Требование: о взыскании денежных средств
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А58-3427/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление сельского хозяйства" городского округа "Город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года по делу N А58-3427/2016 (суд первой инстанции - Терских В.С.),
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Управление сельского хозяйства" городского округа "Город Якутск" (ОГРН 1121435000268, ИНН 1435249010, далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Сахаплемобъединение" (ОГРН 1091435005243, ИНН 1435216712, далее - ответчик, общество) о взыскании 130 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года по делу N А58-3427/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, заявитель жалобы полагает, что судом неверно оценены представленные в материалы дела доказательства. В правилах предоставления субсидий от 8.04.13 N 60п п. 1.2, указано, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат по содержанию маточного поголовья КРС (коров) гражданам, имеющих поголовье коров по состоянию на 1 января текущего финансового года, в размере 10 000 рублей за одну голову. В правилах указаны именно коровы, а не иное подразделение маточного поголовья. Суд ошибочно отнес 37 нетелей, 76 телочек от 1 года до 2 лет и 61 телочку до 1 года в категорию маточного стада.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 14.01.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16.05.2013 между МКУ "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск" (Управление) и ОАО "Сахаплемобъединение" (Сельхозтоваропроизводитель) заключено соглашение о предоставлении субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства N 2.
Согласно п. 1.1 данного Соглашения предметом соглашения является предоставление субсидий на возмещение части затрат: наименование субсидии - по сохранению маточного поголовья, ед.измерения - гол., плановое задание на 2013 год - 245, субсидируемый объем - 218, ставка субсидии - 10 000 руб., потребность в субсидиях - 2 180 000 руб., сумма причитающейся субсидии - 2 180 000 руб.
Сельхозтоваропроизводитель выполняет работы по достижению значений плановых заданий, указанных в пункте 1.1 настоящего соглашения (пункт 2.1.1 соглашения).
Согласно пункту 2.1.2 Сельхозтоваропроизводитель предоставляет управлению:
- справку-расчет по форме, утвержденной Постановлением Окружной администрации города Якутска;
- отчеты о достижении значений плановых заданий в текущем году, указанных в пункте 1.1. настоящего соглашения в срок до 01 февраля за отчетным периодом;
- иные документы, являющиеся основанием для предоставления субсидий, по перечню, утверждаемому Окружной администрацией города Якутска.
Пунктом 2.1.3 соглашения установлено, что Сельхозтоваропроизводитель осуществляет возврат перечисленных субсидий в бюджет города Якутска в случае:
а) невыполнения производственных показателей на соответствующий год;
б) несоблюдения других обязательств, предусмотренных Соглашением;
в) нарушений условий предоставления субсидий, установленных Правилами;
г) факта неправомерного получения субсидий;
д) нецелевого использования субсидий.
Сельхозтоваропроизводитель обязуется предоставлять по требованию Управления информацию и документы, подтверждающие фактические затраты (пункт 2.1.4 соглашения).
Во исполнение условий соглашения истцом платежным поручением от 20.05.2013 N 71 ответчику перечислены денежные средства 2 180 000 руб.
Главным контрольным управлением при Президенте Республики Саха (Якутия) проведена проверка целевого и эффективного использования МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства и субсидии на сохранение маточного поголовья крупного рогатого скота (коров), выделенной ГО "город Якутск" из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2014-2013 годы.
По итогам проверки истцу выдано представление от 19.03.2015 N И-03/242, пунктом 5.5 которого установлено, что в нарушение пункта "б" условий предоставления субсидий и пункта 1.2. Правил предоставления субсидий из бюджета ГО "город Якутск", утвержденных постановлением Окружной администрации города Якутска от 08.04.2013 N 60п, пункта 2.1.1., пп. "б" 2.1.2, п.2.1.3, п.2.2.3 соглашений о предоставлении субсидии при неисполнении в 2013 году 4 получателями субсидии на возмещение части затрат по содержанию маточного поголовья КРС (коров) плановых показателей по обеспечению сохранности поголовья коров на 95 коров (сохранено 538 голов при плане 633 голов) не была истребована безрезультатно использованная сумма субсидии по утвержденной ставке 10 тыс. руб. на 1 голову коровы, в том числе 4000 тыс. руб. - ОАО "Сахаплемобъединение" не исполнено на 40 голов (сохранено 205 голов при плане 245 голов).
