание, поддержание в исправном состоянии теплотрассы, а, следовательно, и осмотр и выявление неудовлетворительного состояния, является ответчик.
При этом граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом) определена судом в соответствии с пунктом 8 Правил N 491.
Таким образом, само по себе включение вышеназванных условий договора вносит определенность во взаимоотношения сторон и не привело к возложению на ответчика дополнительных обязательств и нарушению его прав.
Принятой судом редакцией спорного пункта установлен общий срок выполнения работ. Спорное условие договора не исключает того, что вопросы вины ответчика будут разрешаться, в том числе, и с учетом сроков для благоустройства, установленных администрацией города или района в разрешениях на производство земляных работ.
Поскольку вопрос о возмещении управляющей организации расходов по восстановлению элементов благоустройства при ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств подлежит урегулированию в порядке, предусмотренном статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно данное условие из содержания спорного пункта исключил.
Пункт 4.8 договора в предложенной истцом редакции: "Основанием для расчетов по настоящему договору является акт поданной-принятой теплоэнергии, содержащий сведения об объемах и стоимости теплоэнергии в отношении каждого объекта Потребителя, а так же об уменьшении размера платы за некачественную теплоэнергию, в случаях установленных настоящим договором и счет-фактура, выставляемые Теплоснабжающей организацией и согласованные Потребителем без разногласий.
Потребитель обязан в течение 10 рабочих дней с даты получения от Теплоснабжающей организации счета-фактуры и акта поданной-принятой теплоэнергии надлежащим образом оформить данные документы, подписать уполномоченным лицом и направить в Теплоснабжающую организацию один экземпляр акта приема-передачи теплоэнергии, либо мотивированные разногласия по указанным документам.
В случае невыполнения Потребителем указанных действий, считается, что поставленные энергоресурсы приняты без возражений и акт принят в редакции Теплоснабжающей организации.".
Редакция ответчика: "Основанием для расчетов по настоящему договору является акт поданной-принятой тепловой энергии за фактически принятое количество тепловой энергии и счет-фактура, которые оформляются Теплоснабжающей организацией и отражают информацию об объемах подлежащей оплате тепловой энергии за расчетный период по состоянию на 01 число месяца, следующего за расчетным. Потребитель обязан до 10 числа месяца, следующего за расчетным, получить в ТСО счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, который в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в Теплоснабжающую организацию. Если Потребитель в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес Теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданной-принятой тепловой энергии и не представит мотивированных возражений на акт, считается, что поставленные энергоресурсы приняты без возражений и акт подписан Потребителем.".
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрена возможность непосредственных расчетов между потребителями коммунального ресурсы и ресурсоснабжающими организациями, минуя исполнителя коммунальных услуг, который обязан оплатить весь коммунальный ресурс, переданный на нужды многоквартирного дома, МКД, вследствие чего указанные потребители могут не передавать показания своих индивидуальных приборов учета исполнителю коммунальных услуг, однако при этом истец обязан распределить объем потребленной тепловой энергии в соответствии с показаниями общедомового прибора учета между всеми потребителями, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с целью исключения между сторонами настоящего договора споров относительно объема и стоимости коммунальных ресурсов, необходимо возложить на ресурсоснабжающую организацию обязанность по направлению в адрес истца подробной расшифровки относительно объема потребленной тепловой энергии по каждому объекту (МКД), в том числе в отношении потребителей, которые производят непосредственный расчет с ответчиком, а также сведения о произведенных перерасчетах стоимости коммунального ресурса.
Предложенный истцом 10-дневный срок для изучения представленной ответчиком информации, по мнению суда, является разумным и достаточным для выявления возможных разногласий между сторонами.
При этом, судом, в рамках урегулирования разногласий по пункту 2.2.12 установлен срок направления в адрес потребителя счет-фактуры и акт приема-передачи в срок до 10 числа месяца следующего за расчетным в электронном виде.
Дополнительная (не предусмотренная нормами права) обязанность исполнителя по получению указанных документов у ресурсоснабжающей организации, из текста договора исключена.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно пункт 4.8 договора принял в редакции истца.
Иные условия договора в апелляционном порядке истцом и ответчиком не оспорены.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 ноября 2016 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционные жалобы ответчика и истца удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на заявителей в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 ноября 2016 года по делу N А71-7872/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.Г.Масальская |
Судьи |
Д.Ю.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7872/2016
Истец: ООО "Управляющая компания "Вест-Снаб"
Ответчик: ПАО "Т Плюс" Филиал "Удмуртский"
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-20585/16