город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2017 г. |
дело N А32-17530/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Гирейского городского поселения Гулькевичского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2016 по делу N А32-17530/2016, принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
по заявлению администрации Гирейского городского поселения Гулькевичского района
к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю,
при участии третьего лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
администрация Гирейского городского поселения Гулькевичского района Краснодарского края обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о признании незаконными решений от 04 апреля 2016 года N 2343/5/16-118254, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16-120496, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16120498, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16-121030, об обязании осуществить кадастровый учет объектов недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в представленных с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет документах отсутствовала информация об отнесении спорных объектов к объектам культурного наследия.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что решением Гулькевичского районного суда от 26.03.2015 по делу N 2-542/15 все спорные объекты отнесены в объектам культурного наследия и недвижимого имущества.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Гулькевичского районного суда от 26.03.2015 по делу N 2-542/15 признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности, оформлению охранных обязательств и паспортов в отношении памятников истории, а именно: Обелиск в честь рабочих и служащих, погибших в годы Великой Отечественной Войны, 1975 г., расположенный в пос. Гирей, угол ул. Парковой и ул. Почтовой, сахарный завод; Братская могила красноармейцев, погибших за власть Советов в годы Гражданской войны, 1918 г., расположенная в пос. Гирей, между ул. Ленина и ул. Школьная, кладбище; Памятник работникам сахарного завода, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, расположенный в пос. Гирей, угол ул. Парковая и ул. Почтовая, сахарный завод; Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1942 - 1943 годы, расположенная в пос. Гирей, между ул. Ленина и ул. Школьная, кладбище (далее - спорные объекты). Суд обязал администрацию оформить паспорта и охранные обязательства на спорные объекты.
С целью исполнения требований вступившего в законную силу решения Гулькевичского районного суда от 26.03.2015 по делу N 2-542/15 по заказу администрации изготовлены технические планы сооружения на спорные объекты (том 1, л.д. 18 - 34).
На основании технических планов сооружения администрация обратилась в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлениями о постановке сооружений (спорных объектов) на кадастровый учет (том 1, л.д. 35 - 38).
Решениями от 04 апреля 2016 года N 2343/5/16-118254, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16-120496, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16120498, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16-121030 в осуществлении кадастрового учета спорных объектов отказано в связи с отсутствием сведений об отнесении объектов к недвижимому имуществу (том 1, л.д. 39 - 42).
Не согласившись с указанными решениями, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который устанавливает особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия и общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с данным Законом подразделяются на виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места и категории историко-культурного значения объектов культурного наследия: объекты культурного наследия федерального значения, объекты культурного наследия регионального значения, объекты культурного наследия местного (муниципального).
Согласно статье 15 Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (пункт 3 статьи 15 Закона N 73-ФЗ). Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным Законом (статья 16 указанного Закона).
В соответствии со статьей 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 8 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 N 203, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся.
В соответствии с пунктами 16, 17 указанной Инструкции на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.
В письме Минэкономразвития России от 29.12.2010 N 25973-ИМ/Д23 указано, что сведения о территории объекта культурного наследия могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, к которым относятся зоны охраны объектов культурного наследия (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия (статья 15 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закона N 221-ФЗ органы охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в объеме сведений, предусмотренных статьей 10 Закон N 221-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 N 954 (далее - Положение), основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).
Согласно Закону Краснодарского края от 17.08.2000 N 313-КЗ "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края" спорные объекты внесены в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края. Вместе с тем сведения о внесении спорных объектов в реестр памятников в порядке, установленном Положением, не представлены.
Кроме того, в силу пункта 4 части 1 статьи 15 Закона N 221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
Частью 2 статьи 15 Закона N 221-ФЗ установлено, что органы охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений:
- о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
- об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр;
- об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
- о территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в объеме сведений, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона
- о зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне объекта культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в случае принятия органом охраны объектов культурного наследия решения о включении спорных объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия, осуществление кадастрового учета производится в порядке, установленном статьей 15 Закона N 221-ФЗ.
Осуществление государственного кадастрового учета в отношении спорного объекта, как обычного сооружения, не соответствует нормам Закона N 73-ФЗ, поскольку может повлечь его вовлечение в гражданский оборот без установленных законом особенностей и ограничений.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2016 N Ф08-3620/2016 по делу N А32-29443/2015, от 14.06.2016 N Ф08-3299/2016 по делу N А32-29441/2015, от 19.05.2016 N Ф08-2815/2016 по делу N А32-11100/2015 (определением Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 308-КГ16-9375 отказано в передаче дела N А32-11100/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что изложенный в решениях от 04 апреля 2016 года N 2343/5/16-118254, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16-120496, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16120498, от 05 апреля 2016 года N 2343/5/16-121030 отказ в осуществлении кадастрового учета спорных объектов фактически не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2016 по делу N оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17530/2016
Истец: Администрация Гирейского городского поселения Гулькевичского района
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, г. Краснодар