Пунктом 2.1.3. Правил предоставления субсидий из бюджета ГО "город Якутск", утвержденных постановлением Окружной администрации города Якутска от 08.04.2013 N 60п, сельхозтоваропроизводитель осуществляет возврат перечисленных субсидий в бюджет города Якутска в случае невыполнения производственных показателей на соответствующий год, а также нецелевого использования субсидий.
В связи с отсутствием доказательств возврата субсидии в размере 130 000 руб., исходя из количества 13 голов маточного поголовья, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Таким образом, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой, деятельность.
Частью 3.1. статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Окружной администрации города Якутска утверждены Правила предоставления субсидий из бюджета ГО "город Якутск" на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства (далее - Правила).
Пунктом 2 указанного постановления определено, что уполномоченным органом по предоставлению субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства является МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" (далее - Управление).
Ответчику выдана субсидия на поддержку сельскохозяйственного производства, а именно на сохранение маточного поголовья на 218 голов, согласно Соглашению N 2 от 16.05.2013.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Правил сельхозтоваропроизводитель выполняет работы по достижению значений плановых заданий, указанных в пункте 1.1. настоящего Соглашения.
Согласно указанному Соглашению АО "Сахаплемобъединение", как претендент на получение субсидий из бюджета ГО "город Якутск", предоставило следующие документы:
- заявление на участие в отборе получателей субсидии;
- статистический отчет по форме N 24-сх "Сведения о состоянии животноводства в 2012 году", по состоянию на 10 января после отчетного периода, с отметкой о принятии отчета отделом сбора и обработки статистической информации N 8 в г.Якутске 05.02.2013N
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, вид деятельности ОКВЭД (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в средствах массовой информации извещения о проведении отбора получателей субсидии;
- банковские реквизиты;
- копию отчета об отраслевых показателях деятельности организаций АПК по форме N 6-АПК (годовая, за текущий год);
- документы, подтверждающие расходы по содержанию поголовья коров;
- документов, подтверждающих фактически понесенные затраты по приобретению кормов.
Из статистического отчета по форме N 24-сх "Сведения о состоянии животноводства в 2012 году", по состоянию на 10 января после отчетного периода, с отметкой о принятии отчета отделом сбора и обработки статистической информации N 8 в г.Якутске 05.02.2013, предоставленного МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" следует, что у АО "Сахаплемобъединение" имеется 218 голов коров и 27 голов нетелей, всего 245 голов.
Таким образом, МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" с 2013 году выдана субсидия в размере 2 180 000 руб. исходя из количества голов 245, в том числе и нетелей в количестве 27 голов.
Из статистического отчета по форме N 24-сх "Сведения о состоянии животноводства в 2013 году", по состоянию на 10 января после отчетного периода, с отметкой о принятии отчета отделом сбора и обработки статистической информации N 8 в г.Якутске 06.02.2014, предоставленного МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" следует, что у АО "Сахаплемобъединение" имеется 205 голов коров, 37 нетелей, 76 телочек от 1 года до 2 лет и 61 телочка до 1 года. Общее количество маточного поголовья крупного рогатого скота составляет 379 голов.
Учитывая, что АО "Сахаплемобъединение" выдана субсидия в размере 2 180 000 руб. исходя из 10 000 руб. на одну голову маточного поголовья, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком выполнено требование предоставления субсидии - сохранение маточного поголовья на сумму субсидии в размере 218 голов. Следовательно, требования истца в части несохранения ответчиком маточного поголовья на 13 голов не подтверждаются материалами дела.
При этом суд исходил из того, что маточное стадо (поголовье) - группа половозрелых особей (обычно какой-либо породы, линии, гибрида, вида) коровы, нетели, телки всех возрастов, используемых для воспроизводства в конкретных целях селекции или выращивания.
Оснований для иного вывода суд апелляционной инстанции из материалов дела не усматривает.
Ссылка истца на представление N 20 от 13.03.2015, выданным Главным контрольным управлением при Президенте Республики Саха (Якутия) в адрес Главе ГО "город Якутск" не обоснована, поскольку данное представление не содержит сведений, на основании которых был сделан вывод, изложенный в данном представлении.
Поскольку доказательств, достоверно свидетельствующих о неисполнении ответчиком принятых на себя обязательств при получении субсидии, истцом в материалы дела представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 года по делу N А58-3427/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3427/2016
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск"
Ответчик: ОАО "Сахаплемобъединение"