город Омск |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А46-11999/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16215/2016) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16 ноября 2016 года по делу N А46-11999/2016 (судья Храмцов К.В.), принятое по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ОГРН 1075504003013), к обществу с ограниченной ответственностью специализированная организация "Центр государственного заказа" (ОГРН 1125543014211) при участии в деле третьего лица: Заборовских Алексея Сергеевича, об обязании изменить наименование юридического лица,
при участии в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Орлова Д.П., по доверенности N01-14/00008 от 09.01.2017 сроком действия до 19.01.2018;
представителя общества с ограниченной ответственностью специализированная организация "Центр государственного заказа" - Филипповой Е.Ю., по доверенности от 21.09.2016 сроком действия 1 год;
от Заборовских Алексея Сергеевича - представитель не явился, извещен,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по Омской области, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью специализированная организация "Центр государственного заказа" (далее - ООО СО "ЦГЗ", общество, ответчик) об обязании последнего изменить полное наименование юридического лица путем представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Определением суда от 26.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Заборовских Алексей Сергеевич.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.11.2016 по делу N А46-11999/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 12 по Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель полагает, что фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью специализированная организация "Центр государственного заказа" вызывает стойкую ассоциацию у потребителей участия государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, а также вводит в заблуждение потребителей и хозяйственных субъектов, создает обществу недопустимые конкурентные преимущества.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО СО "ЦГЗ" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области 21.03.2012.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерацией от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Полагая, что слово "государственного" в фирменном наименовании ответчика вызывает стойкую ассоциацию у потребителей участия государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, Межрайонная ИФНС России N 12 по Омской области обратилась в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении исковых требований явилось поводом для обращения истца с жалобой, при оценке доводов которой апелляционный суд учел следующее.
Согласно абзацу 1 части 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2 статьи 1 Закона о регистрации).
Требования к фирменному наименованию общества с ограниченной ответственностью установлены положениями статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также нормами частей первой и четвертой ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1473 ГК РФ, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям частей 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
В силу пункта 5 части 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает для организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя участия государства в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах.
В силу статьи 14 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2008, фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 01.01.2008 изменении учредительных документов юридических лиц.
Таким образом, с 01.01.2008 использование юридическим лицом фирменного наименования с включением в него наименований "Россия", "Российская Федерация", образованных на их основе слов, словосочетаний, а также слов, которые по смыслу и содержанию ассоциируются с перечисленными наименованиями, в рассматриваемом случае - "государственного" не допускается. При этом обязанность по изменению фирменного наименования у организации возникает при первом после 01.01.2008 изменении ее учредительных документов.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью специализированная организация "Центр государственного заказа" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области 21.03.2012.
Апелляционная коллегия соглашается с позицией истца относительно того, что использование в фирменном наименовании ответчика слова "государственного" вызывает стойкую ассоциацию у потребителя участия государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, может привести к введению в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, и может создавать у организации с таким названием недопустимые конкурентные преимущества, что противоречит общественным интересам.
Таким образом, фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью специализированная организация "Центр государственного заказа" повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Ссылка ответчика на то, что ООО СО "ЦГЗ", являясь специализированной организацией, привлекаемой государственным и муниципальными заказчиками для выполнения услуг по организации и проведению открытых аукционов в электронной форме, получает часть функций и выступает от имени указанных лиц, отклоняется апелляционным судом, поскольку деятельность общества не ограничивается выполнением услуг исключительно для государственных и муниципальных организаций, а в силу статуса распространяется на неограниченный круг потенциальных заказчиков.
В материалах дела отсутствует доказательства наличия разрешения у общества на включение в фирменное наименование юридического лица слов, производных от наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования ("государственного").
В силу пункта "в" части 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Поскольку в материалы дела не представлено сведений об обращении ответчика в регистрирующий орган с заявлением об изменении полного наименования юридического лица, требования истца подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16 ноября 2016 года по делу N А46-11999/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью специализированная организация "Центр государственного заказа" (ОГРН 1125543014211, ИНН 5503234205) изменить полное наименование данного юридического лица путем представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в в Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11999/2016
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА"
Третье лицо: Заборовских Алексей Сергеевич, ООО Руководитель СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА" Заборовских Алексей Сергеевич, Отдел адресно-справочной работы УФМС по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2019 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8240/19
27.12.2018 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-436/2017
05.12.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-436/2017
02.11.2018 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-436/2017
15.10.2018 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1708/17
05.09.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7058/18
12.07.2017 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-436/2017
14.06.2017 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-436/2017
15.05.2017 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-436/2017
02.05.2017 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1708/17
20.02.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16215/16