Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2017 г. N Ф07-3776/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А66-11248/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 ноября 2016 года по делу N А66-11248/2016 (судья Карсакова И.В.),
установил:
глава крестьянско-фермерского хозяйства Алексеев Сергей Алексеевич (место жительства: 170000, г. Тверь; ОГРНИП 315695200027350, ИНН 695009160900; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - Управление) о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Щербининское сельское поселение, в районе дер. Чуприяновки, в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, общей площадью примерно 10 га, для ведения сельского хозяйства, в порядке, предусмотренном статьей 39.15 Земельным кодексом Российской Федерации незаконным; понуждении Управления в соответствии с положениями статьи 39.15 Земельным кодексом Российской Федерации, принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Щербининское сельское поселение, в районе дер. Чуприяновки, в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, общей площадью примерно 10 га, для осуществления крестьянским фермерским хозяйством его деятельности, которое будет являться основанием для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16.11.2016 заявление Предпринимателя удовлетворено.
Департамент с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что у Управления отсутствуют законные основания в принятии данного рода решений, поскольку отсутствуют полномочия, соответственно со стороны Управления нарушений прав и законных интересов Предпринимателя не допущено.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 31.12.2015 Предприниматель обратился в Управление с заявлением о предоставлении ему в собственность части земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Щербининское сельское поселение, в районе дер. Чуприяновки, в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, общей площадью примерно 10 га, для ведения сельского хозяйства в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и о принятии решения о предварительном согласовании земельного участка в порядке статьи 39.18 ЗК РФ с целью осуществления в дальнейшем государственного кадастрового учета земельных участков согласно статье 39.14 ЗК РФ.
Управление письмом от 01.02.2016 N 279-05 отказало Предпринимателю в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, то есть к схеме, представленной на бумажном носителе, не приложена схема в форме документа на электронном носителе.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2016 по делу N А66-1243/2016 суд признал незаконным отказ Управления в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Щербининское сельское поселение, в районе дер. Чуприяновки, в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, общей площадью примерно 10 га, для ведения сельского хозяйства, в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ, выраженный в письме от 01.02.2016 N 279-05.
Во исполнение принятого Арбитражным судом Тверской области судебного акта Управлением 06.05.2016 опубликовано соответствующее извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
По мнению заявителя, со стороны Управления допускается незаконное бездействие, а именно во исполнение положений подпункта 2 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ ответчиком, по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения, в случае если заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, не принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и данное решение не направлено Предпринимателю.
Считая данное бездействие Управления незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в отношении Департамента.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии со статьей 198 упомянутого Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены положениями статьи 39.18 ЗК РФ.
В части 5 указанной статьи закреплено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000027:64 является собственностью Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривалось, что испрашиваемая Предпринимателем часть земельного участка, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, не сформирована в установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядке.
Как указывалось выше, соответствующее извещение опубликовано Управлением 06.05.2016. Датой окончания приема заявок определен срок - 06.06.2016.
Управление предоставило суду информацию, что заявок в указанный в извещении период в адрес управления не поступило.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что правовых оснований для непринятия в соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ решения о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, в порядке, предусмотренном статьей 39.15 ЗК РФ, у Управления не имелось.
Ссылка Управления на невозможность принятия указанного выше решения ввиду нахождения документов заявителя в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, правомерно отклонена судом первой инстанции как несостоятельная, поскольку не подтверждена документально и не согласуется с положениями ЗК РФ, регламентирующим порядок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 ноября 2016 года по делу N А66-11248/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11248/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2017 г. N Ф07-3776/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Глава крестьянско-фермерского хозяйства Алексеев Алексей Николаевич
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ФГБУ филиал "ФКП Росреестра" по Тверской области